Изделие. Розетка.
Цели:
- работа по графической инструкционной карте (ГИК), планирование под руководством учителя;
- повторить и закрепить умения учащихся по сгибанию и складыванию бумаги;
- закрепить правила при работе с клеем, соблюдать правила по организации и культуре труда и санитарно-гигиенические требования;
- ознакомление с производством ёлочных игрушек.
Оборудование:
у учащихся:
- материалы: бумага цветная, сутаж длиной 15 см, клей;
- инструменты: гладилка, кисть;
- приспособления: клеёнка, подкладной и притирочный листы бумаги для работы с клеем, баночка для клея;
у учителя:
- чертёж,
- образцы изделий,
- ёлочные игрушки из разных материалов,
- крупные детали изделия,
- плакаты с правилами сгибания.
Ход урока
1. Организация внимания. Проверка рабочего места.
2. Расширение знаний учащихся.
Учитель выясняет у учащихся, из каких материалов делают ёлочные игрушки. Затем рассказывает о фирме “Орбита”, которая была образована на базе фабрики "Ленигрушка", созданной в 1928 году. Предприятие до сих пор сохранило свою специфику- производство игрушек, разработка и выпуск игр-пособий для воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста.
"Орбита" является одним из крупнейших в Санкт-Петербурге и Северо-Западном регионе производителем игрушек и игр-пособий, которые пользуются спросом не только в нашем городе, но и по всей России. Предприятие является единственным в стране производителем дидактических игр. Кроме этого, оно выпускает куклы и сувениры, технические игры, пластмассовые, мягкие, деревянные игрушки, а также и ёлочные игрушки.
Далее учитель сообщает интересные факты о ёлочных игрушках:- решением международной организации коллекционеров елочных игрушек "Golden Glow" ("Золотое свечение") старинными признаются игрушки, произведенные до 1966 года;
- в книге рекордов Гиннесса елкам и украшениям отведено немало места. Самую большую елочную игрушку в мире - синий шар из пенопласта и прорезиненной ткани с серебряным наполнением в виде снежинок, весивший почти тонну, - сделали в 2003 году петербургские мастера.
3. Сообщение темы и целей урока.
Учитель предлагает детям высказать свои предположения о теме урока. (Высказывания детей.)
Затем показывает изделие, которое называется РОЗЕТКА (Рис.1) и выясняет, как понимают дети это слово:
- название различных предметов круглой формы (блюдце для варенья),
- кружок с отверстием, который надевают на свечку, для предохранения подсвечника от капающего воска,
Рис.1
- абажур для электрической лампы в виде раструба,
- нашивка из лент, тесьмы на дамских шляпах, платье и т.д. в форме цветка,
- лепное украшение в виде расходящихся из центра листьев, цветочных лепестков.
Использовать розетку, которую сделаем мы, можно по-разному, а как, об этом вы узнаете в ходе урока.
Выясняется, какие умения необходимы для выполнения этой работы. (Нужно знать приёмы сгибания и складывания.)
4. Анализ образца.
Анализ проходит по вопросам учителя.
- Из каких частей состоит, для чего служит каждая часть игрушки? (Розетка - сама игрушка и петелька для подвешивания)
- Сколько деталей потребуется для розетки? (1)
- Для крепежа? (2 дет. - петелька и заглушина)
- Как соединены детали в изделии? (Неподвижно при помощи клея)
5. Планирование работы.
Ни строительство дома, ни путь капитана
Не получатся, если делать без плана.
Будь как строитель и как капитан:
Готовишься к делу – обдумывай план.
- Рассмотрите изделие, чертёж (Рис. 2), подумайте, как его сделать. С чего начать работу?
Рис. 2
Учащиеся составляют план под руководством учителя:
- Разметка и раскрой детали.
- Складывание.
- Разметка и раскрой петли.
- Сборка изделия.
6. Работа по пунктам плана.
6.1.
Работать будем по пунктам на доске, используем ГИК. Прочитайте 1 пункт плана.
- Что изображено на 1 рис.? (Заготовка) (Рис. 3)
- Какова форма? Размер?
- Какие инструменты понадобятся?
- Подумайте об экономии, помните, что остатки должны быть прямоугольной формы, один остаток большой, другой меньше.
- Вспомните правила резания и безопасности труда при работе ножницами.
Практическая работа учащихся.
Проверка по остаткам. (Учащиеся поднимают их вверх.)
Рис. 3
6.2.
- Прочитайте 2 пункт плана.
- Что изображено на рисунке рядом? Что нового? (Линии сгиба, значит надо согнуть)
- Как согнуть, чтоб получилось 4 полоски? (Пополам и каждую часть к середине.)
- Какой инструмент поможет? (Гладилка)
- Вспомним правила сгибания. (Учитель выставляет плакаты, учащиеся вспоминают правила.) (Рис. 4)
Рис. 4
- Положите заготовку, как на следующем рисунке. Что изображено? (Квадрат разделён на 16 малых квадратов.)
- Что нового на следующем рисунке? (Появилась линия реза.) (Рис. 5)
- Что вы можете сказать о глубине линии реза? (Она равна длине одной стороны малого Рис. 4 квадрата.)
- Что надо сделать, опираясь на следующий рисунок? (Отогнуть от себя один маленький квадрат.)
- Что сделать дальше? (Повернуть по часовой стрелке деталь и отогнуть от себя 3 квадрата.)
- Что выполнить дальше? (Повернуть по часовой стрелке деталь и отогнуть от себя 3 квадрата.)
Рис. 5
- Дальше работаем аналогично, отгибаем по 3 квадрата, последний раз отогнуть 2 квадрата.
- Что надо сделать, опираясь на следующий рисунок? (Учитель показывает на крупной детали.)
- Заправим крайний одинарный квадрат под двойной. Отогнём треугольники (2 слоя бумаги) так, чтобы они приняли вертикальное положение.
- Что надо выполнить дальше? (Расправить вертикальные уголки, слегка придавить 4 конусообразные трубки, придающие розетке выпуклость.)
6.3.
- Прочитайте 3 пункт плана.
- Что изображено? (Длина петли для тесьмы 150мм, заглушина – квадрат со стороной 20 мм.)
Практическая работа учащихся.
6.4.
- Прочитайте следующий пункт плана.
- Прежде, чем собрать такую, как у меня, игрушку, подумайте, что можно сделать из этих розеток? (Учащиеся советуются в группах и отвечают по очереди.)
Учитель показывает свои образцы. (Рис.6) Затем предлагает украсить плакат, к которому надо прикрепить розетки.
Рис.6
- Подумайте, какие ещё удивительные игрушки и поделки можно сделать? (Ответы учащихся.)
- Сборку провести самостоятельно.
Практическая работа учащихся.
7. Подведение итога работы.
- Как называется игрушка, которую сегодня выполнили?
- Что узнали нового?
- Что было трудно при выполнении работы?
- Подумайте дома, какие ещё игрушки можно сделать. А я хочу показать вам несколько панно, сделанных детьми из розеток. (Рис.7, 8, 9 10)
Рис. 7
Рис.8
Рис.9
Рис.10
8. Оценка работы класса в целом и каждого учащегося.
Критерии оценки:
- качество сгибов,
- качество сборки,
- выполнение творческого задания.
9. Уборка класса.
Литература.
- А.М. Гукасова, И.П. Фрейтаг Методика трудового обучения с практикумом в учебных мастерских. Обработка бумаги. М., Просвещение, 1979.
- Старые ёлочные игрушки… - http://christmas-collection.narod.ru/pr-history-grate-catalog.html