Цели:
- Закрепить знания о разнообразии водоёмов нашей области, их изображение на карте.
- Продолжить формирование представления о водоёмах, раскрыть их классификацию (искусственные, естественные), значение для живых существ.
- Раскрыть роль водоёмов в жизни человека и необходимость их охранять.
Оборудование:
- атлас Омской области,
- физическая карта Омской области.
Ход урока
I. Орг. момент. Сообщение темы и целей урока.
Вот прозвенел звонок.
Начнём мы познавательный урок.
Сегодня вы отправитесь туда,
Где пресная течёт вода.
II. Проверка домашнего задания.
- Но сначала послушаем сообщения о растениях, занесённых в Красную книгу Омской области.
(Дети рассказывают о Венерином башмачке настоящем, Венерином башмачке крупноцветковом, о купальнице азиатской, о касатике сибирском, о ветренице вильчатой, о пионе уклоняющемся (марьин корень)).
III. Работа над новой темой.
- Мы с вами знаем, что водоёмы делятся на две группы. Какие?
- Сегодня на уроке речь пойдёт о пресных водоёмах нашей области.
- Какие типы пресных водоёмов вы знаете?
- Ребята, а чем озеро отличается от реки?
- Назовите естественные водоёмы.
- Что такое искусственные водоёмы? Что относим к ним?
- А теперь посмотрите на карту Омской области. Какие водоёмы расположены на территории Омской области?
- Назовите естественные водоёмы (Реки: Иртыш, Тара, Омь, Оша…; Озёра: Эбейты, Ик, Салтаим, Тенис).
- Покажите их на карте.
- Назовите главную артерию области. (р. Иртыш).
- Главной водной магистралью области является р. Иртыш. Это одна из крупнейших рек России. По общей протяжённости Иртыш превосходит даже такие крупные реки Сибири, как Енисей и Обь. В переводе с тюркского, слово “Иртыш” означает “землерой”. Протекая по территории Омской области на протяжении 1174 км, Иртыш имеет все черты, характерные для равнинных рек.
Иртыш является главнейшей транспортной магистралью, связывающей Омскую область с северными районами Западной Сибири, с Северным Казахстаном. День и ночь идут по реке караваны судов с лесом, нефтью, зерном, строительными материалами и другими грузами.
- Найдите и покажите на карте притоки Иртыша.
- Для территории Омской области характерно обилие озёр. Вы назвали самые крупные. Многие крупные озёра Омской области используются как источник водоснабжения для питьевых и промышленных целей (водопой скота, полив огородов и др.).
- В пресных озёрах встречается около 20 различных видов рыб: щука, налим, язь, карась, окунь…
- Также на территории Омской области имеется значительное количество искусственных водоёмов. Примерно половину из них составляют пруды, много котлованов. Созданные водохранилища играют важную роль в водоснабжении населения.
- Примерно 25,7 % территории области занимают болота. Чем это обусловлено?
- Самый большой заболоченный массив в центральной части- Орловское займище. Найдите в атласе и назовите растения и животных болот.
Беседа о значении водоёмов.
- Значение водоёмов в природе велико. Они - хранилище воды, которая необходима всему живому. А для некоторых растений и животных - единственный дом. Велико значение водоёмов в жизни людей: перевозят грузы, путешествуют, берут воду, необходимую как для быта, так и для производства.
- Воду загрязняют фабрики, заводы, фермы, через удобрения и ядохимикаты. Люди моют машины, бросают мусор, и тогда водоём опасен для купания и отдыха людей, а также для жизни животных и растений. Значит, водоёмы надо охранять, заботиться об их чистоте.
IV. Закрепление изученного.
- А теперь отгадайте кроссворд на тему: “Водоёмы Омской области”:
По горизонтали:
1. Что в переводе с тюркского означает “Иртыш”?
3. Назовите озёрную рыбу.
5. Самое большое озеро Омской области.
6. Рыба пресного озера.
8. Главная водная артерия Омской области.
9. 27,5 % территории области занимают …
11. Озеро, расположенное западнее Салтаим.
13. Искусственный водоём.
По вертикали:
1. Водоём, который имеет исток, устье, притоки, течение.
4. Искусственный водоём.
1. Неглубокое озеро на территории Омской области.
2. Озеро, имеющее округлую форму.
10. На территории Омской области насчитывается 245 соленых…
12. Один из видов рыб, имеющий промысловое значение.
V. Подведение итогов.
Выставление оценок.
VI. Домашнее задание. Составить памятку “Правила поведения у водоёма”.