Методическая разработка урока-зачета по математике в 6-м классе "Действия с отрицательными числами"

Разделы: Математика


Цели урока:

  • выявить уровень усвоения действий с отрицательными числами;
  • проверить все умения и навыки по данной теме;
  • скорректировать знания, ликвидировать пробелы;
  • привлечь учащихся к сотрудничеству, взаимопомощи, уважительному отношению друг к другу, к оценочной деятельности;
  • продолжить развитие грамотной математической речи.

Время проведения - 1 урок.

1. Подготовительный этап.

Объявляются тема зачета, цели, этапы урока.

2. этап. Диктант.

Проводится на листочках. Время 2-3 минуты. Его проводит и проверяет учитель сразу после выполнения работы. На доске записаны задания, учащиеся на листочках под номерами заданий пишут только ответы.

Вычисли:

1. –(-5)=
2. -8-2 =
3. 8-5=
4.-6-(-5)=
5.-(-(-(-(-7))))=

3 этап. Теоретическая часть.

Ученики-консультанты опрашивают учащихся и выставляют оценки за каждое определение, выводят среднюю оценку. В это время все остальные учащиеся приступают к выполнению практической части зачета в тетради. Отвлекаются от решения, только тогда, когда подойдет консультант. Консультанты заполняют карточки опроса. В спорных вопросах обращается к учителю. В это время учитель, проверив диктанты, наблюдает за учебным процессом.

Определения:

  1. сравнение отрицательного числа с нулем.
  2. сравнение отрицательного числа с положительным числом.
  3. сравнение двух отрицательных чисел.
  4. сложение отрицательных чисел.
  5. сложение чисел с разными знаками.
  6. умножение отрицательных чисел.
  7. умножение чисел с разными знаками.
  8. деление отрицательных чисел.
  9. деление чисел с разными знаками.

Ответы:

  1. Отрицательное число всегда меньше нуля.
  2. Положительное число всегда больше отрицательного.
  3. Из отрицательных чисел то число больше, модуль которого меньше.
  4. Чтобы сложить два отрицательных числа нужно: поставить знак “минус” и сложить их модули.
  5. Чтобы сложить два числа с разными знаками нужно: поставить знак большего числа и в скобках от большего отнять меньшее число.
  6. Умножение двух отрицательных чисел будет всегда числом положительным, поэтому надо просто выполнить умножение чисел.
  7. Умножение чисел с разными знаками будет числом отрицательным, поэтому нужно поставить знак “минус” и выполнить умножение.
  8. Делением отрицательных чисел будет число положительное, поэтому нужно просто выполнить деление модулей данных чисел.
  9. Делением чисел с разными знаками будет отрицательным числом, поэтому ставим знак “минус” и выполняем деление модулей данных чисел.

4 этап. Практические задания (в рабочей тетради).

 

На этом этапе консультанты могут оказывать помощь при решении заданий. Задания записаны на доске.

Сравни:

5,61 и -5,61

-53,1 и 0

-10 и -24

-5/6 и -5/11

Выполни действие:

57: (-19)=

-5,34: (-1,7)=

-5,2-4,7=

-4,8+3,7=

№1113(а, б), 1114(а, г) Виленкин Н. математика 6 кл.

5 этап. Подведение итогов урока-зачета.

Ребята сдают тетради для проверки учителю.

Детям объявляются оценки за диктант, теоретическую часть зачета, за практическую часть будет объявлена на следующий урок.

Отмечаются наиболее подготовленные учащиеся. Консультанты сдают карточки-контроля для просмотра учителем объективности выставления оценок.

Консультанты опрошены ранее по всем трем этапам, им оценки объявляются на уроке-зачете, и выносится благодарность за помощь при проверки знаний учащихся.

Такую схему – “диктант-опрос-практика” можно использовать на разных этапах урока и ступенях обучения.