Цели:
- Научить определять цвет предметов.
- Научить классифицировать предметы по их цвету.
- Научить выяснять закономерности в чередовании цветов.
- Обратить внимание ученика на значимость того или иного признака объекта для выполнения задания.
- Развивать логическое мышление.
Оборудование урока:
- Мяч.
- Предметы или картинки с предметами различных цветов.
План урока:
- Проверка домашнего задания.
- Объяснение темы.
- Работа с тетрадями.
- Работа за компьютером.
- Задание на дом.
Ход урока
Предлагаются задания на выделение признаков у одного или нескольких объектов и на опознание этих признаков, на группировку объектов по выбранному признаку (цвет, размер, форма и т.п.).
Задание 1:
Учитель показывает детям предметы или картинки с предметами и просит назвать цвет предметов.
Можно использовать предметы, имеющиеся в классе: какого цвета классная доска, мел и т.д.
Игра «Назови цвет» (с мячом).
Учитель называет предмет, бросая мяч ученику. Ученик возвращает мяч учителю с ответом, какого цвета названный предмет.
Пример:
- апельсин – оранжевый;
- снег – белый;
- солнце – желтое.
Задание 2:
Раскрась картинки по заданию:
а) Раскрась фигуры правильным цветом.
б) Раскрась одинаковые фигуры одним цветом.
Задание 3: Запиши общий признак, которым обладают все рисунки.
Общий признак _________________________________
Задание 4: Первокласснику предлагается выполнить замену фигур и нарисовать ту же картинку заново. Кроме замены фигур, нужно произвести замену цвета по заданию.
Игра «Что такого цвета?»
Учитель загадывает классу любой цвет и предлагает детям назвать как можно больше предметов этого цвета.
Пример:
- красный – помидор, клубника,..
- желтый – цыпленок, солнце, лимон,..
- оранжевый – белка, лиса, апельсин,..
- коричневый – медведь, картошка,..
- белый – сахар, мел, снег,..
- серый – мышь, волк,..
- черный – дельфин, пингвин, ночь,..
Задание 5: Работа на компьютере в графическом редакторе.
Определи, что меняет робот. Нарисуй фигуры и раскрась так, как их меняет робот:
Игра «Бывает – не бывает»- физкультминутка.
Учитель называет цвета предметов. Ученики остаются сидеть за своими партами, если такой цвет у предмета в природе бывает, и встают, если этого не бывает.
Пример:
- рыжий кот (бывает);
- зеленый тигр (не бывает);
- красный крокодил (не бывает);
- белый медведь (бывает).
Учитель может загадывать цвета, которые встречаются изредка (сезонно) или зависят от вида животного или овоща.
Пример:
- желтый лист (осенний);
- белый заяц (зимой);
- черный лебедь;
- белый медведь;
- красная, черная, белая смородина.
Задание 6: Загадки, задачи–шутки.
Выполнение задания может проводиться в виде физкультпаузы: кто первый угадает – встает и дает ответ.
Зимой белый, летом – серый.
(Заяц).
Желтый одуванчик
По двору идет,
Желтый одуванчик
Зернышки клюет.(Цыпленок).
Зимой и летом одним цветом.
(Ель).
По небу лебедь черный
Рассыпал чудо – зерна.
Черный белого позвал,
Белый зерна все склевал(Ночь и день).
Красные двери в пещере моей,
Белые звери сидят у дверей.
И мясо, и хлеб – всю добычу мою
Я с радостью этим зверям отдаю.(Рот и зубы).
Скатерть бела, весь свет одела.
(Снег).
Черная корова весь свет поборола, а белая – подняла.
(Ночь и день).
В красном домике черные братья живут,
Все друг на друга похожи.(Арбуз).
Белый камушек растаял,
На доске следы оставил.(Мел).
Рассыпалось к ночи золотое зерно.
Глянул утром – нет ничего.(Звезды на небе).
Разноцветное коромысло над рекою повисло.
(Радуга).
Дополнительные вопросы:
- Сколько цветов у радуги?
- Какие они?
Задание 7: Работа на компьютере в текстовом редакторе.
Вставьте в каждом слове одну букву так, чтобы получилось новое слово:
Роза, Рубка, Лапа, Дар, Шар, Стол, Клад, Укус.
Например: Роза – Гроза, Проза.
Домашнее задание.
Каждый ученик получает лист с изображенными на нем предметами. Надо раскрасить каждый предмет подходящим цветом, а затем вырезать все изображения и разложить их (т.е. расклеить), сгруппировав по некоторому признаку. Лучше не уточнять, по какому признаку следует разложить предметы, а предоставить решение этой задачи детям.
Литература:
- Горячев А.В., Горина К.И., Волкова Т.О. Информатика в играх и задачах. 1-й класс в 2-х частях. Учебник – тетрадь, часть 2. – М.: «Баласс», 2002.- 80 с.;
- Белошистая А.В., Левитес В.В. Тетрадь для развития логического и алгоритмического мышления в 1-м классе. М.:Классик – Стиль, 2005;