Урок русского языка в 4-м классе

Разделы: Начальная школа


Тема: Упражнение в изменении имен существительных по числам и определении рода.

Цель: Совершенствование умения определять род имен существительных и изменять имена существительные по числам. Воспитывать уважение и любовь к природе, показать, что ее судьба в наших руках.

Ход урока

1. Проверка домашнего задания

(Предварительная работа проводилась на уроке)

Прочитайте пейзажную словесную зарисовку на тему “Осень” (оформление в виде сложных предложений)

- слезы осени жетон
-краски осени жетон
-звуки осени жетон
-осенняя печаль жетон

2. Минутка чтения с заданием:

img1.gif (4625 bytes)

Чтение рассказа Юрия Дмитриева “Что такое лес” (книга для внеклассного чтения “Родничок” стр. 24-26).

-О чем этот текст?

Жил-был художник. Однажды решил этот художник нарисовать лес. Лес-это ведь деревья. Взял он кисти и краски и стал рисовать. Нарисовал березы, осины, дубы, сосны, ели. Очень хорошо получились у него деревья. Но через некоторое время у него весь лес на картине засох (выставляю на доску картину леса – но на ней нет птиц, жучков, гусениц, пчел, стрекоз, жаб, ящериц, лягушек и т.д.).

-Почему лес на картине художника засох?

(на картине не было цветов, грибов, птиц, насекомых, лягушек, жаб, ящериц)

В природе все взаимосвязано. Одно без другого существовать не может.

Наша задача: не допустить гибели леса. Каждый ваш правильный ответ поможет сохранить наш лес (за правильные, полные ответы даю жетоны-картинки бабочек, птиц, грибов, насекомых – для того, чтобы выполнить (оживить) лес на картине).

-Прочитайте из текста существительные единственного числа, имена существительные множественного числа.

-Как изменяются имена существительные? (по числам). Даю жетоны за правильные ответы.

3. Тема урока. Род имен существительных.

4. Словарная работа(на доске).

З.мля, б.гатство, эк.логия, л.карство, ду., обл.ко, м.дведь, гри., г.р.зонт, р.стение, тр.пинка, л.ства.

-Слова какой речи записаны на доске?

-Какую работу можно провести с этими словами? (звуко – буквенный разбор слов, разбор слов по составу, из слов можно составить предложение, рассказ и т.д.)

-Что мы уже знаем об имени существительном?

Ответы – жетоны

А сейчас вы выполните вот такое задание: Разбейте слова по родовым признакам:

- на какие группы вы разобьете слова?

Ж.р. Ср.р. М.р.
земля богатство медведь
экология лекарство дуб
тропинка растение гриб
листва облако горизонт

Проверка фронтальная – жетоны.

Допишите в нужный столбик слова, которые обозначают:

-напишите название дерева, которое является символом России, еще в стародавние времена ее называли деревом четырех дел: мир освещать, крик утешать, чистоту соблюдать, больных исцелять (береза-иллюстрация).

Для врачевания использовали настой из почек этого дерева (при долго незаживающих ранах); чай, заваренный на ___ грибе-чаге (от заболевания желудка). Человек всегда дружил с этим деревом. Полезен и сок этого дерева. Из бересты этого дерева получают деготь.

-это дерево символ русского пейзажа. Народ ласково называет его черемхой, черемшиной, воспевает в стихах и песнях. Она обладает исключительными свойствами: аромат ее цветов и листьев очищает воздух от микробов. Ее букет в доме смертелен для мух и комаров, но опасен и для человека (черемуха-картинка).

По народным приметам, коли зацвела ___ пора сажать картофель. Из коры черемухи делают краску зеленого и бурого цвета. Древесину используют для столярных изделий, а гибкие ветки- для плетения мебели.

-Это дерево - символ счастья и мира в семье, поэтому возле дома всегда старались посадить ___ (рябина). Даже посидеть в тени этого дерева считалось полезным. Это дерево воспето в песнях, о нем сложены стихи. Чаще всего в народном представлении ___ - это тонкая и нежная девушка (иллюстрация).

5. Работа над пройденным материалом. Работа по развитию речи (по уровням).

а) на столе у каждого ученика лежит конверт.

Задание: составить из отдельных слов законченную мысль, т.е. предложение.

1 ур. На, полянке, ровными, рядами, росли, белоствольные, березки.

2 ур. Ветер, пообрывал, с деревьев, последние, листья, обломал, сухие, сучья.

3 ур.

Спят, поляны, снеговые,
Спит, безмолвно, темный лес,
Только звезды, золотые, смотрят,
Ласково, с небес. (И.Бунин)

Какую работу можно провести с этим предложением? Состроить предложения и дать характеристику. Проверка. Жетоны Разбор этого предложения по частям речи, по членам предложения, назвать словосочетания, дать характеристику предложения.

б) упражнение “Допиши словечко”.

-упражнения по цели высказывания бывают или повествовательные, или вопросительные, или….

-предложения могут быть восклицательными или невосклицательными по….

-подлежащее и сказуемое – это….

-однородные члены разделяются….

-запятая не ставится между однородными членами, если их соединяет….

-из нескольких простых предложений состоят предложения….

(Побудительные, интонации, грамматическая основа, запятой, союз и, сложные)

Коллективная проверка. жетоны

6. Новая тема.

К нам на урок прибыла группа иностранных туристов с интересной информацией по языку.

а). Знаете ли вы, что…

есть языки, в которых у существительных нет никакого рода, ни мужского, ни женского, ни среднего. Это английский, финский, венгерский, эстонский, турецкий. Их называют “безродовыми” языками.

В русском языке есть слова, которые имеют общий род, т.е. могут обозначать и мужчину и женщину. Например: грязнуля, растрепа, сирота, неряха, самоучка, недотрога, тихоня, обжора, соня, плакса – подобные слова и называются существительными общего рода. жетон

б). Знаете ли вы, что…

есть языки, в которых существительные имеют только два рода (м.р. и ж.р.). Это французский, итальянский, румынский, молдавский. Например, французские слова м.р. с окончанием -о стали в русском языке словами среднего рода (которого во французском языке нет) бюро, пальто, депо, лото, такси, кафе – это названия неодушевленных предметов; если существительные обозначают животных, то они относятся к м.р. кенгуру, колибри, какаду, возможно также употребление этих существительных двух родов м.р. и ж.р., в зависимости от того, кого имеет в виду говорящий- самца или самку. жетон

в). Знаете ли вы, что…

есть языки, в которых родов намного больше, чем в нашем языке. Например: во многих языках народов Кавказа, Африки. Может быть до 40 родов. Их там называют “классами”. Есть класс, обозначающий людей (сын, мать), класс животных (овца, лев), класс вещей (стол, нож), класс круглых предметов (колесо, яблоко, мяч), класс деревьев (клен, тополь) и другие классы. Жетон

7. Подведение итога урока.

-что вы можете рассказать о существительных?

-внесите дополнения в нашу картину.

(Ученики подходят к картине и своими жетонами “оживляют” картину, т.к. на ней появляются жучки, птицы и т.д.)

-что теперь можно сказать о нашем лесе?

-справились ли мы с задачей нашего урока?

Эта картина лишь крупинка нашей необъятной планеты Земля. Из всего этого мы должны сделать важные выводы. Надо очень-очень бережно относиться к растениям: от деревьев в лесу до травинок на лугу.

Человек должен не покорять, а сотрудничать с природой.

Принцип 1. Если нельзя сохранить всю Природу, значит нужно оставить ей ее часть в виде заповедников и национальных парков.

Принцип2. Человек должен рубить не все деревья подряд, а лишь их часть. Это позволит лесу быстро залечить свои раны.

8. Домашнее задание.

1 ур. – написать 5 сущ. ж.р. ед.ч., и 5 сущ. м.р. мн.ч.

2 ур. – упр. 13, стр. 71.

3 ур.- найти в словаре имена существительные заимствованные из других иностранных языков, 3 сущ. общего рода “безродовые”.