"Проектная деятельность в формировании ребенка-исследователя"

Разделы: Работа с дошкольниками


Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью.

Л.Н.Толстой.

Наш детский сад работает по программе “Детство”. Авторы программы “Детства” являются сторонниками целостного развития ребенка как субъекта посильных дошкольнику видов деятельности.

В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально – практическим путем. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир, овладевающий способами практического взаимодействия с ним. Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, а способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления. Эту возможность представляет метод проектов, который интегрирует в себе различные виды деятельности для осуществления единой цели. Метод проектов ведет к результативности в работе по формированию предпосылок исследовательской деятельности, в развитии умений определять возможные пути решения проблемы с помощью алгоритма достижения цели, оценивать результаты своей деятельности.

Прочитанное в старшей группе литературное произведение К.Ушинского “Сила не право” дало почву для размышлений детей: “На что сила дает право?”, “А на что не дает?”, “Какой должна быть сила?”. Эта тема заинтересовала детей и они стали задумываться над тем : “Старше – значит сильнее”, “Может ли быть меньше, но сильнее”. Следуя интересам детей, эта тема была взята для проекта. Необходимо было научить детей соотносить свои устремления с интересами других людей, продуктивно взаимодействовать с членами группы (команды) в процессе решения общей задачи, использовать силу для совершения добрых и умных поступков и дел, для того, чтобы окружающей мир стал лучше, чище и красивее.

Формированию предпосылок исследовательской деятельности, интеллектуальной инициативы помогло предложение детям самим попробовать найти пути, которые смогут привести к поставленной цели. По инициативе детей были составлены схемы “правил дружбы”, алгоритмы выхода из сложных ситуаций, составлен план “добрых дел”, которые были по силам детям.

Вопросы “Что же такое сила?”, “Что и кто обладает силой?”, “Кто самый сильный в природе?” послужили толчком для поисковой деятельности.

Дети с удовольствием добывали знания, сведения, материалы, используя различные источники информации: книги, энциклопедии, словари, телепередачи, общение с взрослыми, материалы Интернета, детские журналы и газеты, рекламные проспекты, тем самым, получая опыт обращения и умения пользоваться ими и добывать нужную в данный момент информацию.

Опыты, эксперименты, наблюдения на прогулках и во время мини экспедиций, совместная деятельность детей и воспитателя помогли детям сделать открытие: неживая природа (вода, ветер, мороз) обладает силой.

Новые задачи для исследования:

  • как человек использует силы неживой природы?
  • в чём сила человека?
  • почему так говорят: “Сила ломит все, а ум – силу?”

были трудны для детей и для продолжения работы они объединились в группы. Это помогло детям научиться учитывать возможности всех членов группы; имея несколько вариантов решения проблемы, находить рациональный; приходить к общему решению; учиться презентовать результат своей работы (альбомчики с рисунками, схемы, алгоритмы, поделки, демонстрация опытов, книжки – самоделки с сочиненными сказками и рассказами).

Детям приходилось вести исследовательскую работу, изучая себя и свои возможности, искать пути развития силы, способы измерения. Поиски привели детей к уникальному открытию того, что человек обладает великими силами: ума, памяти, мечты, дружбы, добра, любви, слова, клятвы.

Проект “След человека на Земле”, имеющий также исследовательскую направленность, был применен в подготовительной группе, так как имел своей целью сформировать у детей мотивацию к учебной деятельности, ответить на главный вопрос: “Зачем я иду учиться в школу?”.

В рамках данного проекта дети выполняли следующие поисковые задания “Превратим след”, “Кто мог оставить этот след?”, искали ответы на вопросы: “Кто и что оставляет следы?”, “Кто изучает следы?”, “Чем человек оставляет след?”.

В результате исследований детьми был сделан жизненно важный вывод: человек оставляет след – поступками, делами, открытиями, рекордами, словами, в душах, в сердцах, в памяти других людей.

Акции:

  • “Рождественские подарки для детей-сирот”,
  • “Чистый детский сад”,
  • “Посади дерево”,
  • “Театр для малышей”

помогли научить детей определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого или самостоятельно, использовать различные варианты для решения поставленной задачи.

В работе по проекту были использованы интересные формы работы. Одной из них является “Экспертиза” (группа детей обходит группу или участок сада и дает заключение о том, какие “следы” они заметили, и кто их оставил). Например: в группе политы и прорыхлены цветы – это заботливые руки наших дежурных оставили следы, на полочке новая поделка – это умелые руки Кати оставили свой след. Данная форма работы помогает детям проявлять инициативу, активную жизненную позицию, планировать свои действия, реализовать их и добиваться результата.

Другая форма работы – “Системные паутинки” (см. Приложение), которая способствует формированию умений пользоваться приемами “сильного” мышления, способствующих быстрой систематизации и классификации большого информационного объема, а также его запоминанию.

Презентация результатов проекта, проведенная в форме экскурсии по оформленному детьми мини – музею “След человека на Земле” с использованием путеводителей, сделанных руками детей, показала, что метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, умение ставить цели, планировать результат, разрабатывать алгоритм его достижения, своими действиями обеспечивать его воплощение в жизнь, т.е. выполнять задачи, стоящие перед поисково-познавательной деятельностью. Данные задачи созвучны с задачами по формированию у детей ключевых компетентностей, о которых сказано в Приложении к постановлению Правительства Самарской области “О Концепции компетентностно – ориентированного образования в Самарской области”.

Метод проекта актуален и результативен в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Позиция ребенка-исследователя в проекте – это позиция субъекта, способствующая интенсивному интеллектуальному, эмоциональному развитию личности и естественному вызреванию таких перспективных новообразований, как произвольность поведения, способность к логическому мышлению, самоконтролю, творческому воображению, что составляет важнейшую базу для начала систематического обучения в школе.

Литература:

  1. Л.С. Киселева, Т.А. Данилина “Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения”, Москва 2004.
  2. А.А. Ивин “Искусство правильно мыслить”, Москва, “Просвещение”, 1986.
  3. Программа развития и воспитания детей в детском саду “Детство”, Санкт – Петербург, “ДЕТСТВО – ПРЕСС”, 2006.
  4. С.В.Железнова “Тризенок в доме”, Тольятти, 2002.
  5. Приложение к постановлению Правительства Самарской области от 19.05.2004 № 24 “О Концепции компетентностно-ориентированного образования в Самарской области”.