Содержательная часть.
Вступление (учитель говорит о той традиции, которая существует в нашей школе давно- проводить торжественное мероприятие, посвящение в лицеисты старшеклассников в особенный и знаменательный для всех нас день - 19 октября. Зачитывает письмо-обращение лицеистов нашей школы 1996 года. Сегодняшний праздник совпал с юбилейной датой- ровно 195 лет назад был открыт Царскосельский Императорский лицей. )
(звучит музыка)
Ведущий 1: Есть все-таки какое-то чувство родства между пушкинскими лицеистами и нами, есть несмотря на эпохи, разделяющие нас…19 октября - день рождения Пушкина, и по своему не менее значительный чем настоящий день его рождения. Это день духовного рождения Пушкина, гражданина,патриота своей страны.
Ведущий 2:
19 октября. Лицей - это и есть прежде всего образ полнокровной и главное одухотворенной юности. Тут – щедрость - щедрость от богатства душевного. Тут святая, часто юношеская надежда и потребность отдать, а не взять, поделится, а не утаить.
Тут и безоглядное озорство от избытка сил. Тут первичная прививка свободы и чести, совести и мужества. Тут первоначальный запас идеалов и верности идеалам…
В конечном счете тут культура, та культура, без которой нет достоинства, нет “самосостоянья” человека.
У каждого человека у каждого из нас есть, должно быть свое 19 октября. Хоть час от него, хоть минута.
Учащийся: “Товарищи! Сегодня праздник наш…
(играет квартет)
Встают участники праздника - Куницын, Пушкин, Дельвиг, Пущин, Кюхельбекер, они занимают места перед учащимися на импровизированной сцене.
Пушкин:
Друзья мои прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен -
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
(исполняется бальный танец)
Ведущий 1: | 19 октября 1811 года. |
Ведущий 2: | “Постановление о лицее” |
Ведущий 1: | Учреждение Лицея имеет целью - образование юношества, особенно предназначенного к важным, частям, службы государственной… (слайд) |
Ведущий 2: | Лицей в правах и преимуществах своих равняется с российскими университетами. |
(действие на сцене)
Пушкин:
Вы помните: когда возник Лицей,
Как царь открыл для нас чертог Царицын,
И мы пришли. И встретил нас Куницын
Приветствием меж царственных гостей.
Тогда гроза двенадцатого года
Еще спала. Еще Наполеон
Не испытал великого народа -
Еще грозил и колебался он.
Вы помните…
Пущин: Смело, бодро, выступил профессор политических наук А. П. Куницын. По мере того, как раздавался его чистый, звучный и внятный голос, все оживлялись, и к концу его замечательной речи слушатели были уже не опрокинуты к спинкам кресел, а в наклоненном положении к говорившему
Куницын: (в центре) Раздался глас отечества, в недра свои вас призывающего.
Из родительских объятий вы поступаете ныне под кров сего священного храма наук. Здесь сообщены вам будут сведения, нужные для гражданина, необходимые для государственного человека, полезные для воина…
Любовь к славе и отечеству должны быть вашими руководителями.
Пушкин:
Куницыну – дань сердца и вина
Он создал нас, он воспитал наш племень,
Поставлен им краеугольный камень,
Им чистая лампада возжена.
(Из зала лицеисты) (слайды)
Лицеист - Открытие лицея состоялось в четверг
Лицеист - С понедельника начались регулярные занятия, потекла обычная Лицейская жизнь. (на экране показаны фото лицея)
Лицеист - Лицей маленький, четырехэтажный городок. Инспекторы и гувернеры жили внизу. Второй этаж – это столовая, больница, канцелярия. знаменитый конференц –зал.
Лицеист - Третий этаж- учебный: классы, кабинет физики, кабинет для газет и журналов, библиотека, а на четвертом “студенческие кельи”, где под номером 14 числится лицеист Александр Пушкин, а под №13 Иван Пущин, самый первый друг Пушкина.
Лицеист - Распорядок дня: подъем по звонку в 6 часов.
Лицеист - От 7до 9 - класс, т. е. учебные занятия
Лицеист - В 9- чай с белой булкой.
Лицеист - Сразу после чая – первая прогулка до 10 часов.
Учащийся:
В те дни, когда в садах Лицея
Я безмятежно расцветал,
Читал украдкой Апулея,
А над Вергилием зевал,
Когда ленился и проказил,
По кровле и в окошко лазил,
И забывал латинский класс
Для алых уст и черных глаз;
Лицеист - От 10 до 12 класс
Лицеист - С 12 до часу вторая прогулка
Ведущий 1: Воспитанники Корф, Данзас, Корнилов, Корсаков во время прогулки отставали от своих товарищей и, идучи мимо дворца рассматривали пойманных бабочек и производили шум. Слова гувернера Ильи Степановича Пилецкого, чтобы они сохраняли тишину, не имели на них действия.
Лицеист - Гуляли в любую погоду.
Лицеист - Потом повторение уроков или “вспомогательный” класс для отстающих.
Лицеист - В половине 9-го звонок к ужину.
Лицеист - После ужина до 10 часов отдых. Развлечения.
Лицеист - по средам и субботам бывало вечернее “танцеванье или фехтованье”
Лицеист - Каждую субботу баня
Лицеист - В 10 – вечерняя молитва и сон.
(играет квартет)
Ведущий 2: Первый директор лицея, Василий Федорович Малиновский, замечательный человек; умный, мечтающий о реформах, добился, чтобы карцера не заводили, телесных наказаний не было.
Василий Федорович хочет занять, просветить, развить своих воспитанников, вырастить их нужными для России, для общей пользы.
Ведущий1 : С начальниками обходимся без страха, шутим с ними и смеемся.
Лицеист - Не пропускаются дни рождения.
Лицеист - Проводятся соревнования по иностранным языкам; кто случайно заговорит по русски, того штрафуют. (слайд)
Пущин: Образовалась товарищеская семья, в этой семье- свои кружки: в этих кружках начали обозначаться, больше или меньше. личности каждого: близко мы узналидруг друга, никогда не разлучаясь; тут образовались связи на всю жизнь…
Пушкин:
В начале жизни школу помню я:
Там нас, детей беспечных, было много:
Неровная и резвая семья…
Пущин: Я как сосед часто, когда все уже засыпали, толковал с ним вполголоса через перегородку о каком-нибудь вздорном случае… дня, тут я видел ясно, что он по щекотливости всякому вздору приписывал какую-то важность. И это его волновало.
Вместе мы как умели сглаживали некоторые шероховатости, хотя и не всегда это удавалось.
Ведущий 1: Все давно заснули. Только в номерах 13 и14 слышится шепот.
(идет запись, детские голоса:
- Ты чудак, Александр. Они и Думать забыли.
- Ты полагаешь, Жанно?
- Не полагаю,а уверен.
- Ты счастливец, Жанно. Тебя все любят. А я …У меня несносный характер.
- Нехорошо, господин Пушкин, извольте,сударь. спать…)
Пушкин: Мой первый друг, мой друг бесценный…
Пущин: Чтобы полюбить его настоящим образом, нужно было взглянуть на него с полным благорасположением.
Учащийся:
Златые дни! Уроки и забавы,
И черный стол, и бунты вечеров,
И наш словарь, и плески мирной славы.
И критики лицейских мудрецов.
Пущин: Жизнь наша лицейская сливается и с политической эпохою народной жизни русской: приготовилась гроза 1812г ода. (слайд)
Ведущий 1: 1812г Наполеон ринулся на Восток, чтобы захватить Россию. И лицей, как капля в Российском море, был тоже крепко просолен всенародными переживаниями. (слайд)
Пущин: События сильно отразились на нашем детстве
Пушкин:
Вы помните: текла за ратью рать,
Со старшими мы братьями прощались
И в сень наук с досадой возвращались,
Завидуя тому, кто умирать
Шел мимо нас.
Учащийся:
Края Москвы, края родные,
Где на заре цветущих лет
Часы беспечности я тратил золотые,
Не зная горести и бед,
И вы их видели, врагов моей отчизны!
И вас багрила кровь и пламень пожирал!
И в жертву не принес я мщенья вам и жизни;
Вотще лишь гневом дух пылал!
Где ты, краса Москвы стоглавой,
Родимой прелесть стороны?
Где прежде взору град являлся величавый,
Развалины теперь одни.
Все мертво, все молчит.
(играет квартет)
Ведущий 1: К первой годовщине лицея 19. 10. 1812года лицеисты получили в подарок отступление неприятеля из Москвы. (слайд)
Ведущий 2: Время славы и восторга! Как сильно билось русское сердце при слове Отчизна!
Учащиеся читают стихи:
Поедем в Царское Село!
Свободны, ветрены и пьяны,
Там улыбаются уланы.
Вскочив на крепкое седло.
Казармы, парки и дворцы,
А на деревьях клочья ваты.
И грянут “здравия” раскаты
На крик: “Здорово молодцы!”Приди сюда хоть русский царь,
Мы от бокалов не привстанем.
Хоть громом бы в наш стол ударь,
мы пировать не перестанем.
Друзья, бокалы к небесам!
Обет правителю природы:
“Печаль и радость пополам,
Сердца - на жертвенник свободы!”
(слайд)
Ведущий 2: Январь 1815год. с 10 часов до 3 пополудни имеет быть публичное испытание воспитанников первого приема, по случаю перевода их из младшего в старший возраст.
Учащийся:
Моя студенческая келья
Вдруг озарилась: муза в ней
Открыла пир младых затей,
Воспела детские веселья,
И славу нашей старины,
И сердца трепетные сны.
И свет ее улыбкой встретил;
Успех нас первый окрылил;
Старик Державин нас заметил
И, в гроб сходя, благословил.
Пушкин: Державин был прижизненной легендой. “Как узнали мы, что Державин будет к нам, все мы волновались… Экзамен его наш утомил. Наконец вызвали меня. Я прочел мои “Воспоминания в Царском селе”,стоя в двух шагах от Державина. Я не в силах описать состояние души моей: голос мой зазвенел, а сердце забилось с упоительным восторгом… О,громкий век военных споров,
Свидетель славы россиян!
Ты видел, как Орлов, Румянцев и Суворов,
Потомки грозные славян,
Перуном Зевсовым победу похищали;
Их смелым подвигом страшась дивился мир;
Державин и Петров героям песнь бряцали
Струнами громкозвучных лир…
Ведущий 2: После экзамена состоялся торжественный обед.
“Оставьте его в поэзии”- с жаром ответил Державин.
Ведущий 1: Учиться еще 2 года.
В лицей приезжают Жуковский, Карамзин, Вяземский, А. Тургенев.
На стене карцера уже начата поэма “Руслан и Людмила”
Учащийся:
Пою мои мечты, природу и любовь,
И дружбу верную, и милые предметы,
Пленявшие меня в младенческие Леты,
В те дни, когда, еще не знаемый никем,
Не зная ни забот, ни цели, ни систем,
Я пеньем оглашал приют забав и лени
И царскосельские хранительные сени.
Ведущий 2: Май 1817 “Санкт-Петербургские ведомости” приглашают публику и родителей на выпускные экзамены Царскосельского Лицея Пушкин: Промчались годы заточенья;
Недолго, мирные друзья,
Нам видеть кров уединенья
И царскосельские поля.
Разлука ждет нас у порога,
Зовет нас дальний света шум,
И каждый смотрит на дорогу
С волненьем гордых, юных дум.
Ведущий 1: 17 дней -15 экзаменов.
Учащиеся исполняют романс:
На пороге наших дней
Неизбежно мы встречаем
Узнаем и обнимаем
Наших истинных друзей.Здравствуй время гордых планов
Пылких клятв и жарких встреч,
Святодружеское пламя
Да не просто уберечь.
Пр:
Так бы жить как в оны дни
Так бы жить легко и смело
Не рассчитывать пределов
Для бесстрашья и любви.И подобно лицеистам
Собираться у огня.
В октябре багрянолистном, девятнадцатого дня. (2р)Но судьба свое возьмет
По лицейски лихо свистнет
Все по своему расчислет
Не узнаешь на перед.Грянет бешенная вьюга
Захохочет серый мрак
И спасти захочет друга
Да не выдумаешь как…
Учащийся:
Простимся, братья,руку в руку
Обнимемся в последний раз!
Судьба на вечную разлуку,
Быть может, здесь сроднила нас!
Ведущий 2: 9 июня 1817 года был последним днем пребывания юношей в лицее.
Ведущий 1: Директор Егор Антонович Энгельгардт надевает им на пальцы чугунные кольца – символ крепкой дружбы, и они станут “чугунники”. Пушкин: Прощальная лицейская клятва:
(Все лицеисты на сцене)-”И последний лицеист один будет праздновать 19 октября”.
(звучит музыка)
Учащийся:
Друг на друге остановите
Вы взор с прощальной слезой!
Храните, о друзья, храните
Ту дружбу с тою же душой,
То ж к славе сильное стремленье,
Ту ж юную ко славе кровь,
В несчастье- гордое терпенье,
И в счастье-всем равно любовь!
Ведущий 1: Нет они не кончили Лицея. Кончились лекции, кончилось царскосельское время, пробуждения на заре, блуждания с неотвязчивым стихом весь день, кончалось это все, а Лицей не кончался. Не мог кончаться. Не кончался. Вот и все.
(все собравшиеся исполняют студенческий гимн на латинском языке)
Учащийся:
Все тот же прежний дух Лицея,
Добром и честью пламенея,
Горит в сердцах его детей.
Всегда питомец был Лицея
С высоко поднятым челом,
И не запятнано и чисто
Все так же имя лицеиста
От прошлых лет до наших дней,
И те же узы дорогие
Связали курсы всех годов!
(Пушкин, Пущин и Дельвиг-на сцене читают стихи):
Вперед!Без страха и сомненья!
На подвиг доблестный, друзья!
Зарю святого искупленья
Уж в небесах завидел я!
Смелей дадим друг другу руки
И вместе двинемся вперед.
И пусть под знаменем науки
Союз наш крепнет и растет…Где б ни был я: в огне ли смертной битвы,
При мирных ли брегах родимого ручья,
Святому братству верен я!
И пусть(услышит ли судьба мои молитвы?)
Пусть будут счастливы все, все мои друзья!
Заключительное слово учителя: (Школьная пора это не только уроки… это дружба - и одна из обязанностей дружбы - ежедневные старания делаться лучшими перед глазами друга.
Школьная пора – это страсти - самые опасные - упрямство и лень. Но есть лучшее средство против душевного беспорядка - это деятельность. Так дерзайте, творите и мечтайте…успехов вам!)
Стихи (собственного сочинения) читает ученица Фатова Анастасия:
Вы помните, кто были лицеисты?
Вы помните, что связывало их?
Вы помните, как эхо дружбы чистой
Потом слагалось в светлый добрый стих.
Вы помните, как созданная в детстве
Та дружба освещала весь их путь.
Вы помните, как с музами в соседстве
Росла их совесть, творческая суть.
Нас разделяют целых два столетия.
Нас разделяют даже города.
Но друг мой, мы с тобой теперь в ответе
За имя лицеиста навсегда.
Ведь наша школа тоже храм науки,
Она трамплин для нас в далекий путь.
Пусть дружба нам смыкает крепко руки
Девизом: “Не сойти и не свернуть!”
Итак, вперед наследники лицея.
Да будет школа в памяти у вас!
Огнем любви и дружбы пламенея,
Она для нас хранит наш добрый класс.
(Ребята берутся за руки и исполняют песню “Как здорово. что все мы здесь сегодня собрались.)