Цели:
- Повышение квалификации учителей;
- Помочь посмотреть на себя, на свою работу, на отношение к детям, к уроку и увидеть, осознать то, что не позволяет ни ему, ни ученику создать совместный творческий диалог в Школе совместной деятельности педагогов и детей, работать свободно.
Оборудование:
1. Плакаты с высказываниями известных людей:
“Самое опасное - это растление сознания, уничтожение человеческого Я, превращение личности в обезличенную козявку…”
А.А. Гулыга
“Родиться всегда трудно…
Птица с трудом выбирается из яйца…..”Герман Гессе
“Вчерашний раб, уставший от свободы,
Возропщет, требуя цепей.”М. Волошин
2. Карточки с фразами на столах, 5 групп.
3. Учителя садятся по желанию.
Содержание мастерской:
Вступительное слово:
Дети учатся по-старому, по-новому, с радостью и без. А рядом с ними мы, которые по мере сил, шаг за шагом перестраиваем себя и школу. В учительской газете читаем: “Чтобы дети чувствовали себя сотрудниками педагога в учении, надо, где только можно, предоставлять им свободный выбор”. Свобода выбора – самый простой шаг к развитию творческой мысли. Многие дети не способны к изобретению, выдумке, но даже самые нетворческие из них способны сделать выбор. Если после совместного размышления над нашими проблемами с коллегами возникает желание изменить то, что мешает свободе творчества ребят, совместному диалогу с ними, значит нужно начинать изменять себя.
Наши мастерские учат потихонечку вносить эти изменения.
Возможно, настроить нашу душу на нужную нам тональность помогут строчки Владислава Ходасевича:
Перешагни, перескочи,
Перелети, пере-, что хочешь –
Но вырвись: камнем из пращи,
Звездой, сорвавшейся в ночи…
Сам затерял – теперь ищи…
1 задание:
Я буду читать тексты, а вы разделите лист бумаги на 2 части и с одной стороны записывайте слова, кусочки фраз, которые отражают, с вашей точки зрения, раскрепощение творческой деятельности, а с другой – то, что ее тормозит. Можно записывать и свои мысли, которые возникнут при обдумывании текста.
“Платон, Шопенгауэр, Ньютон, все эти гении были свободны и были гениями потому, что были свободны. А Декарт, а Спиноза, а Лейбниц? Что делало их гениями? Независимость их вида, свободное состояние дало им возможность сохранить присущую детскому возрасту впечатлительность, способность к синтезу, расположение к схватыванию аналогии: словом, они только сохранили большую впечатлительность и подвижность ума: ум их рассчитан и был чувствительным прибором для улавливания аналогии, законообразности, закономерного постоянства, и потому они ее улавливали там, где не улавливает ее обычный человеческий ум с общей чувствительностью” (Велимир Хлебников).
“В обстановке произвола простой человек терроризирован атмосферой всеобщего подавления, дрожит, даже непосредственно не сталкиваясь с насилием. Замку не нужно ничего специального предпринимать: созданная им система срабатывает безукоризненно” (А.А.Гулыга).
Весенний день горяч и золот –
Весь город солнцем ослеплен!
Я снова – Я: Я снова молод!
Я снова весел и влюблен!Душа поет и рвется в поле
Я всех чужих зову на “ты”…
Какой простор! Какая воля!
Какие песни и цветы!Скорей бы – в бричку по ухабам!
Скорей бы в юные луга!
Смотреть в лицо румяным бабам,
Как друга целовать врага!Шумите, вешние дубравы!
Расти трава! Цвети сирень!
Виновных нет: все люди правы
В такой благословенный день.
Игорь Северянин
Сказка о поэте и ребенке:
“Часто сравнивают поэта с ребенком по примете одной невинности. Я бы сравнила их по примете одной безответственности. Безответственности Вов сем, кроме игры.
Когда вы в эту игру придете со своими человеческими (нравственными) и людскими (общественными) законами, вы только нарушите, а может и прикончите игру. Привнесением совести своей – смутите нашу (творческую). “Так не играют”. Нет, так играют.
Либо совсем запретить играть (нам – детям, Богу – нам), либо не вмешиваться. То, что вам – игра, нам – единственный серьез.
Серьезнее и умирать не будем”.
“Разрешите, господин староста, перебить вас вопросом, - сказал К., - кажется вы раньше упомянули о каком – то отделе контроля? Хозяйство тут, как видно, такое, что при одной только мысли, что контроль отсутствует, человеку становится жутко”. (Ф.Кафка).
“Тургенев, Толстой, Достоевский, Гончаров, целый ряд беллетристов – народников, все с поразительным единством и без какого-либо значительного исключения возводят в перл нравственной красоты и духовности изящества слабого человека, в сущности безжизненного человека, который не умеет ни бороться , ни жить, ни созидать, ни вообще что-либо делать: а вот видите ли великодушно умирает и терпит!!! Это такая ужасная психология!... и, что страшно, она так правдива и из “натуры”, что голова кружится.
От Татьяны сказавшей:
Но я другому отдана
И буду век ему верна-
От этого ужасного слова, в сущности всемирного слова всякого рабства, “всякого оруженосца”, “пажа”, отнюдь не царя и не воина, не самостоятельного “Я” - через “бедных людей” Достоевского, через безвольных людей Тургенева проходит один стон вековечного раба: о том, откуда бы ему взять “господина”, взять “господство” над собой… Это еще от Новгородской Руси: “Придите володеть и княжети над нами” (В.В. Розанов).
2 задание:
Прочтите то, что вы написали, и выделите три момента, которые больше всего символизируют тормоз вашей интеллектуальной свободы.
3 задание:
Выделите одну из причин тормоза творческой деятельности учеников.
4 задание:
Придумайте себе псевдоним, профессию, укажите возраст. И от этого лица напишите, почему указанная вами причина сковывает творчество ребят, и посоветуйте, как избавиться учителю от этого недостатка.
5 задание:
На столе фразы:
“Чтобы быть свободным, нужно подчиняться законам” (Античный афоризм);
“Каждый может легко обрести ее (свободу), если только он умеет ограничиваться и находить самого себя” (И. Гете);
“Ничего так не вредно для нравственного совершенства, как сознание своего преуспевания”;
“Свобода достигается не исканием свободы, а исканием истины. Свобода не должна быть целью, а может быть только следствием” (Толстой);
“Моральная необходимость мало мешает свободе, ибо кто выбирает наилучшее, то он от этого не становится менее свободным: наоборот, самая современная свобода скорее состоит именно в том, чтобы ничего не мешало действовать наилучшим образом” (Г. Лейбниц);
“Вольную волю не приволит никто” (М. Аврелии);
“Свобода совсем не есть познанная необходимость, как хочет Гегель и за ним марксизм, свобода уже скорее есть нежелание знать необходимость” (Н. Бердяев);
“…и будя идея, у которой мы в рабстве, восхитительнейшей, вдохновеннейшей, освежительно мокрой и насквозь солнечной, рабство оставалось бы рабством, поскольку нам навязали бы ее” (В.Набоков).
Каждый читает и объясняет смысл прочитанного и высказывает свое отношение к прочитанному.
6 задание:
Сядьте парами. Определите, кто из вас будет “учителем”, а кто “учеником”.
Напишите на листе : “учитель”, “ученик”, укажите в каком месте мира ваша школа находится. Напишите, что вам в ней нравится, что не нравится, к чему привык “учитель” и “ученик”, какой бы вы хотели ее видеть.
К чему привыкли учителя?
- Быть подтянутыми, требовательными;
- Не принимать возражений от учеников;
- Командовать;
- Жаловаться на несчастную жизнь;
- Привыкли к постоянной работе, к отсутствию времени;
- Обилию работы;
- Тишине в классе;
- Административным проверкам;
- Заседаниям;
- Лени учеников;
- Указаниям сверху;
- Кабинетной системе.
К чему привыкли ученики в школе?
- К обязаловке;
- Разговаривать на уроке;
- Списывать;
- Бегать на переменах;
- Отсиживать уроки и ждать звонка;
- К нравоучениям;
- Тому, что учитель говорит, а ученик делает;
- Тому, что учитель все разъясняет;
- Разговору не на равных.
Что надо сохранить в школе из того, к чему привыкли учителя?
- Привычку быть подтянутым, требовательным, веселым;
- Убеждение, что учитель – ученик навечно;
- Контроль и оценки;
- Уважение к личности учителя;
- Кабинетную систему;
- Радость общения с учениками, заинтересованными нашими предметами;
- Демократический стиль отношений.
Что надо сохранить в школе из того, к чему привыкли ученики?
- Товарищескую атмосферу;
- Уважение к учителям;
- Возможность общения с друзьями;
- Возможность спорить с учителями;
- Право на равных говорить с учителем.
Анализ работ.