Лагерь является традиционной формой работы с детьми в летнее время. Проведение лагерной смены обусловлено необходимостью:
- создания интересной системы организации досуга детей и подростков;
- апробирования новых форм работы с детьми;
- оздоровление детей;
- создания единого коллектива детей и педагогов (воспитателей).
Базовыми программами являются программы СПО ФДО «Лидер» и «Игра - дело серьезное», основное назначение которых через игру выявлять стимулировать лидеров, давать новые знания о том обществе, в котором мы живем, помочь детям сориентироваться в нем.
Основная идея методики - через игру привлечь как можно большее количество детей в проводимые дела, конкурсы, которые реально, по возвращении из лагеря, можно провести у себя в школе, детском объединении Игра позволяет ребенку самоутвердиться, самореализоваться, попробовать себя в разных социальных ролях. Методика предусматривает не только получение необходимых знаний, умений и навыков, но и возможность закрепить их в ход; практической деятельности. В основе методики лежат принципы:
- принцип соответствия игры системе социальных ношений в обществе, который предполагает создание условий, дающих возможность каждому участнику попробовать себя в различных ситуациях;
- принцип систематичности, предполагающий соответствие всей деятельности детей и воспитателей поставленным задачам, логическую взаимосвязь всех дел смены;
- принцип доступности предлагаемых форм работы возрастным особенностям детей.
Целеполагание.
Цель работы педагогического коллектива в смене:
- подготовка юных организаторов детских объединений через включение ребят в реальную, коллективную, творческую, общественно-полезную деятельность;
- создание информационного банка о деятельности детских общественных объединений, собравшихся в лагере;
- создание системы интересного, разнообразного по формам и содержанию отдыха и оздоровления детей.
Воспитательные задачи смены состоят в следующем:
- включение детей и подростков в реальные социально-значимые отношения;
- создание условий для развития организаторских, творческих, интеллектуальных способностей детей;
- помощь в приобретении и передаче приобретенных знаний, умений и навыков сверстникам с целью реализации творческого потенциала каждого участника смены;
- создание условий для физического оздоровления детей и осмысленного отношения каждого к своему здоровью;
- ознакомление с различными формами работы детского коллектива;
- поддержка и оказание методической и практической помощи детским коллективам.
Содержание и форма реализации.
Реализация целей и задач смены состоит в организации сюжетно-ролевой игры «России Будущая Смена». Участниками игры становятся все жители лагеря: дети, педагоги, администрация, обслуживающий персонал.
Игра начинается с момента знакомства с детьми и продолжается в течении 18 дней до отъезда из лагеря. Игровой замысел опирается на потребности и склонности ребят среднего школьного возраста, учитывая возрастные особенности и социальный опыт. Включению в игру способствует игровой материал: знаки различия, игровые талисманы, эмблемы, элементы одежды, посвящения, есть даже своя денежная единица: один рублик с профилем президента, так как на территории лагеря введена экономическая игра.
Важной особенностью развития игрового сюжета являются игровые правила, знакомство с которыми происходит в первый день заезда в игровой форме. Правила игры должны стать нормой поведения в группе, принести новый социальный опыт каждому участнику игры, помогая в приобретении ценных общечеловеческих качеств, а также умений и навыков.
Президентский указ (режим дня):
- 8.30 Подъем «Доброе утро республика РБС»
- 8.40 Зарядка «Встал сам – подними соседа!»
- 9.00 Умывание «Умылся, не забудь намылить шею!»
- 9.30 Завтрак «Ударим ложками по каше!»
- 10.00 Уборка комнат, территории, работа на бирже труда, работа объединений по интересам «Потрудись – не поленись!»
- 13.00 Обед «Наелся – и полный порядок!»
- 14.00 Тихий час «Сделай паузу – усни!»
- 16.00 Полдник «Вливайся!»
- 16.30 Репетиция «Твори, дерзай и будешь первым!»
- 19.00 Ужин «Не тормози, сникерсни!»
- 20.00 Мероприятия «Искусство принадлежит народу!»
- 21.00 Дискотека «От винта!»
- 22.00 Второй ужин «Народу нужен!»
- 22.20 Отрядные огоньки «Итоги»
- 22.40 Вечерние процедуры «Вперед – умывальники ждут!»
- 23.00 Отбой «Спокойной ночи, республика РБС!»
Свод законов республики РБС:
- Закон ОО (пунктуальности).
- Закон сохранения целостности территории.
- Закон вежливости.
- Закон честности и справедливости.
- Закон сохранения постоянного места жительства.
- Закон уважения личности другого.
- Закон «Отвергая – предлагай, предлагая – делай!».
За нарушение правил налагаются штрафы на весь отряд или индивидуально. Также четко отлажена система поощрений: за каждое вечернее мероприятие отряд получает определенную сумму рубликов, при условии если хорошо себя проявил. На заработанные отрядные деньги можно купить: час дискотеки, дополнительное купание в бассейне, рыбалку и т.д. На индивидуально заработанные деньги на бирже труда можно купить поездку домой, приобрести что-либо на ярмарке - распродаже или в течении сезона в магазине «У Марины» купить мороженое, фрукты, а можно вложить индивидуальные деньги в общую копилку.
Реализация методики возможна и благодаря организационной структуре смены. Дети сформированы в пять разновозрастных отрядов, каждый из которых проживает в определенной области (Хорошего настроения. Солнечная, Смеха ради, Алые паруса и т. д.). После открытия смены каждая область получает отрядный флаг с изображением герба республики. Для включения в игру был разработан словарик республики:
- административный корпус- резиденция;
- линейка- митинг;
- совет дела - законодательное собрание;
- столовая- ресторан «Пальчики оближешь»;
- бассейн- курорт «Волна»;
- стадион- спортивно- оздоровительный комплекс «Атлант» и т.д.
Роли распределяются следующим образом:
- президент- директор О.О.У «Ласточка»;
- вице- премьер - зам. директора по хозяйственной части;
- премьер министр- зам. директора по воспитательной работе;
- министр культуры - организатор досуга;
- министры здравоохранения - мед. персонал;
- министры быта - обслуживающий персонал;
- губернатор области - воспитатель по режимным моментам;
- зам. губернатора по воспитательной работе в области - воспитатель по организации досуга;
- зам. губернатора по работе с населением - командир отряда;
- мэры городов - совет отряда(могут переизбираться);
- зам. главы администрации- помощники мэров.
Каждая область вправе вводить свои роли.
Вся смена состояла из следующих мероприятий:
Дела государственной важности:
- 12 Июня Огоньки знакомств (областные дела).
- 13 Июня День рождения республики (открытие смены).
- 14 июня Театральные подмостки «НАШ ПУШКИН».
- 15 июня Веселые семейки (областные дела).
- 16 июня Кинофестиваль (сюжеты из жизни решу блики).
- 17-18 июня Спартакиада «Если хочешь быть здоров -Закаляйся!» (внутрилагерная, межлагерная).
- 19 июня КВН «Выбирай, а то проиграешь!».
- 20 июня Мойдодыр (банный день).
- 21 июня День независимости.
- 22 июня День памяти. Конкурс строя и песни.
- 23 июня Где вы таланты? (областные дела).
- 24 июня День творчества. Ярмарка.
- 25 июня День танца.
- 26 июня Встречаем гостей из соседних областей. «Затея -99».
- 27 июня Русское радио. Золотой граммофон.
- 28 июня Гала – концерт. (закрытие смены).
- 29 июня Выезд.
Каждая область имеет свой девиз:
Область Хорошего настроения:
«Хорошее настроение- это да!
оно такое у нас всегда.
С нами ты со вкусом оттянись
своим здоровьем ты займись!»
Область Алые паруса:
«Алый парус впереди
За мечтою нас веди,
Мы судьбу преодолеем.
Сможем все и все сумеем!»
В столовую:
Область Хорошего настроения:
«Но уже садится батарейка,
накормите нас вы побыстрей-ка!»
Область Алые паруса:
«Хоть мечтать и очень любим.
Про еду мы не забудем,
Благодарны будем вам
Нашим славным поварам!
Область Высокого напряжения (воспитатели):
«Находится вечно в движении область Высокого напряжения.
Близко к нам не подходите, наши нервы берегите!»
В каждой области был свой почтовый ящик, в который ребята опускали послания любому жителю республики, поэтому в каждой области был свой начальник почты (почтальон), отвечающий за доставку и сохранность этих посланий.
Педагогические условия обеспечения игровой модели:
1. Организационный период смены характеризуется запуском игрового сюжета.
- заезд, формирование отрядов, провозглашение свода законов республики (Приложение №6. Данное приложение вы можете получить, обратившись непосредственно к автору данной статьи.)
Результат:
- знакомство ребят друг с другом, с традициями, законами, правилами игры, педколлективом.
- анкетирование, выбор лидеров, выбор формы организации жизни отряда (система различных поручений, поощрения, наказания, распределение ролей).
Результат:
- выявление лидеров и включение их в работу по развитию игрового сюжета, корректировка проекта в зависимости от интересов и возможностей участников игры, формирование межличностных отношений.
- открытие смены, церемония поднятия флага республики, посвящение.
Результат:
- структурное оформление республики (Приложение № 7,5,4. Данные приложения вы можете получить, обратившись непосредственно к автору данной статьи.)
2. Основной период смены- это возможность каждого ребенка реализовать свой творческий потенциал и продемонстрировать свои возможности.
а) Ключевые дела периода:
- Театральные подмостки «Наш Пушкин». Здесь каждый может попробовать себя в разных ролях: драматурга, сценариста, режиссера, актера, декоратора, гримера, костюмера. Нами была продемонстрирована, в конечном итоге, новая версия «Золотой рыбки», в жанре - детектива.
- Веселые семейки. Выбирается сначала глава семьи, затем он формирует семью, выбирает: жену, мать, отца, тещу, тестя, детей. Затем семейки выполняли различные задания; ведущими программы были дети.
- Кинофестиваль.Здесь разрабатывались и демонстрировались интересные и. поучительные сюжеты из жизни республики.
- «Если хочешь быть здоров - закаляйся!». В эти дни ребята демонстрировали свои физические возможности. Открытие и закрытие спартакиады проходило в театрализованной форме. Сначала спартакиада проходила внутри О.О.У. «Ласточка», ее победители были награждены на вечернем мероприятии, они же участвовали в межлагерной спартакиаде.
- КВН. «Выбирай, а то проиграешь!». Где ребята, рассуждая на тему будущего, готовили: визитку, разминку, эмблему, девиз, приветствие, конкурс капитанов, музыкальный конкурс.
- День независимости. Свержение президента и правительства, выбор своего президента, который формировал себе новое окружение, с ним проводил зарядку, дискотеку и т.д.
- День Памяти. Каждая область разучивала по одной песне, отрабатывала строевой шаг, все это демонстрировалось на центральной площади, а вечером - инсценировка и исполнение песен на военную тематику.
- Где вы таланты? - конкурсная программа, которая проводилась в области. Здесь ребята показывали различные творческие способности.
- День Творчества. Подготовка стенгазет, рисунков, поделок из природного материала и одного номера к вечернему мероприятию. Вечером- подведение итогов.
- День Танца. Подготовка двух танцев: народного и современного. Здесь ребята знакомились с традиционными танцами разных народов.
- Русское радио. Золотой граммофон. Подготовка клипа и песни.
Результаты:
- отбор наиболее подходящих форм двигательной активности в условиях О.О.У.;
- создание доброй, романтической атмосферы в О.О.У.;
- возможность проявить свои творческие способности;
- познание окружающего мира через активное включение в разнообразную деятельность. (Приложения № 1, Приложение 2, Приложение 3)
б) Диагностическая, обучающая, корректирующая работа психолога, педагогов различных объединений по интересам: «Цветок, стебелек» (поделки из природного материала), «Художественная мастерская», «Дансинг», «Юный турист».
Результат: создание атмосферы комфорта, снятие стрессовых ситуаций, максимальная возможность самореализоваться.
3. Итоговый период смены - характеризуется подведением итогов игры.
- Подведение итогов работы по объединений по интересам.
- Подведение итогов в отрядах, награждение дипломами самых активных, шуточными призами особо отличившихся.
- Закрытие смены.
- Сбор материалов о смене, итоговый выпуск газеты «Новости нашей республики».
Педагогическое обеспечение игры:
- максимальное включение детей в различные формы участия в разработке,
подготовке, анализе жизни О.О.У. «Ласточка»; - участие в делах строго добровольное;
- сочетание индивидуального и коллективного включения детей в различные формы деятельности;
- системное информирование о результатах состязаний, конкурсов, об условиях участия в том или ином деле;
- организация различных видов стимулирования детей и взрослых, многообразие предлагаемых видов деятельности (право выбора посильного участия в деле).
В заключении, нам хотелось бы предложить следующие рекомендации организаторам, работающим в данном направлении:
- Привлекать к работе профессиональные кадры: педагогов, психологов, режиссеров, хореографов, музыкантов, тренеров.
- Создавать условия для социального творчества через многообразие форм деятельности, позволяющих ребенку осознать себя как личность, самоутвердиться, развить интересы и способности в существующих социально-экономических условиях.
- Поощрять творческую инициативу и активность.
- Развивать мышление детей, их интеллигентность, внутреннюю (состоятельность и внешнюю культуру.
- Упрочнять нормы уважения к людям труда: производственного, интеллектуального, обслуживающего; исключать проявление призрения, оскорбительности независимо от того, какое место данный род трудовой деятельности занимает в иерархии общественного производства.
- Возрождать национальные традиции.
- Разрабатывать инновационные формы сюжетно- ролевых игр. Тематическими сюжетами могут послужить произведения известных авторов, различные профессии, сферы жизни и т.п.
Например, для того чтобы ребята ознакомились с русскими народными традициями, может быть предложена тема - «Русь Великая». Не менее увлекательно и интересно ребятам будет окунуться в мир кино. А еще можно взять за основу произведение Л. Кэрролла «Приключения Алисы в стране чудес» и т.д.
Выбор сюжетов зависит от фантазии и воображения детей и педагогов, а также тех конкретных социальных задач, которые они перед собой ставят. Самой главной задачей мы считаем - предоставить возможность каждому ребенку проявить себя, внести свой посильный вклад в общее дело, чтобы он осознавал при этом важность и значимость происходящего!
Список литературы:
- Аникеева Н.П. Воспитание игрой. -М.: Просвящение, 1987г.
- Большаков В.Ю. Психотренинг. Социодинамика, игра, упражнения.- М.,1994.
- Выбираем свой путь! Программы деятельности детских и подростковых организаций.- М.: Научно- практический центр, 1992г.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Просвящение 1991г.
- Выготский Л.С. "Игра и ее роль в психическом развитии ребенка". Вопросы психологии, № 6,1996г. в.
- Выготский Л.С. Психология искусства. - М. 1986г.
- Газман О.С. Каникулы: игра, воспитание.- М, 1988г.
- Жуков А. Уроки игры. Искусство в школе, № 3, 1995г.
- Куковская Р.И. Воспитание ребенка в игре. - М., 1963г.
- Зеньковский ВВ. Психология детства - Екатеринбург: Деловая книга, 1995г.
- Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. -М.: Педагогика, 1989г.
- Игра - как средство выявления творческих сил человека. Вопросы психологии, № 6, 1996г.
- Игровое моделирование. Под редакцией И.С. Ладенкро.- Новосибирск.
- Изучение личности подростка - члена самодеятельного объединения. Сборник диагаостических методик. - М., 1992г.
- Исаенко В.П. Игры, -М., 1986г.
- Камаева Г.И., Позднякова Т.С. Подросток в клубе,1985г.
- Клюева Н.В. Учим детей общению. - Ярославль: Академия развития, 1997г.
- Кравченко А.И. Введение в социологию. -М.: Новая школа, 1995г.
- Лазарев А. И. Игры. Энциклопедический сборник, - Челябинск, 1995г.
- Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения, 2 т., ~ М., 1983г.
- Лидер. Программа. -М.-. Научно- практический центр, 1992г.
- Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. -М., 1995г.
- Макаренко А.С. Коллектив в воспитании личности. - М., 1988г.
- Макаренко А.С. О воспитании. -М., 1988г. В5.
- Михайленко Н.Я., Короткова Н.А.. Как играть с ребенком. - М., 1990г.
- Мы- вам! Городской дворец творчества детей и юношества. - Омск, 1999г.
- Научное творчество Л.С.Выготского и современная психология. - М., 1981г.
- Обучение детей в игре. - М.: Просвещение,1994г.
- Петрусинский В.В. Игры, обучение, тренинг-досуг. - М.: Новая школа, 1994г
- Покровский Е.А. Детские игры, преимущественно русские. -М.,1987г. |
- Понаморев В. Д. Игровая технология праздничного досуга. - Кемерово, 1995г.
- Понаморев В. Д. Введение в игровую технологию учебно-воспитательной деятельности современной школы. - Кемерово, 1997г.
- Психологическая служба школы. Под ред. Дубровиной Н.В. - М. Л 1995г.