Цели урока:
- выявить уровень усвоения действий с отрицательными числами;
- проверить все умения и навыки по данной теме;
- скорректировать знания, ликвидировать пробелы;
- привлечь учащихся к сотрудничеству, взаимопомощи, уважительному отношению друг к другу, к оценочной деятельности;
- продолжить развитие грамотной математической речи.
Время проведения - 1 урок.
1. Подготовительный этап.
Объявляются тема зачета, цели, этапы урока.
2. этап. Диктант.
Проводится на листочках. Время 2-3 минуты. Его проводит и проверяет учитель сразу после выполнения работы. На доске записаны задания, учащиеся на листочках под номерами заданий пишут только ответы.
Вычисли:
1. –(-5)=
2. -8-2 =
3. 8-5=
4.-6-(-5)=
5.-(-(-(-(-7))))=
3 этап. Теоретическая часть.
Ученики-консультанты опрашивают учащихся и выставляют оценки за каждое определение, выводят среднюю оценку. В это время все остальные учащиеся приступают к выполнению практической части зачета в тетради. Отвлекаются от решения, только тогда, когда подойдет консультант. Консультанты заполняют карточки опроса. В спорных вопросах обращается к учителю. В это время учитель, проверив диктанты, наблюдает за учебным процессом.
Определения:
- сравнение отрицательного числа с нулем.
- сравнение отрицательного числа с положительным числом.
- сравнение двух отрицательных чисел.
- сложение отрицательных чисел.
- сложение чисел с разными знаками.
- умножение отрицательных чисел.
- умножение чисел с разными знаками.
- деление отрицательных чисел.
- деление чисел с разными знаками.
Ответы:
- Отрицательное число всегда меньше нуля.
- Положительное число всегда больше отрицательного.
- Из отрицательных чисел то число больше, модуль которого меньше.
- Чтобы сложить два отрицательных числа нужно: поставить знак “минус” и сложить их модули.
- Чтобы сложить два числа с разными знаками нужно: поставить знак большего числа и в скобках от большего отнять меньшее число.
- Умножение двух отрицательных чисел будет всегда числом положительным, поэтому надо просто выполнить умножение чисел.
- Умножение чисел с разными знаками будет числом отрицательным, поэтому нужно поставить знак “минус” и выполнить умножение.
- Делением отрицательных чисел будет число положительное, поэтому нужно просто выполнить деление модулей данных чисел.
- Делением чисел с разными знаками будет отрицательным числом, поэтому ставим знак “минус” и выполняем деление модулей данных чисел.
4 этап. Практические задания (в рабочей тетради).
На этом этапе консультанты могут оказывать помощь при решении заданий. Задания записаны на доске.
Сравни:
5,61 и -5,61
-53,1 и 0
-10 и -24
-5/6 и -5/11
Выполни действие:
57: (-19)=
-5,34: (-1,7)=
-5,2-4,7=
-4,8+3,7=
№1113(а, б), 1114(а, г) Виленкин Н. математика 6 кл.
5 этап. Подведение итогов урока-зачета.
Ребята сдают тетради для проверки учителю.
Детям объявляются оценки за диктант, теоретическую часть зачета, за практическую часть будет объявлена на следующий урок.
Отмечаются наиболее подготовленные учащиеся. Консультанты сдают карточки-контроля для просмотра учителем объективности выставления оценок.
Консультанты опрошены ранее по всем трем этапам, им оценки объявляются на уроке-зачете, и выносится благодарность за помощь при проверки знаний учащихся.
Такую схему – “диктант-опрос-практика” можно использовать на разных этапах урока и ступенях обучения.