Цели:
- познакомить с жанром юмористического рассказа,
- обогатить словарный запас, лексику детей, воспитывать чувства товарищества, дружбы.
Ход урока
- Сегодня мы будем участниками событий, происходивших более 100 лет назад.
I. Актуализация знаний.
Ребята, вам предстоит поработать в парах. Нужно соединить отрывок из соответствующего произведения с названием этого произведения. (На партах лежат заготовленные листочки с текстами для выполнения задания).
“Цапнул солнце с небосвода
И с набитым животом
Завалился под кустом…” “Муха-Цокотуха”
“И сейчас же брюки, брюки
Так и прыгнули мне в руки.
А за ними пирожок:
“Ну-ка съешь меня, дружок!” “Краденое солнце”
“А посуда вперёд и вперёд
По полям, по болотам идёт.
И чайник шепнул утюгу:
“Я дальше идти не могу”. “Тараканище”
“Музыканты прибежали,
В барабаны застучали.
Бом! Бом! Бом! Бом!
Пляшет муха с комаром. “Федорино горе”
“А слониха – щеголиха
Так отплясывает лихо,
Что румяная луна
В небе задрожала
И на бедного слона
Кубарем упала”. “Мойдодыр”
- Кто автор всех этих стихотворных сказок?
Портрет К.И.Чуковского
“Если хочешь быть любимым – люби!”
Как вы понимаете эти слова? В конце урока мы вернёмся к этому эпиграфу.
Прочитайте опорные слова, они помогут вам вспомнить то, что вы знаете о Чуковском:
- Николай Васильевич Корнейчуковский
- псевдоним
- стихи-сказки
- весёлые
- поучительные (рассказы – это слово закрыто)
(Дети рассказывают о Чуковском по опорным словам)
Стихи-сказки Чуковского всегда весёлые, задорные, шуточные. Но каждая содержит глубокий смысл, учит чему-нибудь. Давайте вспомним его сказки. (Выставляю книги “Федорино горе”, “Мойдодыр”, “Тараканище", “Бармалей” - дети говорят о чём учит каждая сказка)
Вот такого мы знаем Чуковского. А сегодня нам предстоит открыть ещё одну грань творчества Корнея Ивановича, он обладал величайшим юмористическим талантом. (Открываю слово “рассказы” в опорных словах)
Ребята, а это слово может вам что-то подскажет?
Оказывается, Чуковский писал не только стихи, но и рассказы. С главой одного из таких рассказов нам предстоит познакомиться на уроке.
II. Работа с текстом до чтения.
- Откройте страницу 44 и рассмотрите иллюстрацию к рассказу. Попробуйте предположить о чём может быть рассказ?
(Дети высказывают свои предположения)
А теперь давайте посмотрим: совпадает ли иллюстрация с названием главы?
III. Работа с текстом во время чтения.
Чтобы убедиться в правильности наших предположений надо прочитать эту главу. (Самостоятельное чтение с.44-47)
Оправдались ли наши предположения?
От какого лица идёт повествование? (Автобиографический рассказ)
Когда вы читали, я видела улыбки на ваших лицах. Что – же показалось смешным?
Ребята, а что побудило главного героя совершить такой поступок?
Выберите те слова, которые подойдут для вашего ответа:
- мужество доброта
- сострадание выгода страх
Давайте расскажем о каждом из “спасённых” и нарисуем план “спасения”, проследим, как устанавливалась “телефонная связь”.
1) Я – главный герой
2) Тимоша Макаров (лучший друг, сильно отстал из-за болезни, заикается, его жалко, надо помочь)
Чуковский называет его ласково – Тимоша!
3) Муня Блохин (маленький, быстрый, находит выгоду для себя, фамилия характеризует мальчика)
4) Бугай-второгодник (каким его представляете?)
5) Зюзя Козельский (плакса, попрошайка, трус, последний ученик – опасность, что выдаст всех)
6) Братья Бабенчиковы (губошлёпы, лодыри, кулаки, как гири страх)
7 ) Зуев (верит в бога, молится, но не уверен, что это поможет) Выставляю карточки с именами, затем на с.47 читаем и устанавливаем связь.
На доске получается вот такая “телефонная связь”:
Какие художественные средства использовал Чуковский, чтобы мы лучше могли представить детей? (Портретные зарисовки, фамилии восполняют характер героев)
Давайте прочитаем, как “спасённые” решили отблагодарить главного героя. С. 47-третий абзац.
Все были рады, счастливы и ждали результатов диктовки. Когда проверяющий принёс результаты, он сказал, что комиссия отметила странную вещь. Как вы думаете, какую?
Дети предполагают.
Стр. 48 – читаем вслух по выбору учителя, как же было на самом деле до слов: “В тот день…”
Посмотрите, что же получилось! (На доске написана диктовка)
Ребята, но что же послужило причиной такой неудачи, найдите ответ в тексте.
Перед автором стоит 2 задачи: что он пишет и для чего он пишет. Первая задача – что он пишет - это тема произведения, а вторая – для чего он пишет – это идея произведения. Для чего же написан этот рассказ?
(Чтобы вызвать смех, чтобы мы задумывались над тем, что собираемся сделать, какую услугу хотим оказать товарищу. Вы слышали такое выражение “медвежья услуга”, что оно означает?
Чуковский заставляет задуматься, своим рассказом воспитывает чувство сострадания, взаимовыручки.
Понравился ли вам главный герой? (Своей добротой, чуткостью, поэтому мы не зря взяли такой эпиграф к тексту).
Рефлексия.
Мне понравилось…
Я узнал что…
- Бывали у вас такие ситуации, когда товарищу нужна ваша помощь?