Площадь. Формула площади прямоугольника

Разделы: Математика


Цели урока:

  • Образовательные: формирование понятие площади фигур, вывод формул площади прямоугольника и квадрата, понятия равных фигур и изучение их свойств, совершенствование вычислительных и графических навыков;
  • Развивающие: развитие логического и творческого мышления, пространственного воображения, доказательной математической речи;
  • Воспитательные: воспитание целеустремленности, самостоятельности, культуры речи воспитание доброжелательных отношений друг к другу, выслушивать мнения других и высказывать свою точку зрения.

Тип урока: Изучение нового материала (с применением информационных технологий).

Методы:

  • частично-поисковый;
  • объяснительно-иллюстративный;
  • репродуктивный.

1. Структура урока:

  1. Организационный момент (1-2 мин.).
  2. Устный счет (3 мин.)
  3. Сообщение темы урока, постановка цели урока и его задач. (1-2 мин.)
  4. Ознакомление с новым материалом.
  5. Первичное осмысление и закрепление изученного.
  6. Домашнее задание (3 мин.)
  7. Итог урока. (5 мин.)

2. Устный счет проводится на компьютере с использованием программы Excel (правильность вычислений данных примеров проверяется компьютером и выставляется оценка).

3. Тему урока сообщает учитель, а цели и задачи урока учащиеся формулируют самостоятельно.

4. Ознакомление с новым материалом. (Приложение 1)

Учитель: Каким способами можно найти площадь фигуры представленной на экране прямоугольника (Слайд 1)?

Пусть дан прямоугольник со сторонами а и b, S – площадь прямоугольника, требуется записать формулу, по которой можно вычислить площадь любого прямоугольника (+ проговорить словами). (Слайд 3)

5. Первичное осмысление и закрепление изученного.

1) Найдите площадь закрашенных фигур (рисунок 1). (Слайд 4)

Рисунок 1

2) Нарисуйте три разные фигуры площадью 8 кв. единиц (учащиеся выполняют задание на компьютере в программе Paint на ранее заготовленной учителем сетке).

3) Работа с раздаточным материалом.

Заранее учителем готовятся конверты с различными геометрическими фигурами (равными среди них должны быть прямоугольники и квадраты).

Найти среди них равные фигуры.

Учитель: А теперь назовите равные фигуры среди предложенных на экране. (Слайд 5)

Учитель:

  1. Каким образом вы определили равенство данных фигур? А теперь давайте откроем учебник и прочитаем, как в нем дается определение равных фигур.
  2. Учащимся предлагается одним найти периметр равных фигур, а другим площадь.

Учитель: Ребята, а что можно сказать о периметре и площади равных фигур?

Далее учащимся предлагается: (Слайд 6)

  1. Выбрать многоугольники.
  2. Выбрать четырехугольники.
  3. Выбрать прямоугольники и квадраты.
  4. Найти площадь прямоугольников и квадрата.

Учитель: Пусть дан квадрат со стороной а. Как найти площадь квадрата? Записать формулу для вычисления площади квадрата. (Слайд 7)

Нарисуйте фигуру той же площади, что и фигура на рисунке 2, но другой формы (учащиеся выполняют задание на компьютере в программе Paint на ранее заготовленной учителем сетке). (Слайд 9)

Рисунок 2

Найдите площади нарисованных прямоугольников. (Слайд 8)

Физминутка (игра «истинно — ложно»).

Если высказывание верно, то учащиеся встают со своих мест и хлопают в ладоши.

  1. Делить на нуль нельзя.
  2. 32 = 6.
  3. Квадрат — это прямоугольник.
  4. 5 "В" — самый дружный в школе! (Речь идет о классе, в котором проводится этот урок).
  5. Всякий прямоугольник — квадрат.
  6. У любого треугольника 3 вершины, 3 угла, 2 стороны.
  7. Математика — царица наук.

Составьте задачу и решите ее. (Слайд 11)

Найдите площадь участка, план которого изображен на рисунке (размеры указаны в метрах). (Слайд 12)

Решение задач № 730, 731 из учебника.

6. Домашнее задание.

  1. Измерить площадь пола комнаты, выразить ее в м, см.
  2. № 716, 724.

7.  Итог урока.

  1. О каких геометрических фигурах шел разговор на уроке?
  2. Что нужно знать, чтобы найти площади прямоугольника, квадрата?
  3. Пригодятся ли вам в жизни полученные знания? Где?
  4. Что на уроке было самым сложным, простым?
  5. Анализ урока.
  6. Выставление оценок.

Использованная литература и статьи:

  1. Губич Е.Н. статья «Урок математики в 5-м классе по теме «Прямоугольник, квадрат. Их площади».
  2. Котельникова Л.В. статья «Практические работы по математике: «Площади фигур».Объем параллелепипеда «5 класс».
  3. Учебник. Виленкин Н.Я., Жохов В.И. и др. Математика, 5, 2000 г.