Конспект занятия факультатива "Самосовершенствование личности". Тема: "Общительный человек"

Разделы: Школьная психологическая служба


Целью изучения данного раздела является: дальнейшее развитие у школьников навыков общения, формирования у них представлений об особенностях различных видов общения.

Умения, которые развиваются в ходе урока:

  1. Умения слушать.
  2. Умения оценивать себя и других.
  3. Умения говорить.
  4. Развитие способностей к творчеству.
  5. Умения передавать информацию в устной форме, с логической последовательностью, доступно для понимания.

Цель урока: повысить коммуникативный уровень учащихся.

Задачи: практически опробовать упражнения, повышающие уровень коммуникативной компетенции;

Ход занятия

Презентация

1. Разминка “Выброс пальцев”

Ведущий: В рыцарские времена в обращение между людьми было введено рукопожатие. Этот жест указывал на то, что рыцарь безоружен и открыт для общения с партнером. Сейчас этот жест играет ту же роль: когда мы пожимаем руку партнеру, мы без слов говорим ему, что считаем его своим другом.

Думаю, мы имеем все основания для того, чтобы обменяться рукопожатием. Только сделаем это необычно. Сейчас на счет “три” мы, стоя в кругу, выбросим любое количество пальцев правой руки. Наша задача – не договариваясь, постараться выбросить одинаковое количество пальцев. У кого в круге окажется одинаковое количество пальцев, пожимают друг другу руки.

2. Повторение пройденного материала.

Учитель:

Наше время- время активных, предприимчивых деловых людей. Проблема общения является одной из самых важных для достижения успеха в жизни: это искусство нравиться людям, искусство слушать и искусство понимать человеческие эмоции.

И этому искусству сегодня на уроке мы должны научиться.

Цель нашего урока: выяснить: кто такой коммуникативный человек и повысить свой уровень развития коммуникативных качеств.

Опрос учащихся:

- Дайте определение понятия общения? (общение – это передача информации) (Слайд 1)

- Какие виды общения существуют? (вербальное и невербальное). (Слайд 2)

Учитель: Общительный человек чувствует себя уверенно в самых различных ситуациях бытового, социального, делового и профессионального общения. Общительного человека называют коммуникативным (т.е это человек, который легко вступает в контакт, умеет нравиться людям, легко находит общий язык с другими людьми). (Слово коммуникативный помещается на доске).

Учитель: назовите 6 правил, которые помогают нравиться людям, легко вступать в контакт. (Повторение пройденного материала)

Правила, которые помогают нравиться людям:

Впечатление о человеке создается за первые 10-15 сек. (Слайд 3)

- Чтобы расположить к себе собеседника нужно сделать 4 “психологических подарка”: комплимент, улыбка, имя собеседника, поднятие его значимости: (Слайд 4)

- Сделать человеку комплимент. Комплименты бывают трех видов: косвенный комплимент, “минус- плюс”, комплимент – сравнение. (приведите примеры).

- Чувство юмора и искренняя улыбка могут сыграть решающую роль в затруднительной ситуации.

- Человек относится более доброжелательно к тем собеседникам, которые называют его по имени (отчеству).

- Собеседнику необходимо внушать сознание его значимости и делать это искренне. (“Я хотел бы с вами посоветоваться).

(Демонстрация слайда).

3. Работа над понятием “коммуникативный человек”.

Каждый из нас, я думаю, хотел бы быть общительным “коммуникативным” человеком или человеком, умеющим общаться? Давайте задумаемся – а кто же это такой, и какие качества ему присущи?

Наша с вами задача – создать портрет общительного (коммуникативного) человека.

Для этого вы разделены на 3 группы. Сейчас каждой группе я раздам пакеты со всем необходимым для того, чтобы группа могла создать свой портрет человека.

В каждом пакете находится “не общительный человек” (ведущий показывает шаблон фигуры человека. (Слайд 5) – у него нет ничего, даже одежды. Также в пакете вы найдете цветную бумагу, клей, ножницы, фломастеры. На отдельных листах необходимо написать черты характера, которые присущи общительному человеку.

В течение 10 минут подумайте и обсудите в группе те качества и свойства, которые определяют общительного человека. Обсудите, как вы эти качества и свойства отразите на портрете. Ваша задача – отобразить не только внешние черты (цвет глаз, форму носа и т.д.), но и внутренние – его характер, способности.

Если во время выполнения задания у вас возникнут вопросы – обращайтесь ко мне. Если есть вопросы сейчас – спрашивайте.

Учитель отдает пакеты каждой группе. Ребята приступают к работе. Во время выполнения задания учитель подходит к каждому столу, отвечает на вопросы, при необходимости уточняет задание, интересуется ходом работы, направляет тех, кто зашел в тупик, подбадривает сомневающихся, напоминает о лимите времени.

Через 10 минут напоминают, что время подходит к концу и необходимо закончить задание через несколько минут (не более 5).

От каждой группы по очереди выступают представители, демонстрируя классу портрет и рассказывают о тех качествах и свойствах, которые, по мнению их группы, присущи образованному человеку. По окончании мини-рассказов ведущий предлагает закрепить портреты на магнитной доске, чтобы они были видны всему классу.

Ведущий. Спасибо всем, вы отлично поработали. Посмотрите, перед нами целых 3 человека, обладающих коммуникативными качествами,... (называет 5–6 качеств, присутствующих в работах ребят). При этом я думаю, все согласятся, что пока никто из нас не является по-настоящему общительным человеком, мы все только стремимся к этому идеалу.

4. Игра “Насколько я общителен” (самооценка). Я предлагаю сделать следующее.

Пусть каждый из вас встанет на том расстоянии от идеала, на котором он себя ощущает. Постарайтесь оценить, какое расстояние отделяет вас от по-настоящему общительного человека. Я тоже вместе с вами поищу это место.

Ребята встают со своих мест, ходят по классу, находят “свое” место. Запомните свое место, вы на него вернетесь через какое-то время.

Для тех, кто затрудняется, ориентиром может служить учитель, который выбрал место ближе к противоположной от доски стене класса.

Примечание для учителя. Здесь важно предложить подросткам выполнить задание, условно говоря, в реальном пространстве, что позволит им не только поразмыслить, но и подвигаться по классу в поисках “своего” места.

Сначала некоторые ребята (чаще – мальчики) подходят к самой доске, говоря о том, что они уже образованные и им нечему учиться. Но это лишь мальчишеская шутка, игра. Учителю не следует одергивать ребят, делать им замечания, просить быть серьезнее и т.д. После выплеска эмоций каждый подросток довольно серьезно и ответственно начнет искать свое место. Этому во многом способствует включение в выполнение задания учителя , который служит для подростков своеобразным ориентиром (“если уж взрослый человек, педагог (психолог) считает себя недостаточно образованным, то и нам не стыдно признаться в этом...”).

Учитель. Как видите, мы все находимся на разном расстоянии от нашего идеала -общительного человека.

5. Групповая оценка общительности (самооценка и оценка качеств группой)

Учитель: – Какие качества нужны человеку для общения?

(После обсуждения педагог делает запись на доске).

  • умение слушать собеседника;
  • способность сочувствовать и сопереживать;
  • тактичность;
  • деликатность;
  • отзывчивость.

Учитель: определите, в какой мере вам самим присущи эти качества.

Для этого необходимо раздать учащимся заранее приготовленные чистые полоски бумаги размером приблизительно 25 х 4 см (оценочные листы).

Подростки должны будут оценить степень развития определяемых качеств, как у самих себя, так и у всех своих одноклассников.

Критерии этих оценок педагог представлены на доске.

Оценки (Слайд 6)

5 – определяемые качества проявляются всегда, общение с этим человеком приносит радость и удовлетворение;

4 – эти качества проявляются часто;

3 – трудно сказать, часто проявляются или редко;

2 – проявляются редко, общение часто приносит разочарование и неудовлетворение;

1 – не проявляются никогда, общение грозит конфликтом..

Получив оценочный лист (ту самую полоску бумаги), учащиеся должны написать в верхней его части свою фамилию, а в нижней части поставить себе оценку по приведенным критериям. Затем нижний край оценочного листа загибается таким образом, чтобы проставленная оценка не была видна.

Далее лист передается соседу по парте. Он оценивает степень развития качеств общения у того, чья фамилия написана наверху. Оценка снова ставится внизу, закрывается, и лист передается дальше.

Нужно организовать передачу оценочных листов по кругу, то есть так, чтобы на оценочном листе каждого были проставлены оценки всех остальных учащихся класса.
После того как все оценочные листы обойдут полный круг, они возвращаются к своим владельцам.

Учитель: Разверните листы, вы видите, как вас оценивают одноклассники и коллеги. Подсчитайте среднюю оценку, выставленную товарищами и сравните ее со своей самооценкой (она самая первая, самая нижняя в оценочном листе).

Учитель: Обратите внимание, что психологи заметили, человек при оценке других склонен приписывать им свои черты и качества. В данном случае это означает, что если кто-то на оценочных листах выставлял в основном “4” или “5”, то он сам с большой вероятностью обладает определяемыми качествами.

Учитель: Вернитесь на те места- расстояния, которые отделяют Вас от идеального общительного человека. А теперь попробуем все вместе преодолеть этот путь между нами и идеалом. Для этого подойдите ко мне и возьмите по цветному “кирпичику” (полоска цветного картона). Из этих кирпичиков мы выложим дорогу до нашего идеала.
Но сначала каждый должен написать на своем “кирпичике” то качество, то условие, которое ему необходимо для того, чтобы стать коммуникативным человеком.
Учащиеся выполняют задание – пишут на полосках цветного картона качества или условия, которые им необходимы.

Ведущий. Каждый из вас по очереди будет класть свой “кирпичик” на пол, громко называть то качество или условие, которое он написал, и мы все вместе будем продвигаться по выложенной дорожке к нашему идеалу – общительному человеку. Ребята по очереди кладут свои полоски, называют качества, и весь класс делает шаг вперед. Когда все полоски-“кирпичики” выложены, ребята оказываются у самой доски, рядом со своими портретами общительного человека

6. Игра “Да” (окончание занятий)

Все члены занятия встают в круг. Руки расположите перед собой, ладонями вверх. “Мысленно положите все знания, которые ты сегодня принес с собой, в левую руку, а все то, что вы узнали нового – в правую” И когда я скажу: “Готово, давай!”, вы соедините руки одним громким хлопком, сказав при этом: “Да”.

Домашнее задание: на протяжении недели пользоваться правила, которые помогаю нравиться людям. Наблюдать за реакциями людей. На следующем занятии поделиться своими впечатлениями.

Используемая литература:

  1. Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. Л., 1990.
  2. Азовкина А.Н., Пособие для учащихся “Общение” Иркутск. 2002