Программа краеведческого кружка "Юный краевед"

Разделы: Внеклассная работа


“Любовь к родному краю,
знания его истории – основа, на которой
только и может осуществляться рост
духовной культуры всего общества.”

Д.С.Лихачёв

Сегодня мы всё чаще обращаемся к духовным ценностям прошлого, пытаемся искать пути восстановления прерванных связей времён, осознаём необходимость изучения своих национальных корней как источника нашего нравственного здоровья, силы и богатства.

Краеведение – одно из важных средств связи обучения и воспитания с жизнью, оно содействует осуществлению общего образования нравственному, эстетическому и физическому воспитанию учащихся, всестороннему росту и развитию их способностей.

Краеведческая работа расширяет кругозор ребят, знакомит их с хозяйственной жизнью России, Донского Края, родного посёлка, воспитывает любовь к малой родине, истории возникновения донского казачества ,гордость за свой народ, настоящих людей прошлого и настоящего, воспитываются патриотизм, идеалы гуманизма и справедливости.

Активное участие школьников в краеведческой работе расширяет их кругозор, приучает самостоятельно делать выводы и принимать решения, сплачивать учащихся в дружный коллектив, помогает укреплению школьной дисциплины.

Краеведение тесно связано с туризмом, походами по родному краю. Поэтому в программах каждого года обучения предусмотрено изучение правил техники безопасности и овладение туристскими навыками и умениями. С краеведением связано экология, умение вести себя в природе, поэтому в программе предусмотрено изучение и этой темы

Представленная программа рассчитана на учащихся 8- 9 классов. Занятия юных краеведов проводятся в основном, в игровой форме: викторины, конкурсы, интеллектуальные игры. Большую роль играет изучение материала непосредственно на месте событий. В этих целях предусмотрены экскурсии и походы, работа в музее и архивах.

Тема “Мой дом, мой посёлок, моя школа”, нацелены на воспитание любви, уважении к школе, как к своему второму дому, своей улице и посёлку как к малой родине

Изучая историю своей семьи, ребята проникаются чувством ответственности за свою фамилию, историю своей семьи как части народа

В программе второго года обучения ребята получают наиболее полное представление о Ростовской области, его городах и посёлках. Раскрытие тем проходит в трёх временных периодах: прошлом, настоящем и будущем.

Учащиеся приобретают более глубокие знания об основных исторических событиях, экономическом, географическом положении, климате, природных богатствах, флоре и фауне области. Важное место на втором году обучения занимает изучение истории Октябрьского района , беседы с интересными людьми, встречи.

В процессе обучения в начале преобладают игровые формы , затем требования усложняются, ребята приобщаются к исследовательской деятельности, выполнению более сложных заданий.

Цели и задачи:

  • Углубить и расширить знания учащихся по истории Донского края, своего посёлка, школы;
  • развивать креативные способности и умения самостоятельно работать с источниками
  • Способствовать развитию навыков исследовательской работы школьников
  • Приобщить школьников к поисково исследовательской работе
  • Дать дополнительные знания по гуманитарным предметам
  • Воспитывать волевые качества, гражданское отношение к отечественной истории.

Программа позволяет сочетать разные формы воспитательной работы.

Принципы построения программы:

  • Принцип возрастания сложности (от простого к сложному)
  • Принцип учёта эмоциональной сложности (создание благоприятного эмоционального фона, формирование положительных эмоций
  • Принцип учёта объёма и степени разнообразия материала (переход к новому объёму материала на основе сформированности какого либо умения, разнообразия и увеличения материала поэтапно)
  • Принцип интеграции и дифференциации обучения
  • Принцип взаимодействия человека с природой (краеведческий принцип)

Основные методы обучения:

  • Практические
  • рассказ педагога и рассказы детей
  • беседы
  • Дискуссии
  • Встречи с интересными людьми
  • Мини сочинения
  • Походы, экскурсии
  • Конкурсы, викторины
  • Составление презентаций Power Point

Что должны знать и уметь воспитанники:

  • Работать с первоисточниками, самостоятельно добывать знания
  • Составлять доклады, рефераты
  • Оформлять дневник похода
  • Применять полученные знания на практике
  • Самостоятельно провести беседу с населением по записи воспоминаний
  • Практиковаться в умении проводить экскурсии

Почасовая разбивка
учебного курса

 

Разделы программы

1 год обучения

2 год обучения

1

Водная беседа

1

1

2

Посёлок, в котором мы живём

7

-

3

Мой Октябрьский район

-

6

4

Изучение Ростовской области

 

6

35

5

Мой дом, семья

6

-

6

Туристские навыки

6

-

7

Охрана природы

6

-

8

Поиск

6

-

9

Экология

-

4

10

Школьный музей

-

5

11

Загадки Тихого Дона

  5

154

154

12

Истоки Донского казачества

-

6

13

Итоговые практические занятия

2

1
 

Итого

34

34

(Программа 1 года обучения размещена на сайте Фестиваля “Открытый урок - 2007”)

Тематический план
Второй год обучения

 

Тема Всего Теория Практика
1 Вводная беседа

1

1

-

2 Изучение Ростовской области

6

2 4
2.1 География Ростовской области 2

2

-
2.2 Города и районы Ро 4

1

3
3 История Донского казачества

6

3

3

3.1 Описание земли Донской

1

1

-

3.2 Донской край в далёком прошлом 1

1

-

3.3 Зарождение Донского казачества

1

1

-

3.4 Дон в 17 -18 веках, казаки в войне 1812 года

1

-

1

3.5

Культурные традиции казачества

2

-

2

4 Экология

4

2

2

5 Школьный музей

5

1

4

6 Загадки Земли Донской

5

1

4

7 Октябрьский район

6

1

5

7.1

История возникновения, природа

1

1

-

7.2

Знаменитые люди района

1

-

1

7.3 Район в годы ВОВ

2

-

2

7.4

Культурные и исторические достопримечательности

2

-

2

8 Итоговые практические занятия

1

-

1

 

Итого

34

11

23

 

Программа
второй год обучения

Земля Донская – край родной

1. Вводная беседа:

  • Задачи, содержание программы на новый учебный год.

2. Изучение Ростовской области

2.1 География Ростовской области

  • Географическое положение, границы, территория
  • Полезные ископаемые
  • Реки, озёра
  • Каналы, водохранилища.

Практические задания:

  • Выпуск презентаций в Power Point о географическом положении Ростовской области
  • Выпуск газет с вопросами викторины “Что? Где? Когда? ” для различных параллелей
  • Разгадывание ребусов, кроссвордов по истории области.

2.2 Города и районы области

  • Большие и малые города области
  • Ростов – на- Дону – областной центр
  • Таганрог – город великого прошлого и большого будущего
  • Азов – город казачьей доблести
  • Малые города
  • Районные центры

Практические занятия:

  • Интеллектуальные игры “Знаешь ли ты Землю Донскую?”
  • Оформление альбомов о городах Ростовской области
  • Выпуск презентаций Power Point о Ростове – на Дону и п. Каменоломни

3. История Донского казачества:

3.1. Краткое описание Земли Донской

3.2. Наш край в далёком прошлом (Дон и великое переселение народов)

Практические занятия:

экскурсия в Танаис.

3.3. Зарождение Донского казачества:

  • Славная битва на Куликовом поле
  • Покорение Сибири Ермаком
  • Михаил Романов и казаки
  • Азовское сидение

Практические занятия:

Экскурсия в Азов, Новочеркасск
Выпуск презентаций в
Power Point
об истории Донского казачества.

3.4. Дон в XVII -XVIII веке, казаки Дона в войне 1812 года.

  • Матвей Иванович Платов
  • Бородинское сражение
  • Ратная служба
  • Крымская война

Практические занятия:

экскурсия в краеведческий музей г Ростова – на -Дону,
конкурс “Что? Где? Когда?”

3.5. Культурные традиции Донского казачества

  • Православие в жизни казаков
  • Одежда, быт, нравы казаков
  • Дон литературный
  • Наши земляки - художники
  • Старинный и современный фольклор

Практические занятия:

экскурсия по Чеховским местам г. Таганрога,
сбор фольклорного материала в посёлке и прилегающих хуторах.
Посещение мастера – ремесленника г. Шахты.
Выпуск презентаций о культурных традициях казачества

4. Экология

  • Связь туризма и краеведения с экологией. Правила поведения в природе
  • Охрана рек, родников, водоёмов
  • Охрана птиц и животных
  • Ядовитые растения, грибы, пресмыкающиеся
  • Красная книга

Практические занятия:

Поход выходного дня на Белую Горку.
Участие в экспедиции по очистке малых рек
Учебно-познавательная игра –  “Учись , играя”

5. Школьный музей.

  1. Результаты поисковых работ обработать и пополнить школьный музей.
  2. Повсеместно вести пропагандистскую работу среди школьников и взрослого населения с целью сохранения памяти о павших защитниках Отечества
  3. Сотрудничать со средствами массовой информации, составлять летопись поискового движения
  4. Положение о школьном музее, фонды музея, их значение

Практические занятия:

Разработка текстов экскурсий – обзорной и тематической,  организация поиска по направлению “Летопись моей школы”
Посещение школьного  краеведческого музея х.Керчик – Савров

6. Загадки Тихого Дона.

  • Сбор материала о необычных объектах, явлениях природы, обработка данных археологических раскопок.

Практические занятия:

Посещение археологических раскопок в х.Ягодинка, г. Аксай.
Выпуск краеведческих газет и презентации в Power Point.

7. Октябрьский (с) район.

  • География Октябрьского (с) района, природные достопримечательности.
  • Знаменитые люди района, район в годы ВОВ.

Практические занятия:

посещение заповедника “Персиановская степь”.
Работа в музее.
Составление презентации об истории района.
Встречи с ветеранами ВОВ.

8. Итоговые практические занятия – участие в экологических и краеведческих мероприятиях.