Межпредметные связи: Математика (формирование вычислительных навыков при решении расчетных задач по физике)
Учебно-методическое обеспечение:
- Гуревич А.Е., Исаев Д.А., Понтак Л.С. Физика. Химия. 5-6 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений.- М.: 1998.
- Шулежко Е.М., Никифоров Г.Г. Физика. Учебник – рабочая тетрадь для учащихся 6 класса/ Под ред. Ю.И.Дика – Спб: “Специальная литература”,1998.
Необходимое оборудование и материалы для занятия:
- компьютерный класс,
- ОС Windows XP,
- мультимедийный проектор.
Время реализации занятия: 45 мин.
Авторский медиапродукт:
- cреда PowerPoint, табличный процессор Excel, текстовый редактор Word, графический редактор Paint.
- вид медиапродукта: наглядная презентация учебного материала “Решение задач на тему “Плотность” (PowerPoint); тренажерный комплекс: тест (Excel), документ “Мое мнение” в среде Paint; документ “Найди ошибки” в Microsoft Office Word; презентация “Экспериментальная задача” (PowerPoint).
Задачи занятия:
знакомство с правилами
решения расчетных задач по физике; с различными
видами задач.
развитие памяти (при работе на воспроизведение
физических величин, их обозначений, единиц
измерения, формул); развитие устной речи (при
устных ответах на вопросы).
Основные понятия и термины занятия: плотность, масса, объём, мензурка, весы.
Тип урока: комбинированный.
Формы и методы обучения: беседа, презентация, фронтальная практическая работа, выполнение тестовых заданий.
План урока:
№ п/п | Этапы занятия | Временная реализация |
1 | Организационный момент | 1 минута |
2 | Повторение изученного на прошлом уроке
|
5 минут |
3 | Постановка познавательной задачи | 2 минуты |
4 | Решение познавательной задачи.
|
10 минут |
5 | Совершенствование знаний
|
10 минут |
6 | Закрепление.
|
7 минут |
7 | Итоги занятия. Рефлексия.
|
3 минуты |
8 | Задание на дом. | 2 минуты |
ХОД УРОКА
1. Организационный момент:
Приветствие, настрой на успех.
2. Повторение изученного на прошлом уроке.
Учитель: На прошлом уроке мы познакомились с понятием “плотность”. Что такое плотность?
Учащиеся отвечают.
Учитель: Мы узнали, как она обозначается, в каких единицах измеряется и по какой формуле её найти. Сядьте к компьютерам и выполните тест на проверку этих знаний. Откройте файл “Тест” (Приложение 1). (Дети открыли заданный файл). Перед вами задание с выбором ответа: вопрос и пять вариантов ответа. Выбрав правильный, запишите ответ на желтом поле. Точку ставить не надо. Выполнив тест, вы получите оценку за домашнее задание.
Обучаемые выполняют задание “Тест”.
Учитель: Закройте этот файл, не сохраняя.
3. Постановка познавательной задачи
Учитель: Кто получил пятерки? Четверки? Молодцы! Сегодня на уроке мы вспомним, как правильно оформлять физические задачи, решим их и подготовимся к решению экспериментальной задачи. Откройте тетради, запишите число и тему урока “Решение задач”.
4. Решение познавательной задачи
Использование презентации “Решение задач на тему “Плотность” (Приложение2).
Учитель: (Слайд №1). Вспомним сказку “Пузырь, Соломинка и лапоть”. (Читает сказку.)
(Слайд №2). Задача: Сможет ли лапоть перейти через реку по Соломинке, если его масса 10 г, а Соломинка имеет объём 4 см3 и плотность 0,5 г/см3? Соломинка сплошная, однородная.. (Учитель объясняет, как оформляются физические задачи с помощью наглядной презентации. Учащиеся записывают её в тетрадь). Слайд №3)
Учитель: Ребята, как вы думаете, почему герои сказки не смогли выполнить поставленную задачу – нарубить в лесу дрова? Какие качества героев сказки вам не понравились?
Учащиеся обсуждают сказку.
Учитель: Давайте придумаем новую добрую сказку про друзей Пузыря, Соломинку и Лаптя.
Учащиеся придумывают новую сказку.
Учитель: (Слайд №4) рассказывает новую сказку. (Слайд №5). Задача. Какой станет плотность Соломинки, если её масса 2 г, а объём после купания в реке стал 1 см3?
Учащиеся обсуждают решение, оформление задачи и записывают её в тетрадь.
Учитель заканчивает читать сказку.
Научиться очень нужно
В этом мире жить нам дружно,
Быть терпимым к близким людям,
Их любить и уважать.
Доброта и пониманье,
К окружающим вниманье.
И тогда мы сможем с вами
Мирно сосуществовать.
5. Совершенствование знаний
Учитель: А сейчас мы посмотрим, как вы научились оформлять задачи. Пересядьте к компьютерам, откройте файл “Задачи” (Приложение 3). Перед вами решение трех задач. В решениях спрятались ошибки. Найдите их, выделите цветом или измените, цвет шрифта на красный, либо допишите недостающее.
Учащиеся выполняют задание.
Учитель: Сколько вы нашли ошибок? Молодцы! Внимание на доску (Приложение 4). Перед вами правильно выполненное задание. (Разбираем ошибки).
6. Закрепление. Подготовка к решению экспериментальной задачи
Учитель: Как вы уже поняли, задачи могут быть разными: качественными (когда задача похожа на устный вопрос), расчетными (когда необходимо писать формулы, делать расчеты). А еще задачи бывают экспериментальными. В этом случае для решения задачи необходимо провести эксперимент, снять показания приборов. Давайте подумаем как решают такую задачу. У меня есть игрушка. Необходимо определить ее плотность. Ваше предложение: как это сделать?
Обсуждают выполнение работы, используя презентацию “Экспериментальная задача” (Приложение 5).
Учитель: В любой области деятельности, будь то наука или техника, промышленность или сельское хозяйство, космонавтика или медицина, человеку постоянно приходится сталкиваться с необходимостью измерить ту или иную величину – температуру воздуха или высоту горы, объем тела или возраст археологических находок, и так далее. Иногда необходимые измерения можно выполнить специально для того предназначенными приборами или инструментами. Линейные размеры тела, например, определяют линейкой; температуру измеряют термометром, массу – с помощью весов. В подобных случаях измерения называются прямыми или непосредственными. Однако значительно чаще вместо непосредственного определения интересующей величины приходится измерять совсем другие, а нужную – вычислять затем по соответствующим формулам. Такие измерения называют косвенными.
На следующем уроке мы будем решать с вами экспериментальную задачу по определению плотности вашей игрушки или какого-то другого предмета. Какие должны быть требования к будущему вашему исследуемому предмету?
Учащиеся: Чистота, размеры.
7. Домашнее задание
1. Придумать задачу с шуточным текстом на тему “Плотность”.
- Оформить решение этой задачи на отдельном листе;
- В решении задачи допустить ошибки;
- На другом листе записать решение задачи без ошибок, места ошибок выделить другим цветом.
(При выполнении домашнего задания за образец взять этап урока “Найди ошибки”. Задание можно сделать как документ Microsoft Office Word).
2. Принести любое физическое тело малых размеров, плотность которого вы хотели бы узнать.
8. Рефлексия:
Сядьте за компьютеры. Откройте файл “Мое мнение” с помощью графического редактора Paint (Приложение 6).
Выбери шарик соответствующий вашему настроению и залей его желтым цветом.
Самооценка. Выберите понравившийся шарик, скопируйте его. Пусть мальчик держит в руках столько шаров, на какую оценку вы поработали на уроке. Для этого необходимо выбрать инструмент Выделение прямоугольной области и установить режим восприятия белого цвета фона в качестве прозрачного.
Выделенную область можно скопировать с помощью клавиши Ctrl и перетащить мышью.
Список используемой литературы:
- “Красная Шапочка”, сценарий детского мини-мюзикла, Есипова И.П., педагог-организотор, школа № 34, г. Самара.
- “Физика” (задачник), Остер Г.Б., М. “Росмэн”, 1994.
- http://www.teremok.pp.ru.