Программа: | Образовательная программа “Школа 2100”. |
Учебник: | - А.А.Вахрушев. “Окружающий мир” 2 кл.- М.: Баласс, 2006 г. |
Номер урока по теме: | 24 |
Форма урока: | Комбинированный урок с использованием ИКТ <Приложение 1>. |
Цели урока: | Образовательные: Дать общие представления о реке; формировать понятие о её частях (исток, устье, правый и левый берега, притоки); познакомить с особенностями рек, характером их течения, экологией рек. Развивающие: На основе представлений и наблюдений учить делать выводы, показывать крупные реки мира на карте. Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к природе и прививать интерес к предмету. |
Ожидаемые результаты: | Умение пользоваться картой, знание названий крупных рек мира, показ их по карте, знание частей реки, видов течения, отличие рек от других водоемов. |
Оборудование: | Компьютер, медиапроектор, экран, макет возвышенности и равнины, изготовленный на уроке труда из пластилина и картона (групповая работа), вода в стаканах (для опыта с макетом), учебники. |
Подготовка к уроку: | За 2 недели до урока выбирается группа “экологов”, которая получает задание о подготовке материалов по экологическим проблемам рек. |
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
3. Актуализация знаний.
- Что такое карта?
- Назовите причины, при которых вода меняет свое состояние.
- Я не случайно заговорила о воде, потому что сегодня на уроке мы будем изучать тему “Реки”.
Реки.
Чтобы все о реках знать,
Надо карту уметь читать,
Быть внимательным,
Уметь наблюдать,
И, конечно, рассуждать.
4. Совместное “открытие” знаний.
1) Проблемная ситуация.
- Давайте проведем небольшой опыт на макете, изготовленном на уроке труда и ответим на вопросы:
- Куда потечет вода с возвышенности из родника или небольшого горного озера?
- Ребята, а как вы думаете, почему вода стекает вниз? (Закон Всемирного тяготения).
<Слайд 3>
2) Знакомство с реками и их течением.
- Река – это постоянный природный поток воды на поверхности суши.
- Местом образования реки может быть родник, бьющий из-под земли, болото, озеро или ледник в горах. Река всегда течет вниз. <Слайд4>
- Течение – это движение воды в реке. Быстрое течение у горных рек, так как они стекают по крутым склонам гор. Медленное течение у равнинных рек, потому что наклон равнины часто даже не заметен для глаз. <Слайд 5>
- Выполнение задания № 3 (стр.1, часть 2)
3) Части реки. <Слайд 6>
- Место рождения (образования) реки называют истоком.
- Место впадения реки в другой водоём – это устье.
- Если плыть по течению реки, то слева будет левый берег, а справа – правый.
- На своём пути река встречает другие реки и ручьи, которые впадают в нее, отдавая ей свою воду. Их называют притоками.
- Определите, какой приток будет левый, а какой – правый?
4. Физминутка.
- Дыхательная гимнастика.
- Движения, имитирующие плавание по равнинной реке, затем по горной реке.
- Движения, имитирующие сплав на плотах по горной реке.
5. Работа с картой. Знакомство с крупными реками мира. (Работа в парах).
- Откройте карту полушарий и определите, как на ней обозначены реки.
- Как правильно показать реку на карте? (от истока к устью)
- Выполнение задания № 8 (стр.3) сопровождается показом слайдов
6. Практическая работа с картой.
- Выполнение работы “Проверь себя”
7. Выступление группы “экологов” (учеников), подготовивших свою презентацию <Слайды 7-12>
8. Итог урока.
- С каким видом водоема мы познакомились на этом уроке?
- Чем река отличается от других водоемов?
- Почему нужно беречь реки?
9. Домашнее задание. Часть 2 стр.2 № 4 (работа со схематической контурной картой, определение частей реки).