Цели:
- создать у детей образ Ивана III как государя расчетливого, хладнокровного, умного и настойчивого, положившего конец монголо-татарскому игу, проследить эволюцию личности государя по двум параллельным линиям: как человека и как правителя,
- познакомить детей с происхождением Российского герба в виде двуглавого орла, с историей Кремля, его башен и соборов.
- развивать познавательную активность у детей, умение наблюдать, рассуждать и делать выводы. Совершенствовать умения и навыки самостоятельной и групповой работы.
- воспитывать патриотизм.
Оборудование:
- мультимедийный проектор,
- компьютер,
- план урока,
- выставка книг,
- раздаточный материал.
Основные понятия:
- Новгородское вече — народное собрание.
- Посадник (от слова посадить) — наместник князя.
- Басма — ханская грамота.
- Государь — князь правитель.
- Кремль — крепость.
- Зодчий — архитектор на Руси.
- Патриотизм (лат. Раtгiа) — любовь к Родине.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Постановка целей и задач.
Учитель: Мы с вами знакомились на прошлых уроках с деятельностью московских князей.
Сегодня мы узнаем, какие изменения произошли в нашей стране в эпоху Ивана III.
III. Актуализация знаний.
Учитель: Сначала вспомним полученные ранее знания. Они нам помогут в работе над новой темой.
- I группа — кроссворд (приложение № 1).
- II группа. — “Было это или нет” (приложение № 2).
- III группа — тест (приложение № 3).
(Проверка по рядам. Дети сначала сами проверяют свои работы, сверяясь с доской. А затем по одному консультанту проходят и контролируют правильность выполнения или исправления ошибок. Учитель выдает жетоны.)
Учитель: Я довольна, что вы справились с заданием и готовы к изучению новой темы.
IV. Работа над новой темой.
Слайд “Родословное древо”.
Учитель: На предыдущих уроках мы с вами обращались к древу Московских князей.
И сейчас я прошу вас посмотреть на фрагмент древа.
Скажите, кем приходился Иван III Дмитрию Донскому?
Учитель: Да, действительно правнуком.
Правнук Дмитрия Донского, по отзывам современников, был видным и представительным мужчиной: высокий, худощавый, с зычным голосом.
Держался он гордо, даже величественно, как подобает представителю огромного княжества.
Слайд “Портрет Ивана III”.
Учитель: Этот умный и дальновидный человек отличался целеустремленностью — чтобы не задумал, всего добивался. Обратимся к словам Сергея Соловьева.
“Расчетливость, медленность, осторожность, стойкость в доведении до конца начатого, хладнокровие — вот отличительные черты Ивана III, — так писал о нем выдающийся историк Сергей Михайлович Соловьев.
Слайд “Иван III разрывает ханскую грамоту”.
Учитель: Иван III поставил себе цель: объединить и усилить Московское княжество, а Москву сделать одной из красивейших столиц Европы.
До Ивана III самой крупной территорией Руси, оставшейся независимой от власти Московского княжества, было Новгородское княжество. Жизнь в Новгороде была устроена таким образом, что все главные вопросы по управлению решало народное собрание, новгородское вече. На нем из бояр выбирали посадника (от слова посадить) наместника князя, которому новгородцы доверяли от их имени и в их интересах решать важные дела, выбирали князя, который заботился о безопасности Новгорода. Как правило, князей приглашали из других земель. Так, в 1236 году князем в Новгороде стал Александр, которого позже прозвали Невским.
Учитель: Вспомните, за что Александр получил такое прозвище?
(Он одержал победу над шведами на реке Неве в 1240 году).
Учитель: Новгородцы гордились своим управлением, считали себя свободными и независимыми, а потому бережно охраняли свои порядки.
Поэтому добровольно присоединиться к Московскому княжеству они не захотели. Тогда Иван III собрался походом, и в 1471 году на реке Шелонь произошло сражение новгородцев с москвичами.
Слайд “Расширение земель”.
Учитель: О том, как происходило сражение, нам расскажет Женя.
Это было его домашнее задание (историческая справка).
“Новгородцы смешались: народ был к бою непривычный: плотники, горшечники, гончары, кожевники; на конях отроду не сиживали, пороху не нюхивали. Поднялась давка, сумятица, теснили одни других; кони, взятые от сохи, не слушались, сбивали с себя всадников. Новгородцы побросали на землю оружие и доспехи и пустились в бег, врассыпную...”
Учитель: Окончательно Новгород был присоединен к Москве в 1478 году.
Слайд “Колокол”.
Учитель: Из города был вывезен вечевой колокол — символ новгородской независимости - в Москву. По легенде, обиделся могучий новгородец-колокол: не хотелось ему покидать родной город, ударился оземь и разбился на множество маленьких колокольчиков. Случилось это на Валдае, с тех пор маленькие колокольчики зовут Валдайскими (учитель демонстрирует Валдайский колокольчик).
Учитель: Вместе с колоколом потерял Новгород и свою свободу (вернуться к карте).
В конце правления Иван III присоединил Тверь и Рязань, Новгород и Псков, Черниговские и Смоленские земли.
Образовалось крупнейшее в Европе государство, которое стало именоваться Россией.
Учитель: Ребята, а как вы думаете, что мешало окончательному объединению русских земель?
Под каким гнетом находилась Русь? (монголо-татарское иго).
Учитель: Покончив с Новгородом, Иван III решил покончить и с татарами (да и орда была уже совсем не та, что прежде).
А сейчас мы должны узнать, как это произошло.
V. Самостоятельная работа.
Учитель: Предлагаю самостоятельную работу. У каждого на столе текст для самостоятельного чтения. Внимательно прочитайте, а затем ответьте на мои вопросы (приложение №4).
Слайд “Стояние на реке Угре”.
VI. Групповая работа.
Учитель: Каждой группе я даю вопросы, по которым вы будете работать. Затем капитан поручает члену команды ответить на эти вопросы или отвечает сам.
Вопросы:
1. Почему хан Ахмат предпринял поход на Русь?
2. Где произошла встреча русских и татарских сил?
3. Почему это событие получило название “стояние на Угре”?
4. Чем оно закончилось?
5. Какое значение это событие имело для Руси? (по одному представителю команды отвечают).
Учитель: И вот теперь Иван III стал называться не только великим Московским князем, но и “государем всея Руси”.
Учитель: А как вы думаете, без чего не может обойтись ни одно государство? (без государственной символики).
Учитель: И, действительно, женившись на племяннице последнего византийского императора Софье Палеолог, Иван Васильевич стал пользоваться и его двуглавым орлом — гербом Византийской империи. Распространилась идея, что “Москва — третий Рим”.
А что обозначает двуглавый орел?
Что вы можете сказать о нашем гербе? (показать герб).
Учитель: Итак, Московское княжество стало, благодаря Ивану III сильным независимым государством, собрав большую часть некогда разоренных земель и избавившись от монгольского ига.
Иван III начинает преображать Кремль, чтобы еще больше поднять престиж русского государства.
Вспомните, каким был Кремль при Иване Калите, Дмитрии Донском?
(Белый известковый камень непрочен. За сто лет обветшали кремлевские стены и башни. Деревянные церкви пострадали от пожаров, а каменные выглядели невзрачно) (показ слайдов).
Учитель: Но вот беда, не нашел среди русских мастеров Иван Васильевич настоящих зодчих. Даже в Псков посылал послов, где считались мастера самыми лучшими.
И вот тогда его мудрая жена Софья подсказала мужу, что мастеров-зодчих надо искать в Италии. И действительно, прибыли в Россию самые лучшие итальянские зодчие.
19 июля 1485 года началось строительство нового Кремля. Новые стены сложены были из красного кирпича, построены новые башни.
Итальянцы возвели в Москве первоклассную по тем временам крепость. Ее стены высотой от 8 до 19 метров и толщиной 3—6 метра протянулись более чем на два километра.
Посмотрите на Кремль при Иване III и сравните его с современным, сохранил ли он свой облик?
Слайд с изображением современного Кремля.
Учитель: А теперь давайте перенесемся с вами на территорию Кремля и послушаем, о чем беседуют между собой кремлевские башни.
Сценка (приложение №5).
Слайды башен.
Учитель: Итак, мы продолжаем с вами экскурсию по Кремлю.
Как называется главная площадь Кремля (Соборная). Мы с вами там недавно были.
Сюда своими фасадами выходят основные кремлевские храмы — Успенский, Архангельский, Благовещенский, церковь Ризположения, а также Грановитая палата и колокольня Ивана Великого.
Слайды храмов.
Учитель: А кто строил эти храмы и для чего они предназначались, нам расскажут ребята — ведь такое было у них домашнее задание.
Сообщения обучающихся:
Ученик 1: Архитектор Фиорованти, построивший Успенский собор, за свой талант и знания был прозван Аристотелем. Этот собор был главным русским православным храмом, где короновались московские князья, цари, императоры.
Ученик 2: Напротив Успенского — Архангельский собор. Он необычен по своему внешнему виду и больше напоминает венецианский дворец. Его строил Алевиз Новый. Этот собор стал усыпальницей русских князей и царей.
Ученик 3: Грановитая палата — часть резиденции царя. Фасад палаты облицован белым граненым камнем, отсюда и название палаты. В Грановитой палате устраивали праздничные обеды; здесь проходили приемы послов.
Ученик 4: Благовещенский храм служил домовой церковью русских царей и соединялся переходом со стоящим рядом царским дворцом. Строили его русские мастера.
Учитель: Спасибо, ребята.
VII. Творческая работа.
Учитель: А теперь, я прошу выполнить следующее задание: найдите и подпишите названия храмов (приложение №6), о которых вы сейчас услышали, а я вам в этом помогу, (учитель перелистывает слайды).
Учитель: Итак, Москва становится центром православия. Все больше расширялись связи России с другими странами: приезжали купцы, ремесленники, разные мастеровые люди. Да и сами русские все больше интересовались миром. Московское княжество так возвысилось, что нас стали признавать во всей Европе.
Слайд “С птичьего полета”.
Учитель: Москва — это сердце России, а Кремль — сердце Москвы. Это памятник истории и культуры пленяет вечной красотой и вот уже 5 веков хранит память о далеком прошлом, и в этом заслуга Ивана III.
Мы с вами специально посетили Кремль почти накануне нашего урока, чтобы вы убедились, как он красив. Нам есть чем гордиться. Наша страна — великая держава, у нас есть любящий свою страну народ. И ваша задача: вырасти достойными гражданами своего государства.
Сегодня мы с вами проследили историю становления России — великой державы во время правления Ивана III.
VIII. Подведение итогов.
— В чем же заслуга “государя всея Руси”?
— Завершилось объединение русских земель вокруг Москвы.
— Свержение монголо-татарского ига.
— Появился новый герб.
— Москва приобрела новый облик, стала православным центром.
— Расширяются связи России с другими странами.
IX. Домашнее задание.
Учитель: А домашнее задание будет творческое (приложение№7). У вас на столах лежат
листочки, где даны характеристики русских князей. Вычеркните то, что не соответствует личности Ивана III. Дома вам предстоит написать мини-сочинение, “Каким я представляю себе Ивана III”.
А поможет вам текст учебника и наша выставка.
Выставление оценок.
Учитель: Всем спасибо, вы молодцы.