Учебный план лицея как условие формирования индивидуальных образовательных траекторий учащихся в контексте профильного обучения географии

Разделы: Администрирование школы


Одной из ведущих концептуальных идей лицея является сочетание универсальности и профильности образования, которое дает возможность каждому школьнику обучаться на высоком уровне интеллектуальной деятельности, соответствующем его интересам, возможностям и потребностям. Эта идея реализуется в содержании образования, включающем три основных компонента:

  • базовый, соответствующий стандартам школьного обучения;
  • расширенный, через систему дополнительного образования, обеспечивающий развитие культуры личности и расширенное изучение тех разделов школьных дисциплин (например, математики, физики), которые необходимы для изучения профильных предметов;
  • углубленное изучение химии и биологии или географии.

Организационным условием реализации этой парадигмы является индивидуальный учебный план лицея, составленный на основе Базисного учебного плана, утвержденного Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в 1998 году. На основе этого плана составлены учебные планы 3, 4, 7, 8 классов, а так же Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Кировской области, утвержденного приказом департамента образования Кировской области в 2006 г. На его основе составлены планы 1, 2, 5, 6, 9-11-х классов.

Учебный план Лицея состоит из трех частей:

  • Обязательные общеобразовательные учебные предметы федерального и регионального компонентов;
  • Предметы лицейского компонента по выбору образовательного учреждения или обучающегося;
  • Дополнительные занятия по выбору обучающегося для расширения образовательного пространства.

Учебный план составлен с учетом наличия в структуре лицея 2-х направлений:

  • химико-биологического. Оно представлено следующими классами 8а,б, 9а,б, 10а,б, 11а,б,в классы
  • и 4-го класса географического направления: 8в, 9в, 10в, 11г.

Перед вами часть Учебного плана Лицея, обеспечивающая углубленное изучение географии.

 

8 класс

9 класс

10 класс

11 класс

Федеральный компонент с добавлением часов из компонента образовательного учреждения

География

3 ч

3 ч

3 ч

3 ч

Региональный компонент

Краеведение

1 ч

1 ч

   
Экология

1 ч

1 ч

   
Основы проектной деятельности  

1 ч

2 ч

 

Компонент образовательного учреждения (по выбору учащихся)

Основы рыночной экономики  

1 ч

1 ч

 
Страноведение      

1 ч

Коммерческая география    

1 ч

1 ч

География культуры      

1 ч

Предмет “Технология”  

1 ч

1 ч

 

Федеральный и региональный компоненты являются обязательными, то есть все учащиеся географического направления изучают такие предметы как география, причем количество часов на ее изучение увеличено за счет компонента образовательного учреждения, а так же краеведение, экологию и основы проектной деятельности.

В Лицее большое внимание уделяется изучению информационных технологий и применению их для обработки результатов индивидуальных исследований учащихся. В рамках изучения предмета “Основы проектной деятельности” каждый учащийся выполняет два проекта в области страноведения. Под проектом понимается творческая, исследовательская завершенная работа, соответствующая возрастным возможностям учащихся. Это создает базу для будущих индивидуальных научно-исследовательских работ лицеистов, что является поддержкой интеллектуального развития учащихся.

Предметы компонента образовательного учреждения предлагаются учащимся на выбор. Таким образом, каждый лицеист вправе выбрать для изучения тот аспект географии, который ему наиболее интересен. Здесь представлены такие предметы и спецкурсы как Основы рыночной экономики, Страноведение, Коммерческая география, со следующего учебного года вводится новый курс География культуры.

Предмет “Технология” наполнен новым содержанием, что обусловлено необходимостью учитывать специфику нашего учебного заведения и необходимостью удовлетворять социальный заказ учащихся и родителей.

Лицеисты вправе выбрать одно из направлений изучения образовательной области “Технология”: технология химического анализа, технологии микробиологических или географических исследований. В программу интегративной образовательной области “Технология географических исследований” входят такие разделы как “Основы методических и научных исследований по географии”, “Основы геологических исследований”. Эти разделы преподаются по авторским программам бывшего заместителя директора лицея по географическому направлению, кандидата геолого-минералогических наук Людмилы Николаевны Кашиной. А так же трудовая практика “Технология исследования природных сред, техногенных процессов и здоровья человека”. Это авторская программа заместителя директора лицея по научно-экспериментальной работе, кандидата технических наук Зинаиды Петровны Макаренко.

В летний период лицеисты с 8 по 10 класс географического направления проходят географическую практику, в ходе которой отрабатываются практические умения и навыки по географии, полученные в течение учебного года.

Немаловажным является то, что Учебный план Лицея предусматривает деление класса на 2 подгруппы при проведении занятий по географии, что дает возможность учителю в полной мере использовать лекционно-семинарскую систему работы, повышающую мотивацию учащихся к самостоятельной учебной деятельности, позволяет более успешно адаптироваться к вузовской системе обучения, позволяет более качественно выполнять практическую часть программы по географии.

Каждый лицеист на основе всех разделов учебного плана формирует на учебный год свой индивидуальный учебный план с учетом личных интересов, способностей и образовательных потребностей.

Индивидуальный учебный план согласуется с родителями, педагогическими работниками и утверждается администрацией лицея. Количество учебных часов этого плана не превышает максимально допустимую нагрузку на учащихся, утвержденную Базисным учебным планом и учебным планом лицея в соответствии с возрастной нормой.

Таким образом, каждый учащийся Лицея на основе выбранного образовательного маршрута ежегодно проектирует собственную образовательную траекторию с учетом своих интересов и склонностей.