Воспитываем любовь к "малой родине"

Разделы: Начальная школа


Родителей не выбирают. В младенчестве и в раннем детстве их любят за то, что они родители. Потом их любят за заботу, ласку и помощь во всех мыслимых делах. Если родители неласковы и жестоки, вряд ли ребенок ответит им чем-либо, кроме холодности. Взрослея, человек однажды пытается взглянуть на отца и мать как бы со стороны, оценивает достоинства и недостатки их характера.

Нельзя выбрать страну, в которой ты родился. И она может быть, как мать и отец, заботлива или неласкова. Настает время, когда приходится определять свое отношение к ней, сознательно избирая любовь или равнодушие. Чтобы не сделать ошибки, следует знать историю своего Отечества. Не только холодный перечень событий и действующих лиц, но и саму сущность истории родной земли, ее основной смысл.

А.С.Пушкин утверждал, что “уважение к минувшему – черта, отличающая образованность от дикости”. Стать личностью – значит осознать себя частью человечества, впитать в себя непреходящие ценности духовной культуры, созданной многовековым народным опытом.

Каждый из нас ставит задачу: воспитывать в своих учениках высокую гражданственность, прививать интерес к истории и культуре своей Родины. Приобщение к культуре начинается с раннего возраста, когда ребенок стоит на пороге открытий окружающего мира.

История – это один из тех предметов, которые не являются обязательными в курсе начальной школы, они изучаются либо на факультативных занятиях, либо в интегрированном курсе “Ознакомление с окружающим миром”.

Пропедевтика начального исторического образования необходима, она готовит учащегося к восприятию и усвоению систематического предмета истории в старших классах; обучает младших школьников ориентироваться в исторической информации, носителями которой являются предметы материальной культуры, исторические тексты, карты, архитектурные памятники и т.д.

История – наука удивительная, уроки, посвященные ей, не могут быть скучными и неинтересными. Впечатление от первой встречи с историей нередко оказывает существенное влияние на отношение к курсу в целом.

Одним из ведущих факторов формирования исторического и патриотического сознания детей является краеведение. Необходимость развития интересов учащихся в области краеведения связана с социальным запросом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и его лучших людях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к родной природе и земле, уважении к традициям своего народа.

Академик Д.С. Лихачев говорил: “Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, вещах, которые им принадлежали, - значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже плохонькие, - значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, - он, как правило, равнодушен к своей стране.”

Вся эта работа не только учит чуткости, доброте, отзывчивости, но и служит сплочению детей, развивает их активность, творческие способности. Ребята не только получают знания о городе и поселке, но у них пробуждается интерес к своей малой родине.

Для проведения любого занятия ребята делятся на поисковые группы. Каждый раз с интересом открывают для себя тот или иной исторический факт. От занятия к занятию речь детей становится богаче, ярче. Они узнают о многозначности слова, его этимологию, учатся сравнивать и делать выводы. Воспитывается уважительное отношение к истории и культуре своего народа.

Готовясь к уроку по теме “Название моего города”, дети учат стихи местных поэтов о городе и сочиняют собственные стихи о любимом городе.

Я старалась, чтобы каждый срок стал праздником прикосновения к тому прекрасному, что было оставлено на земле великим творцом – человеком! Воображение и фантазия, максимально развитые в детском возрасте, помогают проникнуться духом того или иного исторического времени, а значит, осваивать, преобразовывать и присваивать накопленные историко-культурные ценности.

Предлагаю разработку урока истории, проведенного мной по программе учебно-методического комплекта “Классическая школа”, учебник “Введение в историю” автор Е.В. Саплина, А.И. Саплин в 3-м классе по теме “Название моего города”.

Цель:

  1. Показать, что географические названия – свидетельства прошлого, разобрать способы образования топонимов.
  2. Расширить кругозор учащихся, пополнить словарный запас, развивать умение связно и выразительно передавать полученную информацию.
  3. Воспитывать бережное отношение к историческим названиям как залог сохранения национальных традиций, любовь к родному городу.

Оборудование: цифры, алфавит, выставка книг, фотографии поселка, города.

ХОД УРОКА

1. Организация начала урока     Урок истории, а на какую тему узнаем, решив данные примеры:
(на доске)

 

24

20

35

18

20

24

40

27

н

а

з

в

а

н

и

е

  

42

15

27

54

15

м

о

е

г

о

 

54

15

21

15

32

20

г

О

р

о

д

а

Вспомним, что значит слово топонимика?

Верно, наука, изучающая географические названия, т.е. название городов, рек, озер, болот, степей, деревень, сел.

Вывод: В современной жизни мы не можем существовать без географических названий (топонимов).

Сегодня поговорим о названиях, которые даны нашим городам, поселкам, рекам.

Названия важны тем, что они могут рассказать нам много интересного о жизни наших предков: когда и как заселялась территория, как осваивали землю, чем занимались, какая была природа.

Послушаем стихотворение “Моя Родина” Адамович Олеси.

Город Белово, мой город родной.
Тебя не сравнить мне с великой Москвой.
Но улицы наши, дома и дворы.
Все дороги мне очень милы.
Здесь я родилась и в школе учусь.
Куда ни уеду, сюда же вернусь.
Потянут березки, любимые лица
И воздух чудесный – не то что в столице.
Здесь буду трудиться, детишек учить,
Любить свою землю и ей дорожить.
Пусть край мой – песчинка на карте большой,
Но нет тебя краше, мой город родной.

О каком городе будем говорить на уроке?

Верно, о г.Белово. На карте Кемеровской области г.Белово находится на середине Кемеровской области, если точнее сказать – на юго-западе области.

Перед рассказом об истории названия г.Белово познакомимся с новыми для вас словами, которые встретятся в моем рассказе.

(На доске):

Заима в старину: земельный участок, занятый кем-нибудь по праву первого владения, обычно вдали от других поселений.

Переселенцы – человек, переселившийся с постоянного места жительства в новые, обычно необжитые места.

Улус – у некоторых народов Сибири: селение.

Юртау некоторых кочевых народов Южной Сибири: переносное конусообразной формы жилище, крытое звериными шкурами.

Наш город моложе, чем Москва. По историческим масштабам город Белово достаточно молод. 4 декабря 2003 года городу исполнилось 65 лет. По сохранившимся данным первая заимка на территории будущего города была основана на правом берегу реки Бачаты в 1726 г. вольным поселенцем Федором Беловым. В последующие годы здесь селились семьи новых переселенцев. Возникшая деревня получила название Белово по фамилии первого ее жителя.

Долгое время Белово было захолустной деревенькой, и только в начале 20-го века жизнь ее изменилась.

Как же складывалась жизнь людей на земле Кузнецкой, чем они занимались?

На земле Кузнецкой жили телеуты, но не постоянно, т.к. вели кочевую жизнь. Их улусы были небольшие, по 40-50 юрт. Обычно юрты были круглой формы из решеток, покрытые берестой или корой лиственницы. В последующие годы, когда телеуты переходили к оседлому образу жизни, жилища строились более постоянными.

Когда русские заселились на Кузнецкой земле, они встречались с местными жителями – телеутами. Отношения между народами были мирными, дружественными. Телеуты учились у русских строить дома, выращивать хлеб, овощи, изготовлять орудия труда.

Сейчас на территории г.Белова большинство населения русскоязычное. Многие названия сохранились с давних пор, они были даны коренным населением.

Название Бачат можно связать с монгольским БАЧАТ – “скалы”, “утесы”. Это предположение тоже может иметь место, потому что проживавшие на реке Бачат телеуты были тесно связаны с западными монголами, даже были их подданными. Многие из телеутов владели монгольским языком. К тому же река Бачат течет не только по степи, но и среди гор Салаирского Кряжа. Существует и второе толкование реки Бачат от кетского ПАЙ – “черная смородина” и УАТ – река. Значит Бачат-река – “черной смородины”.

Послушаем сообщение о селе Бачат.

(Подготовлен ученик).

Село Бачаты относится к числу старинных русских поселений в Сибири. В 1851 году в 10 километрах от деревни Белово был открыт Бачатский рудник – первое угледобывающее предприятие Кузбасса.

Бачатский уголь применялся в домнах и кузнечных горнах на Томском и Гурьевском заводах. К началу 19-го века с.Бачаты было главной деревней. Деревня Белово постепенно разрасталась: рядом строилась железная дорога, построили мост через реку Бачат, двухэтажные дома. В 1931 г. все районные организации из с.Бачаты переводят в Белово. В 1938 г. рабочий поселок Белово получил статус города Белова.

Ученик рассказал о селе Бачаты, которое сейчас носит название Старобачат. Мы живем в рабочем поселке Бачатский, который получил название от села.

Физминутка.

А сейчас мы с вами отдохнем. Выполним не просто упражнения, а несколько танцевальных движений коренного населения Сибири, под народную телеутскую музыку.

Работа в тетради. С24 № 2

(Мемориал памяти боевой и трудовой славы. Выставка книг).

Прочитайте слова на доске (самостоятельно).

Тюркоязычные – название обширной группы родственных по языку народов, к которым принадлежат: татары, телеуты, монголы, узбеки, казахи и др.

Кетоязычные – племена исчезли.

Русскоязычные.

Все названия нашего города и района можно подразделить по происхождениям кетоязычные, тюркоязычные и русскоязычные. В процессе многовекового сосуществования тюркских, кетских племен шло взаимообогащение и взаимопроникновение. Когда в начале XVI века русские приступили к освоению реки Томи, они должны были усвоить те названия, которые до них были созданы. Продвигаясь по Томи, казахи, служилые люди, переселенцы вступали в многообразные контакты с местным тюркоязычным населением, подчиняя произношение названий фонетическим законам русского языка. К названиям рек Кы, Я, Ин, русские добавили окончания – я, и они стали называться Кия, Яя, Иня.

Рассмотрим еще несколько названий поселений.

  1. Ближайшим к поселку Бачатский поселением с привычным названием, но не всегда понятным, является населенный пункт Шанда. Это поселение основано в 18-м веке телеутами и названо скорее всего от тюркского ШЫН – “глухое место”, “глухомань”. Вряд ли жители могли предположить, что сегодня Шанда окажется на перекрестке оживленных дорог Беловского и Гурьевского районов и перестанет соответствовать своему названию.
  2. В 18-м веке телеутами основан населенный пункт Беково. Одним из первых поселенцев был телеут Бек – “князь”. От слова “бек” образовано название Беково по образцу имен русских деревень.
  3. На трассе Белово – Новый Городок есть поселок Бабанаково. Само звучание слова склоняет нас к тому, что оно из категории русских. Вместе с тем это поселение тоже было основано в 18-м веке телеутом Бабанаковым, по фамилии которого и названо. В основе фамилии тюркско-телеутское ПАБА, БАБА – “отец”, “дед”, “предок”.
  4. Ближе к Новому Городку расположен поселок Чертинский, входящий в состав г.Белова, назван по имени деревни, которая была расположена здесь в течение столетий. В названии тюркское ЧОРТАН (шортан) – “щука”, “щучий”. В процессе усвоения русскоязычным населением Чортан превратилось в Черта.

Многие названия нашего района, как впрочем и самого города, назывались по именам и фамилиям первопоселенцев – их основателей: Вишневка (Вишнев), Ивановка, Сидоренково, Коновалово, Пермяки, Мохово, Евтино, Поморцево и др. Власти утверждали появившиеся стихийно названия населенных пунктов, что свидетельствует о большом уважении в 17-19 вв. к простым людям. Нередко русские давали имена населенным пунктам по особенностям окружающего мира. Отсюда такие названия, как Калиновка, Задубровка, Осиновка.

Поиграем. Прочитайте слова. Читать можно по горизонтали и вертикали, сверху вниз, снизу вверх, справа налево, слева направо. Здесь спрятались названия нескольких населенных пунктов Кемеровской области.

г у р ь е в с к
т р е к л н а А
а т р е ч е л д
б е л о в о а н
о в о к е б и а
з и н а т к р ш

Итак, внимательно слушали материал, поиграли, а сейчас с помощью кроссворда проверим, что вы запомнили и узнали на уроке.

По горизонтали:

  1. Наука, которая изучает географические названия.
  2. Назовите фамилию первопоселенца, по фамилии которого назван город, в котором мы живем.
  3. Назовите полезное ископаемое, добываемое на разрезе “Бачатский”.

По вертикали:

  1. Название деревни, которое в переводе с тюркского обозначает слово “князь”.
  2. Коренное население Южной Сибири.
  3. Назовите реку, на которой расположен город Белово.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Е.А. Крючкова “Урок знакомства с исторической хронологией в IV кл.” //Начальная школа. – 2006. - №12.с.55.
  2. Е.А. Крючкова “Урок знакомства с исторической хронологией в IV кл.” //Начальная школа. – 2003. - №3.
  3. Лукашева “Музейная педагогика – средство формирования духовных ценностей учащихся”//Начальная школа.- 2007. - №9.с.29.
  4. “Тайны имен земли Кузнецкой”. В.Шабалин, Кемерово, 1994.