Цель: Освоение орфограммы №9 “Употребление Ь для обозначения мягкости согласных”
Задачи:
- Систематизация знаний о роли Ь в языке.
- Разучивание новых словарных слов с помощью семантических образов.
- Формирование умения устанавливать связи между категориально изолированными понятиями и создавать сложные семантические конструкции.
- Анализ текста с точки зрения его стилевой принадлежности.
- Активизация творческого мышления.
Оборудование:
- предновогоднее оформление класса; семантические образы слов “велогонки” и “велосипед”;
- схематическое изображение орфографического правила; сигнальные карточки.
Ход урока
- Приготовьте ножки и ладошки. Настроимся на единую волну.
(Учащиеся повторяют показанный учителем ритм, прохлопывая и протопывая.)
- Кто сегодня самый внимательный? Что нового вы заметили в классе? Что в нем изменилось?
(На окне появился рисунок Деда Мороза, по стене протянута гирлянда, над доской появилась карточка с семантическим образом слов “велогонки” и “велосипед”.)
- Попробуйте связать между собой новые образы.
(Дети придумывают: “Дед Мороз едет на велосипеде”, “Дед Мороз участвует в велогонке”, “Дед Мороз подарил на Новый год велосипед”, “Дед Мороз едет по гирлянде на велосипеде” и др.)
- Замечательно! Какие вы все фантазёры! Впереди, действительно, Новый год, и хочется, чтоб каждому Дед Мороз принёс желанный подарок; и неважно, на оленях или велосипеде он приедет, а может, заберётся через форточку, пока все в доме будут спать. Но приближение этого любимого всеми праздника говорит нам ещё и об окончании первого полугодия, и о приближающихся контрольных работах, в том числе, и о словарном диктанте. Поэтому одной из задач сегодняшнего урока будет разучивание новых словарных слов. И обещаю, что мы ещё поговорим о приятном.
- Рассмотрите рисунок слов. Как вам кажется, удачен ли он? Помогает ли запомнить новые слова?
(“Велогонки” – проще. Два колеса – буквы “О”, тем более, что вторая “О” стоит под ударением. А вот чтоб запомнить “велосипед”, читаю об этом слове из книги С.И.Ольгович “Этимология и орфография”, ч.1,с.145. (Томск, “Пеленг”, 1996.)
Велосипед, -а, м. — двухколесная (или трехколесная) машина для езды, приводимая в движение педалями.
Заимствовано слово во второй половине XIX века из французского языка, где оно образовано из латинских слов velox, “быстрый” и pes, pedis (пэс, пэдис) “нога”. Фр. (велосипэд) буквально значило “с быстрыми ногами”. В современном французском языке слово стало устаревшим, вместо него употребляется сокращенное (вело). В школьном жаргоне русского языка это слово превратилось в велик. Это облегчает усвоение орфографического безударного Е (которое можно еще усвоить благодаря латинскому velox)
С точки зрения русского языка слово на морфемы не делится, этимологически же в нем выделяются два корня: ВЕЛОС-, -ПЕД-и часть латинского окончания родительного падежа -is (-ис) — -И.
- Посмотрите, как легко запоминается это слово:
е – с помощью разговорного “велик”,
о – колесо,
и – этимологические два корня связаны союзом И (“велос” и “пед”), а кроме того, буква И сама похожа на велосипед.
- Ещё раз взгляните на рисунок и запишите новые слова в тетрадь, хорошо запомнив.
- А теперь перейдём к новой теме. “Ь для обозначения мягкости согласных”. Сегодня мы поговорим именно об этой букве алфавита, посмотрим, какую роль она играет в нашем языке, когда без неё не обойтись, а когда она оказывается лишней.
- Что вы можете рассказать об этой букве? В чём её отличительная особенность?
(Ь не обозначает звуков. Смягчает согласные. Разделяет гласные и согласные. В старину называли “ерь”.)
- Верно. В.И. Даль, известный вам как автор “Толкового словаря живого великорусского языка”, писал об этой букве: “Ерь противоположна букве Ъ (ер): эта придаёт согласной самое грубое, твёрдое, тупое произношенье, а Ь (ерь) – самое тонкое, мягкое…” Не правда ли, хочется после таких слов полюбить эту букву?
- Запишите строки стихотворения Ф.И. Тютчева:
Сентябрь холодный бушевал,
С деревьев ржавый лист валился,
День потухающий дымился,
Сходила ночь, туман вставал.
- В каком стиле написан данный текст? Обоснуйте своё мнение. (Ответ ученика.)
- Укажите роль Ь в словах: сентябрь, деревьев, ночь. Одинакова ли она? (Ь – смягчающий, Ь – разделительный, Ь – показатель формы существительного 3 скл.)
Здесь же повторяются правила о разделительных Ь и Ъ, о правописании Ь после шипящих, известные уже ученикам.
Затем 1 ученик готовит орфографический разбор, 1 – пунктуационный. Класс в это время работает с сигнальными карточками: если Ь пишется в слове, поднять зелёную карточку, если не пишется, то красную. Если кто-то ошибается, сразу следует объяснение.
Слова: воробьи, товарищ, беречь, полночь, шалаш, празднуешь, подъехал, забьём, медведь, рожь, отрежь, банька, правильный.
Далее следует проверка орфографического и пунктуационного разборов и выполнение их в тетрадях.
- А теперь вспомните, кем был папа Карло.
(Шарманщиком.)
- Как вы думаете, надо ли писать в этом слове Ь? И если да, то какую роль он будет здесь играть?
- Давайте посмотрим на сочетание букв НЩ. Какие звуки обозначены этими буквами? [Н’Щ’]. [Щ’] – звук всегда мягкий. Он-то и смягчает впереди стоящий согласный. Поэтому нет необходимости ставить Ь. Это будет “масло масляное”. [Щ’] прекрасно и сам справляется.
То же можно сказать и про [Ч’]. Рядом с буквами Ч и Щ мягкий знак для обозначения мягкости согласных лишний. Если же эти буквы стоят перед другими согласными, то после них Ь не пишется, т.к. нет необходимости их смягчать.
Запомните правило:
Вы запомните, друзья,
В сочетаниях ЧК,
И ЧН, ЩН, РЩ,
И ЧТ, НЧ, НЩ
Ь писать нельзя! (При произношении правила обратить внимание на правильное называние букв.) (Правило записано на отдельном плакате в виде схемы, где рядом с записанными сочетаниями изображен перечеркнутый Ь.)
Исключение: ЛЬЩ (болельщик, стропальщик, курильщик…)
- Давайте запишем профессию папы Карло и другие профессии с данными сочетаниями, включив их в состав словосочетаний. Обозначьте главные и зависимые слова. (Учитель называет слово, ученик придумывает с ним словосочетание, делая названное слово либо главным, либо зависимым.)
(Добрый) шарманщик, (опытный) каменщик, (пригласить) печника, (стать) бакенщиком, (весёлый) барабанщик, (работать) бетонщиком.
В “Толковом словарике” учебника можно уточнить значение слова “бакен”.
- А теперь минутка для отдыха. Любите ли вы лето? Закройте глаза, сядьте поудобнее и пофантазируйте вместе со мной и С.Я. Маршаком.
Итак, на улице лето. Почувствуйте тепло. Вспомните, как здорово просыпаться утром и знать, что у тебя столько свободного времени, которое ты можешь потратить на что-то с удовольствием. Днём становится жарко. Друзья зовут кататься на велосипеде. И правда, не сидеть же дома. Приятно прокатиться с ветерком. Вы едете в парк, там прохладней в тени деревьев, да и бабушки с внучатами почти разошлись по домам на время обеда. Можно устроить велогонки на опустевших дорожках. И вдруг…
По дорожке “стук” да “стук” –
Едет крашеный сундук.
Старичок его везёт,
На всю улицу орёт:
“Отличное! Земляничное!
Прекрасное! Ананасное! Мороженое!”
О, это как раз то, что нужно! Вы любите мороженое? Если да, откройте глаза.
- Вспомните или придумайте сорта мороженого и варений, которые можно добавлять к мороженому, улучшая его вкус, делая его каждый раз новым. Используйте прилагательные с выученными сегодня сочетаниями букв. Начните с услышанных в стихотворении Маршака: отличное, земляничное, (сливочное, клубничное, черничное, ежевичное, яблочное).
- Запишем домашнее задание и подведём итоги. § 60, орфограммы №2, 9 (стр.123, 124), упр.297.
- Вспомните, что вы знали о Ь в начале урока. Всегда ли нужно писать Ь для смягчения согласных? Когда не пишем? (Хором читаем схему). Что ещё дал вам сегодняшний урок?