Цели урока:
- Образовательные: формирование понятие площади фигур, вывод формул площади прямоугольника и квадрата, понятия равных фигур и изучение их свойств, совершенствование вычислительных и графических навыков;
- Развивающие: развитие логического и творческого мышления, пространственного воображения, доказательной математической речи;
- Воспитательные: воспитание целеустремленности, самостоятельности, культуры речи воспитание доброжелательных отношений друг к другу, выслушивать мнения других и высказывать свою точку зрения.
Тип урока: Изучение нового материала (с применением информационных технологий).
Методы:
- частично-поисковый;
- объяснительно-иллюстративный;
- репродуктивный.
1. Структура урока:
- Организационный момент (1-2 мин.).
- Устный счет (3 мин.)
- Сообщение темы урока, постановка цели урока и его задач. (1-2 мин.)
- Ознакомление с новым материалом.
- Первичное осмысление и закрепление изученного.
- Домашнее задание (3 мин.)
- Итог урока. (5 мин.)
2. Устный счет проводится на компьютере с использованием программы Excel (правильность вычислений данных примеров проверяется компьютером и выставляется оценка).
3. Тему урока сообщает учитель, а цели и задачи урока учащиеся формулируют самостоятельно.
4. Ознакомление с новым материалом. (Приложение 1)
Учитель: Каким способами можно найти площадь фигуры представленной на экране прямоугольника (Слайд 1)?
Пусть дан прямоугольник со сторонами а и b, S – площадь прямоугольника, требуется записать формулу, по которой можно вычислить площадь любого прямоугольника (+ проговорить словами). (Слайд 3)
5. Первичное осмысление и закрепление изученного.
1) Найдите площадь закрашенных фигур (рисунок 1). (Слайд 4)
Рисунок 1
2) Нарисуйте три разные фигуры площадью 8 кв. единиц (учащиеся выполняют задание на компьютере в программе Paint на ранее заготовленной учителем сетке).
3) Работа с раздаточным материалом.
Заранее учителем готовятся конверты с различными геометрическими фигурами (равными среди них должны быть прямоугольники и квадраты).
Найти среди них равные фигуры.
Учитель: А теперь назовите равные фигуры среди предложенных на экране. (Слайд 5)
Учитель:
- Каким образом вы определили равенство данных фигур? А теперь давайте откроем учебник и прочитаем, как в нем дается определение равных фигур.
- Учащимся предлагается одним найти периметр равных фигур, а другим площадь.
Учитель: Ребята, а что можно сказать о периметре и площади равных фигур?
Далее учащимся предлагается: (Слайд 6)
- Выбрать многоугольники.
- Выбрать четырехугольники.
- Выбрать прямоугольники и квадраты.
- Найти площадь прямоугольников и квадрата.
Учитель: Пусть дан квадрат со стороной а. Как найти площадь квадрата? Записать формулу для вычисления площади квадрата. (Слайд 7)
Нарисуйте фигуру той же площади, что и фигура на рисунке 2, но другой формы (учащиеся выполняют задание на компьютере в программе Paint на ранее заготовленной учителем сетке). (Слайд 9)
Рисунок 2
Найдите площади нарисованных прямоугольников. (Слайд 8)
Физминутка (игра «истинно — ложно»).
Если высказывание верно, то учащиеся встают со своих мест и хлопают в ладоши.
- Делить на нуль нельзя.
- 32 = 6.
- Квадрат — это прямоугольник.
- 5 "В" — самый дружный в школе! (Речь идет о классе, в котором проводится этот урок).
- Всякий прямоугольник — квадрат.
- У любого треугольника 3 вершины, 3 угла, 2 стороны.
- Математика — царица наук.
Составьте задачу и решите ее. (Слайд 11)
Найдите площадь участка, план которого изображен на рисунке (размеры указаны в метрах). (Слайд 12)
Решение задач № 730, 731 из учебника.
6. Домашнее задание.
- Измерить площадь пола комнаты, выразить ее в м, см.
- № 716, 724.
7. Итог урока.
- О каких геометрических фигурах шел разговор на уроке?
- Что нужно знать, чтобы найти площади прямоугольника, квадрата?
- Пригодятся ли вам в жизни полученные знания? Где?
- Что на уроке было самым сложным, простым?
- Анализ урока.
- Выставление оценок.
Использованная литература и статьи:
- Губич Е.Н. статья «Урок математики в 5-м классе по теме «Прямоугольник, квадрат. Их площади».
- Котельникова Л.В. статья «Практические работы по математике: «Площади фигур».Объем параллелепипеда «5 класс».
- Учебник. Виленкин Н.Я., Жохов В.И. и др. Математика, 5, 2000 г.