Урок технологии в 3-м классе по теме "Обработка бумаги. Розетка"

Разделы: Технология, Начальная школа


Изделие. Розетка.

Цели:

  • работа по графической инструкционной карте (ГИК), планирование под руководством учителя;
  • повторить и закрепить умения учащихся по сгибанию и складыванию бумаги;
  • закрепить правила при работе с клеем, соблюдать правила по организации и культуре труда и санитарно-гигиенические требования;
  • ознакомление с производством ёлочных игрушек.

Оборудование:

у учащихся:

  • материалы: бумага цветная, сутаж длиной 15 см, клей;
  • инструменты: гладилка, кисть;
  • приспособления: клеёнка, подкладной и притирочный листы бумаги для работы с клеем, баночка для клея;

у учителя:

  • чертёж,
  • образцы изделий,
  • ёлочные игрушки из разных материалов,
  • крупные детали изделия,
  • плакаты с правилами сгибания.

Ход урока

1. Организация внимания. Проверка рабочего места.

2. Расширение знаний учащихся.

Учитель выясняет у учащихся, из каких материалов делают ёлочные игрушки. Затем рассказывает о фирме “Орбита”, которая была образована на базе фабрики "Ленигрушка", созданной в 1928 году. Предприятие до сих пор сохранило свою специфику- производство игрушек, разработка и выпуск игр-пособий для воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста.

"Орбита" является одним из крупнейших в Санкт-Петербурге и Северо-Западном регионе производителем игрушек и игр-пособий, которые пользуются спросом не только в нашем городе, но и по всей России. Предприятие является единственным в стране производителем дидактических игр. Кроме этого, оно выпускает куклы и сувениры, технические игры, пластмассовые, мягкие, деревянные игрушки, а также и ёлочные игрушки.

Далее учитель сообщает интересные факты о ёлочных игрушках:

  • решением международной организации коллекционеров елочных игрушек "Golden Glow" ("Золотое свечение") старинными признаются игрушки, произведенные до 1966 года;
  • в книге рекордов Гиннесса елкам и украшениям отведено немало места. Самую большую елочную игрушку в мире - синий шар из пенопласта и прорезиненной ткани с серебряным наполнением в виде снежинок, весивший почти тонну, - сделали в 2003 году петербургские мастера.

3. Сообщение темы и целей урока.

Учитель предлагает детям высказать свои предположения о теме урока. (Высказывания детей.)

Затем показывает изделие, которое называется РОЗЕТКА (Рис.1) и выясняет, как понимают дети это слово:

  • название различных предметов круглой формы (блюдце для варенья),
  • кружок с отверстием, который надевают на свечку, для предохранения подсвечника от капающего воска,

Рис.1

  • абажур для электрической лампы в виде раструба,
  • нашивка из лент, тесьмы на дамских шляпах, платье и т.д. в форме цветка,
  • лепное украшение в виде расходящихся из центра листьев, цветочных лепестков.

Использовать розетку, которую сделаем мы, можно по-разному, а как, об этом вы узнаете в ходе урока.

Выясняется, какие умения необходимы для выполнения этой работы. (Нужно знать приёмы сгибания и складывания.)

4. Анализ образца.

Анализ проходит по вопросам учителя.

- Из каких частей состоит, для чего служит каждая часть игрушки? (Розетка - сама игрушка и петелька для подвешивания)

- Сколько деталей потребуется для розетки? (1)

- Для крепежа? (2 дет. - петелька и заглушина)

- Как соединены детали в изделии? (Неподвижно при помощи клея)

5. Планирование работы.

Ни строительство дома, ни путь капитана
Не получатся, если делать без плана.
Будь как строитель и как капитан:
Готовишься к делу – обдумывай план.

- Рассмотрите изделие, чертёж (Рис. 2), подумайте, как его сделать. С чего начать работу?

Рис. 2

Учащиеся составляют план под руководством учителя:

  1. Разметка и раскрой детали.
  2. Складывание.
  3. Разметка и раскрой петли.
  4. Сборка изделия.

6. Работа по пунктам плана.

6.1.

Работать будем по пунктам на доске, используем ГИК. Прочитайте 1 пункт плана.

- Что изображено на 1 рис.? (Заготовка) (Рис. 3)

- Какова форма? Размер?

- Какие инструменты понадобятся?

- Подумайте об экономии, помните, что остатки должны быть прямоугольной формы, один остаток большой, другой меньше.

- Вспомните правила резания и безопасности труда при работе ножницами.

Практическая работа учащихся.

Проверка по остаткам. (Учащиеся поднимают их вверх.)

Рис. 3

6.2.

- Прочитайте 2 пункт плана.

- Что изображено на рисунке рядом? Что нового? (Линии сгиба, значит надо согнуть)

- Как согнуть, чтоб получилось 4 полоски? (Пополам и каждую часть к середине.)

- Какой инструмент поможет? (Гладилка)

- Вспомним правила сгибания. (Учитель выставляет плакаты, учащиеся вспоминают правила.) (Рис. 4)

Рис. 4

- Положите заготовку, как на следующем рисунке. Что изображено? (Квадрат разделён на 16 малых квадратов.)

- Что нового на следующем рисунке? (Появилась линия реза.) (Рис. 5)

- Что вы можете сказать о глубине линии реза? (Она равна длине одной стороны малого Рис. 4 квадрата.)

- Что надо сделать, опираясь на следующий рисунок? (Отогнуть от себя один маленький квадрат.)

- Что сделать дальше? (Повернуть по часовой стрелке деталь и отогнуть от себя 3 квадрата.)

- Что выполнить дальше? (Повернуть по часовой стрелке деталь и отогнуть от себя 3 квадрата.)

Рис. 5

- Дальше работаем аналогично, отгибаем по 3 квадрата, последний раз отогнуть 2 квадрата.

- Что надо сделать, опираясь на следующий рисунок? (Учитель показывает на крупной детали.)

- Заправим крайний одинарный квадрат под двойной. Отогнём треугольники (2 слоя бумаги) так, чтобы они приняли вертикальное положение.

- Что надо выполнить дальше? (Расправить вертикальные уголки, слегка придавить 4 конусообразные трубки, придающие розетке выпуклость.)

6.3.

- Прочитайте 3 пункт плана.

- Что изображено? (Длина петли для тесьмы 150мм, заглушина – квадрат со стороной 20 мм.)

Практическая работа учащихся.

6.4.

- Прочитайте следующий пункт плана.

- Прежде, чем собрать такую, как у меня, игрушку, подумайте, что можно сделать из этих розеток? (Учащиеся советуются в группах и отвечают по очереди.)

Учитель показывает свои образцы. (Рис.6) Затем предлагает украсить плакат, к которому надо прикрепить розетки.

                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 

Рис.6

- Подумайте, какие ещё удивительные игрушки и поделки можно сделать? (Ответы учащихся.)

- Сборку провести самостоятельно.

Практическая работа учащихся.

7. Подведение итога работы.

- Как называется игрушка, которую сегодня выполнили?

- Что узнали нового?

- Что было трудно при выполнении работы?

- Подумайте дома, какие ещё игрушки можно сделать. А я хочу показать вам несколько панно, сделанных детьми из розеток. (Рис.7, 8, 9 10)

Рис. 7

Рис.8

Рис.9

Рис.10

8. Оценка работы класса в целом и каждого учащегося.

Критерии оценки:

  • качество сгибов,
  • качество сборки,
  • выполнение творческого задания.

9. Уборка класса.

Литература.

  1. А.М. Гукасова, И.П. Фрейтаг Методика трудового обучения с практикумом в учебных мастерских. Обработка бумаги. М., Просвещение, 1979.
  2. Старые ёлочные игрушки… - http://christmas-collection.narod.ru/pr-history-grate-catalog.html