“Любовь к родному краю,
знания его истории – основа, на которой
только и может осуществляться рост
духовной культуры всего общества.”
Д.С.Лихачёв
Сегодня мы всё чаще обращаемся к духовным ценностям прошлого, пытаемся искать пути восстановления прерванных связей времён, осознаём необходимость изучения своих национальных корней как источника нашего нравственного здоровья, силы и богатства.
Краеведение – одно из важных средств связи обучения и воспитания с жизнью, оно содействует осуществлению общего образования нравственному, эстетическому и физическому воспитанию учащихся, всестороннему росту и развитию их способностей.
Краеведческая работа расширяет кругозор ребят, знакомит их с хозяйственной жизнью России, Донского Края, родного посёлка, воспитывает любовь к малой родине, истории возникновения донского казачества ,гордость за свой народ, настоящих людей прошлого и настоящего, воспитываются патриотизм, идеалы гуманизма и справедливости.
Активное участие школьников в краеведческой работе расширяет их кругозор, приучает самостоятельно делать выводы и принимать решения, сплачивать учащихся в дружный коллектив, помогает укреплению школьной дисциплины.
Краеведение тесно связано с туризмом, походами по родному краю. Поэтому в программах каждого года обучения предусмотрено изучение правил техники безопасности и овладение туристскими навыками и умениями. С краеведением связано экология, умение вести себя в природе, поэтому в программе предусмотрено изучение и этой темы
Представленная программа рассчитана на учащихся 8- 9 классов. Занятия юных краеведов проводятся в основном, в игровой форме: викторины, конкурсы, интеллектуальные игры. Большую роль играет изучение материала непосредственно на месте событий. В этих целях предусмотрены экскурсии и походы, работа в музее и архивах.
Тема “Мой дом, мой посёлок, моя школа”, нацелены на воспитание любви, уважении к школе, как к своему второму дому, своей улице и посёлку как к малой родине
Изучая историю своей семьи, ребята проникаются чувством ответственности за свою фамилию, историю своей семьи как части народа
В программе второго года обучения ребята получают наиболее полное представление о Ростовской области, его городах и посёлках. Раскрытие тем проходит в трёх временных периодах: прошлом, настоящем и будущем.
Учащиеся приобретают более глубокие знания об основных исторических событиях, экономическом, географическом положении, климате, природных богатствах, флоре и фауне области. Важное место на втором году обучения занимает изучение истории Октябрьского района , беседы с интересными людьми, встречи.
В процессе обучения в начале преобладают игровые формы , затем требования усложняются, ребята приобщаются к исследовательской деятельности, выполнению более сложных заданий.
Цели и задачи:
-
Углубить и расширить знания учащихся по
истории Донского края, своего посёлка, школы;
- развивать креативные способности и умения самостоятельно работать с источниками
- Способствовать развитию навыков исследовательской работы школьников
- Приобщить школьников к поисково исследовательской работе
- Дать дополнительные знания по гуманитарным предметам
- Воспитывать волевые качества, гражданское отношение к отечественной истории.
Программа позволяет сочетать разные формы воспитательной работы.
Принципы построения программы:
- Принцип возрастания сложности (от простого к сложному)
- Принцип учёта эмоциональной сложности (создание благоприятного эмоционального фона, формирование положительных эмоций
- Принцип учёта объёма и степени разнообразия материала (переход к новому объёму материала на основе сформированности какого либо умения, разнообразия и увеличения материала поэтапно)
- Принцип интеграции и дифференциации обучения
- Принцип взаимодействия человека с природой (краеведческий принцип)
Основные методы обучения:
- Практические
- рассказ педагога и рассказы детей
- беседы
- Дискуссии
- Встречи с интересными людьми
- Мини сочинения
- Походы, экскурсии
- Конкурсы, викторины
- Составление презентаций Power Point
Что должны знать и уметь воспитанники:
- Работать с первоисточниками, самостоятельно добывать знания
- Составлять доклады, рефераты
- Оформлять дневник похода
- Применять полученные знания на практике
- Самостоятельно провести беседу с населением по записи воспоминаний
- Практиковаться в умении проводить экскурсии
Почасовая разбивка |
№ |
Разделы программы |
1 год обучения |
2 год обучения |
||
1 |
Водная беседа |
1 |
1 |
||
2 |
Посёлок, в котором мы живём |
7 |
- |
||
3 |
Мой Октябрьский район |
- |
6 |
||
4 |
Изучение Ростовской области |
6 |
35 |
||
5 |
Мой дом, семья |
6 |
- |
||
6 |
Туристские навыки |
6 |
- |
||
7 |
Охрана природы |
6 |
- |
||
8 |
Поиск |
6 |
- |
||
9 |
Экология |
- |
4 |
||
10 |
Школьный музей |
- |
5 |
||
11 |
Загадки Тихого Дона |
5 | 154 |
154 |
|
12 |
Истоки Донского казачества |
- |
6 |
||
13 |
Итоговые практические занятия |
2 |
1 | ||
Итого |
34 |
34 |
(Программа 1 года обучения размещена на сайте Фестиваля “Открытый урок - 2007”)
Тематический план |
№ | Тема | Всего | Теория | Практика |
1 | Вводная беседа | 1 |
1 |
- |
2 | Изучение Ростовской области | 6 |
2 | 4 |
2.1 | География Ростовской области | 2 | 2 |
- |
2.2 | Города и районы Ро | 4 | 1 |
3 |
3 | История Донского казачества | 6 |
3 |
3 |
3.1 | Описание земли Донской | 1 |
1 |
- |
3.2 | Донской край в далёком прошлом | 1 | 1 |
- |
3.3 | Зарождение Донского казачества | 1 |
1 |
- |
3.4 | Дон в 17 -18 веках, казаки в войне 1812 года | 1 |
- |
1 |
3.5 | Культурные традиции казачества |
2 |
- |
2 |
4 | Экология | 4 |
2 |
2 |
5 | Школьный музей | 5 |
1 |
4 |
6 | Загадки Земли Донской | 5 |
1 |
4 |
7 | Октябрьский район | 6 |
1 |
5 |
7.1 | История возникновения, природа |
1 |
1 |
- |
7.2 | Знаменитые люди района |
1 |
- |
1 |
7.3 | Район в годы ВОВ | 2 |
- |
2 |
7.4 | Культурные и исторические достопримечательности |
2 |
- |
2 |
8 | Итоговые практические занятия | 1 |
- |
1 |
Итого |
34 |
11 |
23 |
Программа |
Земля Донская – край родной
1. Вводная беседа:
- Задачи, содержание программы на новый учебный год.
2. Изучение Ростовской области
2.1 География Ростовской области
- Географическое положение, границы, территория
- Полезные ископаемые
- Реки, озёра
- Каналы, водохранилища.
Практические задания:
- Выпуск презентаций в Power Point о географическом положении Ростовской области
- Выпуск газет с вопросами викторины “Что? Где? Когда? ” для различных параллелей
- Разгадывание ребусов, кроссвордов по истории области.
2.2 Города и районы области
- Большие и малые города области
- Ростов – на- Дону – областной центр
- Таганрог – город великого прошлого и большого будущего
- Азов – город казачьей доблести
- Малые города
- Районные центры
Практические занятия:
- Интеллектуальные игры “Знаешь ли ты Землю Донскую?”
- Оформление альбомов о городах Ростовской области
- Выпуск презентаций Power Point о Ростове – на Дону и п. Каменоломни
3. История Донского казачества:
3.1. Краткое описание Земли Донской
3.2. Наш край в далёком прошлом (Дон и великое переселение народов)
Практические занятия:
экскурсия в Танаис.
3.3. Зарождение Донского казачества:
Славная битва на Куликовом поле
Практические занятия:
Экскурсия в Азов, Новочеркасск
Выпуск презентаций в
Power Point
об истории Донского казачества.
3.4. Дон в XVII -XVIII веке, казаки Дона в войне 1812
года.
Матвей Иванович Платов
Практические занятия:
экскурсия в краеведческий музей г Ростова –
на -Дону,
конкурс “Что? Где? Когда?”
3.5. Культурные традиции Донского казачества
- Православие в жизни казаков
- Одежда, быт, нравы казаков
- Дон литературный
- Наши земляки - художники
- Старинный и современный фольклор
Практические занятия:
экскурсия по Чеховским местам г. Таганрога,
сбор фольклорного материала в посёлке и
прилегающих хуторах.
Посещение мастера – ремесленника г. Шахты.
Выпуск презентаций о культурных традициях
казачества
4. Экология
- Связь туризма и краеведения с экологией. Правила поведения в природе
- Охрана рек, родников, водоёмов
- Охрана птиц и животных
- Ядовитые растения, грибы, пресмыкающиеся
- Красная книга
Практические занятия:
Поход выходного дня на Белую Горку.
Участие в экспедиции по очистке малых рек
Учебно-познавательная игра – “Учись , играя”
5. Школьный музей.
- Результаты поисковых работ обработать и пополнить школьный музей.
- Повсеместно вести пропагандистскую работу среди школьников и взрослого населения с целью сохранения памяти о павших защитниках Отечества
- Сотрудничать со средствами массовой информации, составлять летопись поискового движения
- Положение о школьном музее, фонды музея, их значение
Практические занятия:
Разработка текстов экскурсий – обзорной и
тематической, организация поиска по
направлению “Летопись моей школы”
Посещение школьного краеведческого музея
х.Керчик – Савров
6. Загадки Тихого Дона.
- Сбор материала о необычных объектах, явлениях природы, обработка данных археологических раскопок.
Практические занятия:
Посещение археологических раскопок в
х.Ягодинка, г. Аксай.
Выпуск краеведческих газет и презентации в Power
Point.
7. Октябрьский (с) район.
- География Октябрьского (с) района, природные достопримечательности.
- Знаменитые люди района, район в годы ВОВ.
Практические занятия:
посещение заповедника “Персиановская
степь”.
Работа в музее.
Составление презентации об истории района.
Встречи с ветеранами ВОВ.