Чему научил, что дал интегрированный курс "Природа и человек"

Разделы: Начальная школа


Содержание:

1. Введение.

2. Основная часть:

а) философия эксперимента;
б) первостепенные задачи;
в) работа кружка “Кэнчээри”.

3. Итог.

4. Использованная литература.

Цель: познакомить с опытом работы по интегрированному курсу: “Человек и природа”.

Задачи:

  1. Правильное общение с детьми.
  2. Помочь детям преодолеть психологического барьера.
  3. Учить основам ораторской речи.
  4. Овладеть не только родным языком, но и русским языком.
  5. Использование лучших традиций, обычаев наших предков на практике своей жизни.
  6. Помочь детям понимать и осознавать, что в природе все взаимосвязано, человек и природа – едины.
  7. Требование к самой себе: твой ученик – он твое будущее.

Актуальность: Добиться, чтобы дети любовь к родной земле, природе считали своей первейшей обязанностью и частью их жизни.

Объект исследования: учащиеся 1-го и 2-го выпуска.

Новизна темы: Формировать нравственно-эмоциональные качества, свободно выражать свои мысли, знать законы развития окружающей среды, человека и общества, формировать у учащихся целостную картину мира.

Гипотеза: Если целенаправленно придерживаться философии триединого понятия “мир-человек-природа”, то в будущем это может повысить физический, духовный, умственный потенциал каждого человека.

Метод исследования: наблюдение, анализ, сравнение, обобщение.

С развитием демократии народ получил возможность самоутвердиться, самоопределиться, заявить громко о себе, об особенностях своей традиции, обычаев и, наконец, получил возможность свободного общения на своем родном языке. В связи с этим развитие национальной школы приобретает большое значение в будущем народа саха как нации. В наше время формирование учащегося как Человек-Личность является приоритетным направлением во всем учебно-воспитательном процессе, которое реализует начатый в 1993 году эксперимент по ноосферно-экологическому воспитанию и образованию. Эксперимент перед собою поставил задачу развить интеллектуальные возможности и природные задатки учащихся, формировать нравственно-эмоциональные качества, свободно выражать свои мысли, знать законы развития окружающей среды, человека и общества, формировать у учащихся целостную картину мира на основе глубоких всесторонних представлений основ наук, обучать умениям и навыкам мыследеятельности, самообразования и научно-исследовательского труда.

Программу 1-6 по эксперименту разработали директор школы Павлов К. В. и группа ученых, открылись экспериментальные классы трех уровней: 1 уровень – 1,2 класс, 2 уровень – 3 и 4 классы, 3 уровень – 5-6 классы. Программа составлена с учетом возрастных особенностей, изучают один предмет – интегрированный курс “Природа и человек”, в котором интегрируются родной язык, литература, математика, география, астрономия, история, физика, химия, биология (сюда входят ботаника, анатомия), рисование, трудовое обучение и национальная культура. Иностранный, русский языки, математика, физическое воспитание ведутся отдельно как предмет.

Программу можно подразделить на четыре группы:

  1. Материя: входят Солнце, Звезды, Планеты, Луна, Галактика.
  2. Средний мир: родная мать земля.
  3. Взаимосвязи в природе.
  4. Экосистема. Экология.

На каждом уровне циклически повторяются те же четыре группы вопросов. При переходе от уровня к уровню материал усложняется и учитель сам определяет насколько глубоко изучать те или иные ступени и переходы внутри уровней.

Моей первостепенной задачей стоял вопрос правильного общения с детьми, мне кажется, от того, как учитель располагает к себе детей, если его отношение доверительное и щадящее, то ученик быстро и без комплексов становится другом учителя, тогда он доверяет учителю все: свои сокровенные мысли, тогда учитель может легко сформировать коллектив единомышленников, который может решать все вопросы. Я никогда не останавливала детей, когда они высказывали свое мнение, тогда у них появляется уверенность в себе, раскованно и непринужденно стараются выражать свое отношение ко всему, я всегда находилась среди них. Совместные походы, экскурсии, занятия на природе помогли мне добиться того, что дети свободно, не боясь и уверенно принимали участие в проводимых наших делах. Обилие разных музеев в поселке помогли организовать экскурсии, которые детям дали очень много:

1. Организованность и слаженность в пути. Это видно, когда мы наблюдаем за маршрутом перелета птиц – когда это у них проходит по строгому канону следования.

2. Роль взаимопомощи друг другу – это можно продемонстрировать на примере из жизни людей. Дети с малых лет чувствуют ответственность друг перед другом и болеют за каждого и за коллектив.

3. Какие права и законы существуют в окружающей среде, (во время каждой экскурсии ставятся также вопросы, на которые дети находят свои ответы). Учитель вместе с учениками делают обобщения о всех явлениях, живых и неживых понятиях, существующих в окружающей нас природе. Также даже незначительные вопросы заставляют думать, мыслить детей о законах развития, происходящих вокруг нас, учатся понимать, что природа, окружающее очень ранимы от бездушных действий человека, они нуждаются в защите и охране, дети учатся понимать все это своим разумом и мы надеемся, что дети, когда станут взрослыми, будут оберегать, хранить все, что нас окружает.

У детей появляется мотивация запечатлеть все то, что он видит и слышит на бумаге в виде иллюстрации письменно, выражать все то чувство, когда он восхищается красотой природы, которую он будет описывать красочными словами.

Установив правильный стиль общения с учащимися, поставила цель: как помочь им преодолеть психологический барьер выхода из стыдливого чувства и чувствовать себя совершенно раскованным в любых ситуациях.

Образное мышление, обоснованное рассуждение, развитие познавательных способностей и возможностей, особенно на уроках литературы, помогают детям преодолеть чувство застенчивости и быть уверенным в своих силах.

Это можно осуществить приемами:

а) делай по аналогии;
б) продолжи начатое, думай и твори;
в) делай сам, твори, гордись сделанным.

Третий момент в моей работе – это требование к самой себе. Ставлю себе: твой ученик - он твое будущее, в будущем активный труженик – терпеливо его жди, не показывай ему своей неудовлетворенности им, не повышай свой голос, будь внимательным, помоги ему высказаться до конца.

Запомни: вместо него что бы ты делал и как сказал. Представь себе своего ребенка вместо ученика: помоги ему, поддержи, вместе с ним думай, твори, оберегай его. Не показывай ему ни при каких ситуациях свое настроение. Запомни: ты и твои ученики – это все дети Природы!

Четвертый вид работы – это сами дети, это относится к ним:

1. Это ты знаешь – докажи это на деле.

2. Докажи, разбери, отстаивай свое “Я”.

3. Что нужно для проявления своей правоты – старайся узнать это.

4. Будь интеллектуально развитым: умей передать другим свое знание, твори, пиши, рисуй, делай, пой.

5. Что нужно для глубоких и разносторонних знаний?

- слушай внимательно;

- выполни поставленную перед собою цель;

- узнай из других источников ответы на поставленную проблему (из книги, газет, журналов, энциклопедий, словарей, радио, телевидения, кино);

- помощь людей старшего поколения, их советы;

- постановка вопроса, разъяснение их, взаимовыручка;

- доброжелательность, имей друзей, товарищей;

- усидчивость, старательность, будь хорошим тружеником. Помоги родной природе, оберегай ее, тогда она тоже тебя поймет, поможет, пожалеет.

Пятый аспект моей работы – если хочешь стать развитым во всех отношениях – читай еще раз читай. Что надо для этого?

- читай осознанно правильно, выразительно, понятно;

- чтобы научиться читать, умело подбирай нужную литературу, посоветуйся при этом с учителем и библиотекарем;

- умей передать прочитанное. Что надо делать для этого?

- читай осознанно: запомни, о чем или о ком говорится. Какой вид (жанр) произведения ты читаешь, постарайся узнать это: рассказ, роман, сказка, басня, скороговорка, стихотворение, загадка, пословицы, поговорки, эссе, воспоминание. Что больше любишь читать, почему?

- нарисуй прочитанное, услышанное, расскажи проделанное своему товарищу, дай правильный ответ на его вопросы;

- напиши краткое содержание прочитанного, его автора, названия.

Запомни! Природа одарила тебя знанием, способностью поделиться им с другими.

Не упускай этой возможности и развивай дальше. Шестой аспект работы.

Ты много читаешь, знаешь. Теперь сочини рассказ, сказку, сочинение, стихи от себя, придумай и напиши сценку на разную тему или найди, исследуй их.

На начальной стадии работы дети свою мысль выражали при помощи иллюстрации, устно пересказывали, затем учились все это переносить на бумагу – писали, постепенно перешли к умениям оформления реферата и доклада.

Возьми у Природы свою возможность творить, сочинить, благодари ее, преклоняйся перед величием Природы, которая дала тебе силы на раскрытие твоих возможностей и способностей.

Седьмой аспект работы – ты умеешь читать, а теперь учись грамотному письму. Основные умения выработки орфографической зоркости: внимательно слушай, думай, проговаривай, выговаривай по слогам, вспомни пройденные правила, а потом только пиши. Правильно разбери написанные слова, предложения, рассказ. При необходимости спроси у учителя, товарищей, родителей.

Эта работа не прекращается никогда: всегда пишем и рисуем. По окончании 4 класса мы были на полевой практике. Отмечали каждый день увиденное, на основе которого написали отчет. Хороший отчет представили Уарова Уля, Андреева Таня, Ким Айта, Сергеева Лена. Эта практика проходила 6 дней, с детьми побывали 4 учителя.

Основная цель практики:

- знакомство и представление о знаниях детей;

- наблюдение того, как дети применяют полученную информацию на практике своей жизни;

- как дети придерживаются традиций и обычаев пребывания на природе;

- отношение друг другу;

- на каком уровне находится творческая возможность и способность учащихся;

- углубление понятий и знаний об экологии.

Сначала побывали поблизости от поселка: на речке, сайылыке (летнике), поляне. Проделали очень много работ: ставили опыты, измеряли участки и местности, рисовали, сочиняли стихи и рассказы, из природного материала делали разные поделки, играли в игры наших предков.

Затем маршрутом взяли отдаленные места и выполнили разные виды работ, которые показали, какие умения и навыки получили дети за четыре года учебы в школе. Изучали томтор (курган).

Последние дни практики полностью посвящались сравнивающему наблюдению и анализу явлений, происходящих в природе. Думаю, что эта практика положительно скажется в последующих классах, когда дети еще глубже и всесторонне начнут работать и общаться с окружающей природой.

Восьмой аспект работы – ты умеешь читать и писать, разбирать и решать задачи, а теперь учись уметь говорить – учись основам искусства ораторской речи. Ставила перед детьми такие цели и задачи: последовательно и логично выражай свои мысли, прибегая к красочным и выразительным средствам языка, избегай тавтологии, говори понятно, четко и чисто, чтобы тебя понимали твои друзья, собеседники. Ты и они – все дети нашей земли, поэтому люби их, как своих родителей, почитай природу, которая приходит к тебе с помощью, ведь она наш родной дом, она кормит, обувает, эта земля, на которой мы живем, стоим твердо, учимся и получаем знания. Бережное, уважительное отношение к матушке Земле – эта наша прямая обязанность и наше призвание. Поэтому я задавала разные вопросы: например, Лена, как пришла в школу, пока шла, что бросилось в глаза. Каков день сегодня, и каким он будет завтра. Почему коровы только лежат и лежат? Почему кошка опять на печи лежит, почему это, почему собаки все хватают травку, это к чему? Посмотри на небо, взгляни: это полнолуние, или не полнолуние, когда это бывает?

Когда приходят в класс, говорила: Леня, что нового, чей голос раздается, это что шуршит или шумит? Вчера хорошо я проспал, а ты? Вчера по телевизору я услышал интересную новость о кометах, а что ты? Что ты думаешь о кометах? Вчера Ивановы забили корову к зиме: мясо очень жирное, прямо сало в два пальца, а вы забили корову?

Если кто-нибудь ябедничал на друзей, то говорила, что он уже большой, сам подумает о своем поступке, а ты так не думаешь, так без большого спора иногда выясняли и находили решение из разных ситуаций.

В неделе один день – это день новостей: какие события, случаи были, как прошел день, каков прогноз погоды, от чего это зависит, какого депутата избрали, почему, какая партия находится в авангардах, что говорят об экологии, нашей жизни, о природе. Некоторые дети изъявляют желание быть брокером, экономистом, работником банка, врачом, учителем и т.д. Многие считают, что табакокурение, алкоголь, наркотики – это вредная привычка, которая губит человека, если бы располагал большой суммой денег, то вложил бы их на борьбу за искоренение этих вредных привычек и за расцвет природы, чтобы она всегда была чистой, пригодной для житья.

Девятый аспект моей работы – на родном языке ты читаешь, пишешь, выражаешь свою мысль, а теперь читай, пиши, говори на русском языке, при этом использовала разные приемы работы:

- чтение:

- повторение;

- разбор слов, объяснение;

- подбор заглавий к рисункам;

- придумывание предложений;

- составление мини – рассказа и пересказывание;

- работа по картине, пересказ сюжета картины:

а) ответы на вопросы;
б) постановка вопроса;
в) разбивка на части;
г) использование заданных слов и предложений;
д) заучивание наизусть.

Затем на заданные темы сочиняли рассказы, желающие – стихи. “Лето”, “Осень”, “Уборка урожая”, “Котенок”, “Собака – друг человека”, “Утро”, “Ферма”, “Зеленый лес” и др.

Дети рассказывали подробно о русских писателях и их произведениях. Факультативные занятия по риторике тоже помогали практическому овладению правильной речью на русском языке.

Помогли также хорошо общаться внеклассные занятия: уроки внеклассного чтения, кроссворды, головоломки, ребусы, учили очень много стихов наизусть, у детей была хорошая домашняя библиотека, были активными читателями библиотек.

По произведениям писателей на двух языках проводили чтение произведений: КВН, соревнования, конкурсы, телевикторину, концерты.

Большое внимание обращали на знание рассказов Л. Толстого, В. Бианки. Большая подготовительная работа прошла по подготовке мероприятия “Л.Н.Толстой – великий русский писатель”, разбирали его рассказы “Лев и собачка”, “Косточка”, “Котенок”, “Акула”, “Обезьяна” и др. Провели викторину “Твори, сочини по обложке книги Л. Н. Толстого”.

Работал кружок “Кэнчээри”.

Основная цель:

1. Укрепление сплоченности детей.

2. Совершенствование умения доказательного рассуждения и отстаивания своей позиции.

3. Привитие интереса и любви к родному языку.

4. Помочь и развить творческие возможности и способности детей.

5. Донести до учащихся, что они являются опорой своих родных, народа и будущего.

6. Воспитание уважительного отношения к обычаям и традициям людей, живущих по соседству, родственным связям и аласным отношениям.

7. Добиться, чтобы дети любовь к родной земле, природе считали своей первейшей обязанностью и частью их жизни.

8. Использование лучших традиций, обычаев наших предков на практике своей жизни.

9. Соблюдение устоев жизни своих предков и изучение своего родословия.

10. Я – дитя природы. В природе все взаимосвязано, человек и природы едины. Ущерб, наносимый действиями человека, оборачивается бедой для меня самого – помочь детям это понимать и осознавать.

11. Основа всего живого и неживого – это природа, значит, неразумное использование ее в эгоистичных целях – обречь себя на вечные страдания за содеянное.

Учащиеся первого экспериментального класса (10 человек) закончили школу за десять лет вместо 11. 1 ученица закончила с золотой медалью, 8 учащихся на “4” и “5”, только один ученик закончил 10 класс с одной тройкой. Все поступили на учебу, нынче учатся успешно на 5 курсе.

Ноосферно-экологическая система оправдала себя: дети, закончившие учебу по этой программе, отличаются от других общим интеллектуальным развитием, легко вступают в контакт со сверстниками. Эта программа имеет свое будущее, так как в 90% странах мира учатся по структуре 1-6.

Продуманная работа с детьми может привести к хорошему результату: дети без комплексов свободно выступают перед любой аудиторией, работа со справочной литературой повышает мотивацию к учению, хотят много знать. Эксперимент развивает интеллектуальные возможности учащихся, способствует формированию нравственно-эмоциональных качеств, дети уважительно относятся к природе, считая себя частью нашей родной природы.

Использованная литература:

  1. Андросова Е.И. “Школа Демсос – 10 лет инновационного поиска” - Объединение педагогов – экспериментаторов, Республика Саха (Я), 2004.
  2. Из опыта работы. 1, 2 выпуск.
  3. Максимов Г.Н., Егорова К.Е., Степанова Т.И., Винокуров В.Н. “Ноосфернай-экологическай иитии-уерэтии тиЬилигэр интегрированнай курс программата”, Саха Республикатын уерэ5ин министерствота. Дьокуускай, 1992.
  4. Павлов К.В. “Теоретические предпосылки и практика ноосферно-экологического образования учащихся национальной школы”, Якутск, 2002.
  5. Саввинов А.С., Аржакова Н.А., Алексеев В.И., Варламова Р.П. “Саха терут культурата”, 5 ч., Дьокуускай, “Бичик” национальнай кинигэ кыЬата, 1996.