Открытый урок по русскому языку во 2-м классе на тему "Написание проверяемых и непроверяемых гласных в безударных слогах"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Формировать навыки нахождения ударных и безударных гласных в слове.
  2. Развивать умения распознавать проверяемые и непроверяемые гласные в безударных слогах.
  3. Формировать умения находить проверочное слово путём изменения формы слова.
  4. Продолжать учить находить в предложении слова, обозначающие предмет, признак предмета, действие предмета; учить детей мыслить, анализировать, сравнивать, делать выводы, рассуждать.
  5. Продолжать воспитание бережного отношения к своему здоровью.

Оборудование:

  • картины зимы (А.А. Пластов “Первый снег”, К.Ф. Юон “Русская зима”, М.М. Салтыков “Зимние забавы”);
  • карточки со словарными словами;
  • карточки со словами – глаголами;
  • “веера” с гласными буквами;
  • снежинки белого, голубого и синего цвета (у каждой ученицы).

1. Организационный момент.

Встали, подровнялись. Давайте улыбнёмся, друг другу, пусть сегодняшний урок принесёт нам радость общения друг с другом и получится интересным и увлекательным.

2. Работа в тетрадях.

У. Открыли тетради. Назовите 4 основных правила, которые мы должны помнить, когда работаем в тетрадях.

Посадка! (Дети сразу поднимают руки и называют основные нормы.)

Спина! (Касается спинки стула.)
Грудь! (Между партой и грудью проходит кулачок.)
Тетрадь! (Лежит наклонно.)
Ручка! (Смотрит в плечо.)

а) Записать дату.

б) Чистописание.

На доске записаны буквы: а, о, и, е, я; в тетрадях записан показ этих же букв.

У. К какой группе относятся буквы, которые вы прописали?

Д. Гласные буквы.

У. Сколько гласных букв вы знаете?

Д. 10 букв.

У. Что вы знаете о гласных звуках?

Д. Они образуют слог. Могут быть ударными и безударными.

Гласных звуков 6 (а, о, у, ы, э, и).

Буквы а, о, у, э, ы дают один звук, а буквы я, ё, е, ю, и дают два звука.

3. Постановка цели урока детьми.

У. Догадайтесь, пожалуйста, над чем мы сегодня будем работать.

(Показываю на карточку, прикреплённую к доске, на которой написано слово д…ма.)

(Дети скажут, что я не поставила гласную и не поставила ударение.)

Итак, сегодня мы поупражняемся в определении ударной и безударной гласной в слове, написании слов с проверяемыми и непроверяемыми гласными в слове.

4. Работа со словарными словами.

(У детей “веера” с гласными буквами. На доске на карточках в столбик

прикреплены слова: к...ньки, к..пуста, г..рох, м...рковь, к..рова, м..локо, м..шина, дев..чка.)

У. Я показываю слово, кто-то из вас называет ударный слог и ударную гласную в этом слове, остальные молча поднимают карточку с той буквой, какую нужно вставить.

(Карточки с буквами прикрепляю на места пропусков.)

5. Работа над словами, обозначающими предмет, признак предмета, действие предмета.

У. Скажите, на какие вопросы отвечают все, записанные вами слова?

Д. На вопросы кто? что?

У. Что обозначают слова, отвечающие на вопросы кто? что?

Д. Слова, отвечающие на вопросы кто? что? обозначают предметы.

У. Как мы подчёркиваем в предложении слова, обозначающие предметы?

Д. Одной чертой.

(На доску вывешиваю карточки, на которых записаны глаголы: идёт, пасётся, растёт, вьётся, зеленеет, кипит, висят, едет.)

У. Прочитайте слова. Скажите, на какой вопрос они отвечают. (Что делают?)

Что обозначают эти слова? (Действие предмета.)

Как мы подчёркиваем в предложении слова, обозначающие действие предметов?

Д. Двумя чертами.

Подберите пары слов. (Например: коньки висят.)

У. Итак: подлежащее, связанное по смыслу со сказуемым, мы называем основой предложения, а если добавим слова, обозначающие признак предмета, то наше предложение станет более полным и точным, и над этим мы поработаем после физминутки.

6. Физминутка.

Как же долго мы сидели,
Наши руки онемели,
Наши ноги затекли,
Ими топнем: раз, два, три!
Руки в сторону, дружок,
Раз, два, три, потом – прыжок,
А теперь присядь скорее,
Не держись за батарею.
Со здоровьем всё в порядке,
Если делаешь зарядку.

7. Составление предложений с использованием слов, обозначающих признак предмета.

У. Я прочитаю отрывок из стихотворения, а вы догадайтесь, о каком времени года идёт речь.

Блеснул мороз, и рады мы проказам матушки …(хором).

Д. Зимы.

У. А о чём эта загадка?

Бело покрывало на земле лежало,

Лето пришло оно всё сошло.

Д. Снег.

У. Правильно! Снег это главный признак зимы.

А сейчас, давайте подумаем, каким он бывает.

Ученица наизусть читает отрывок из стихотворения.

Снег бывает разный:
Глубокий и пушистый,
В морозный день – скрипучий,
Холодный и колючий.
Первый снег бывает лёгкий,
Будто пух он лебединый.
В марте грязный он и рыхлый,
Состоит из мелких льдинок.

У. Сейчас я включу музыку, а вам нужно будет закрыть глаза и представить эту зимнюю картину.

(Квартет №2. Бородин (струнный квартет).

(Одновременно на доску вывешиваю картину А.А. Пластова “Первый снег”.)

У. Откройте глаза, совпадают ли ваши представления с картиной, которую я показываю вам?

Д. Ответы детей.

У. Снег какой?

Д. Свежий, первый, чистый, ярко-белый, мягкий, пушистый, лёгкий, спокойный …

(Я записываю основу. Лежит снег. Дети распространяют. Лежит пушистый снег. Записываем в тетради. Подчёркиваем подлежащее, сказуемое, определение. Повторяем: лежит – лёжа, жи-ши, снег – снега.)

(На доску вывешиваю следующую картину. К.Ф. Юон “Русская зима”.

Звучит вальс из балета “Спящая красавица” П.И. Чайковского (оркестр).

У. Какой снег на этой картине?

Д. Белый, светлый, разноцветный, скрипучий, колючий, хрустящий, холодный.)

Записываем предложение: Лежит колючий снег. Разбираем: колючий – колет.

Звучит третье музыкальное произведение. Русская народная песня в оркестровой обработке “Светит месяц”. Картина “Зимние забавы”, художник М.М. Салтыков.

У. Снег какой?

Д. Твёрдый, плотный.

Записываем предложение: Лежит твёрдый снег.

Делаем вывод.

Если к основе предложения добавлять разные слова, обозначающие признак предмета, то смысл предложения меняется.

8. Беседа о здоровье детей зимой.

У. Посмотрите, во что одеты дети?

Д. Те, кто катаются на коньках, одеты в тёплый спортивный костюм, спортивную шапочку. Те, кто на лыжах, на санках, на санках-ледянках, одеты теплее. А вот если мы посмотрим на тех, кто просто ходит по городу, то увидим, что люди одеты в тёплые шапки, шубы. Как вы думаете, почему?

…Ответы учащихся.

Вывод. Чтобы зимой быть здоровым нужно не только правильно одеваться, но и правильно питаться. Если не забывать самые простые народные советы, то заболевание можно предупредить. К таким советам относятся:

  1. Употребление в пищу чеснока.
  2. Употребление в пищу зелёного лука, лука-репки.

Именно для того, чтобы дети меньше болели, мы выращиваем зелёный лук. (В кабинете на подоконниках с ноября мы выращиваем зелёный лук.)

Давайте составим об этом предложение.

Например: Дети вырастили полезный зелёный лук.

9. Физминутка для глаз и пальчиков.

Мы писали, мы писали, наши пальчики устали

Мы немножко отдохнём и опять писать начнём.

Глазками быстро, быстро поморгали.

Не моргая, посмотрели в одну точку (секунд 30).

Закрыли глаза, расслабились.

10. Самостоятельная работа.

Страница 127, упр. 167, 1 и 4 предложение.

Списать 1 и 4 предложения, вставить пропущенные буквы, устно объяснить написание слов.

11. Проверка. П..ля – поле, л..са – лес, сн..гом – проверять не надо, ч..сто – ча-ща, ох..ту – проверять не надо, л..са – лис.

12. Оценки за урок.

13. Итог урока.

Перечислите орфограммы, которые мы повторили на уроке.

14. Рефлексия урока.

Давайте украсим нашу доску снежинками. Если у вас после урока радостное настроение, наклейте белую снежинку, спокойное – голубую, печальное – синюю.