План-конспект открытого урока по развитию речи с элементами мимики и пантомимики для младших школьников со сложной структурой дефекта

Разделы: Начальная школа


ПУСТЬ РАЗУМ ТВОЙ И ДУШУ
РАЗБУДИТ ЖИВОЕ СЛОВО.
ВВЕДЕТ ТЕБЯ В МИР КРАСОТЫ!

З. Романовская

Организационный момент. На стене плакат со словами З.Романовской “Пусть разум твой и душу разбудит живое слово. Введет тебя в мир красоты”. Звучит музыка Г. Свиридова “Метель”.

Учитель: Идет дождь. Осенними каплями слез оплакивает он ушедшее лето, теплое и ласковое. Скоро упадет последний листок с дерева. Совсем скоро капли дождя обратятся в волшебные снежинки, которые прилетят к нам из заоблачных высот, чтобы своим светом подарить нам надежду на приход волшебницы весны. Но мы не будем грустить об ушедшем лете. Здесь нам тепло и уютно, нам радостно, от того, что мы вместе, мы согреваем друг друга своими улыбками и желаем добра. Улыбнитесь всем, кто вас окружает.

Я рада видеть вас! Начинаем урок.

Дыхательная гимнастика: Ребята, послушайте, пожалуйста, осеннюю зарисовку:

Все лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щечки, спинки и животики. И до того налились и пропитались солнцем, что к осени стали как солнышки – багряными и золотыми. Налились, отяжелели и потекли. Полетели иволгами по ветру, запрыгали белками по сучкам. Понеслись зайчатами по земле. Зашумел в лесу золотой дождь. Капли этого волшебного дождя попали к нам в класс и уютно расположились в вазочках на каждом вашем столе.

Ребята, здесь нам встретилось незнакомое слово – “багряный”. Оно обозначает цвет красный, багровый, густого, темного оттенка.

А теперь выпрямите спинки, сядьте ровненько, возьмите из вазочек в ладошки желтые, багряные листочки, плавно и глубоко вдохните, на мгновение задержите дыхание и подуйте на листочки так, чтобы они полетели далеко – далеко, унося наши приветы будущей весне. Повторите это упражнение трижды.

А теперь, прежде чем провести речевую разминку, вспомним, что такое речь? Какова структура речи, из чего состоит речь, какая она бывает? Обо всем об этом мы с вами говорили в прошлой четверти. (Речь – это средство общения. Речь бывает устная, когда мы говорим и слушаем и письменная, когда мы пишем и читаем. Наша речь состоит из предложений). А что такое предложение? ( Предложение – это группа слов, которая выражает законченную мысль). А что такое слово? (Слово – это сочетание звуков, которое что – то обозначает, имеет лексическое значение). Каковы признаки предложения? (Первое слово в предложении пишется с большой буквы. В конце предложения ставится точка. Слова в предложении связаны друг с другом по смыслу. Связь слов в предложении устанавливается по вопросам). Какие три вида предложений вы знаете? (предложения бывают повествовательные, в которых о чем-то рассказывается, вопросительные, в которых о чем-то спрашивается, и восклицательные, которые произносятся с большим чувством, с восклицанием.) (Все правила с примерами).

Речевая разминка. Ребята, представьте себе солнечный день. Вы гуляете по саду. И вдруг!.. Прекрасный цветок гвоздики, как красный огонек, горит в цветнике. Что вы почувствовали? Вам захотелось показать его кому – то? Как вы позовете своих друзей? С какой интонацией вы произнесете эти слова?

В левом верхнем углу стола лежит карточка. Возьмите ее и прочитайте про себя стихотворение Е. Серовой: [2]

Погляди-ка, погляди_ка!
Что за красный огонек?
Это тонкая гвоздика
Жаркий празднует денек.

В этом стихотворении мы встретились со всеми тремя видами предложений: повествовательным, вопросительным и восклицательным. Назовем их все.

Каким тоном будем читать это стихотворение? (Радостным, восторженным). Верно. Но в каждой строке это чувство выражается по – особому.

-Каким тоном надо прочитать каждую строчку стихотворения, приглашая посмотреть цветок и порадоваться ему вместе? (Первые две строки следует читать радостно – вопросительным тоном, третью и четвертую – с восхищением).

-Какие слова мы выделим голосом при чтении каждой строки? (Огонек, гвоздика, денек). Где сделаем паузы? (После слова “огонек”).

-Прочитаем стихотворение выразительно! Выражение лица должно быть соответствующее, радостно – восхищенное. Марина, выбери на картинках (Рисунок 1) какое выражение лица должно быть у читающего и покажи мимикой своего лица. (На доске серия мимических портретов с выражением шести чувств). Читаем хором.

Ваня, покажи этот замечательный цветок другу, поделись восторгом от этого чуда природы? По счастливой случайности у нас на столе стоят цветы гвоздики, возьми один из них, Ваня, пожалуйста, и покажи Алику, порадуйтесь вместе цветку, который автор сравнил с огоньком, пусть он осветит ваши души и прочитай стихотворение выразительно еще раз.

Дети, а может кто-то сможет с помощью жестов показать нам этот замечательный цветок, попробуйте, станьте “гвоздичкой”, а я вам помогу словом:

ТЕПЛЫЙ ЛУЧ СОЛНЦА УПАЛ НА ЗЕМЛЮ И СОГРЕЛ СЕМЯ. ИЗ СЕМЕНИ ПРОКЛЮНУЛСЯ РОСТОК, ИЗ КОТОРОГО ПОКАЗАЛСЯ БУТОН, А ОН РАСПУСТИЛСЯ В ЧУДНЫЙ ЦВЕТОК ГВОЗДИКИ.

(Мимикой и пантомимикой дети демонстрируют как всходит, растет и распускается чудный цветок).

Теперь переходим к основной части нашего урока: Тема его: ЗНАКОМСТВО С ОСОБЕННОСТЯМИ СТИХОТВОРНОЙ РЕЧИ.

Попробуем сравнить два текста. Послушайте внимательно:

“Жаркий летний день. Красные махровые гвоздики, как огоньки, горят среди других цветов, как на празднике”.

И стихотворение:

Погляди-ка, погляди-ка!
Что за красный огонек?
Это тонкая гвоздика
Жаркий празднует денек!

Сравним два текста. Что в них общего? (оба о гвоздике).

Вспомним, что называется темой текста?

(Темой текста называется то, самое главное, о чем говорится в тексте).

К какому выводу мы приходим, сравнивая оба текста? (У обоих текстов общая тема: описание гвоздики).

В какое время года, дня описаны цветы? (Летом, в полдень, потому что “Жаркий летний день” – в прозаическом тексте и “Жаркий празднует денек” – в стихотворном тексте. А жаркий день может быть только летом).

С чем сравниваются цветы в обоих текстах? (С огоньком).

Какой вывод можно сделать? (Эти тексты близки по содержанию).

И все – таки между этими текстами есть очень большая разница. Какая разница? (Один текст – стихотворный, другой – прозаический).

Сегодня на занятии мы будем говорить об особенностях стихотворной речи, и даже попробуем сочинять стихи.

Чем же отличается стихотворная речь от прозаической речи?

На прошлом занятии по развитию речи мы говорили, что последние слова в стихотворных строках созвучны, одинаково звучат, как называются такие созвучия? (Рифмой).

Назовите рифмы в этом стихотворении. (Погляди-ка – гвоздика; огонек – денек).

Есть ли рифмы в прозаической речи? (Нет).

Итак, чем же, во-первых, отличаются стихи от прозы? (Рифмой).

Стихи можно просчитать, прохлопать, стихи ритмичны.

Давайте прохлопаем ритм нашего стихотворения.

А прозаическая речь обладает ритмом? (Нет).

Итак, чем же, во – вторых, отличаются стихи от прозы? (Ритмом).

Какое из описаний гвоздики выразительнее, ярче, в каком тексте более отчетливо выражены чувства, настроение, отношение к цветку? (В стихотворении).

Чем же еще отличается стихотворная речь от прозаической речи? (В стихотворной речи ярче, чувственнее выражены настроения автора).

И, наконец, последнее. В каком из описаний более подробно говорится о летнем дне и о цветке гвоздики? (в прозаическом тексте).

Чем же еще отличается стихотворный текст от прозаического текста? (краткостью, точностью).

Обобщим сказанное: перечислите отличительные стороны стихотворной речи.

1. В стихотворном тексте есть рифма (последние слова строк созвучны).

2. Стихи ритмичны (их можно прохлопать, просчитать). Стихи обладают ритмом.

3. В стихотворной речи чувства, настроения выражены ярче, чем в прозаической.

4. Стихотворный текст отличается краткостью, точностью.

Физкультурная пауза.

А теперь веселая пауза:

(Учитель) Как живете, мои дети? (Ученики) Вот так! (хлопают в ладоши по парам).
Как идете, мои дети? Вот так! (маршируют).
Как бежите, мои дети? Вот так! (бегут почти на месте).
Как шалите, мои дети? Вот так! (трое дерутся, двое танцуют кавказский танец).
А как спите, мои дети? Вот так! (быстро садятся за столы, кладут головы на ручки).
Вы готовы продолжать урок? (Да).

Тренировочные упражнения.

Чтобы сочинять стихи, надо быть очень внимательным человеком, уметь наблюдать, замечать вокруг самое яркое и необычное, уметь подбирать выразительные слова. Но самое главное – уметь рифмовать.

Вот и мы с вами сейчас поучимся рифмовать.

Игра: “Кто больше подберет рифм”.

Подберите как можно больше рифмующихся слов к словам:

ПИРОЖОК (Снежок, дружок, творожок...).

КОТЕНОК (Мышонок, теленок, козленок, гусенок...).

ПРУД (Труд, суд, сосуд...).

СМЕЕТСЯ (Дерется, играется, поется, любуется...).

Игра: “СКАЖИ В РИФМУ”

Я читаю стихотворение, а вы договариваете последнее, подходящее по смыслу слово, обязательно в рифму:

Слон шагает по дороге,
Вот так хобот! Вот так ноги!
Под слоном прогнулся мост,
У слона огромный ...(рост)
До чего красив павлин!
У него порок один:
Вся павлинья красота
Начинается с ...(хвоста).
Малыши в лесок пошли.
Много веток принесли.
Молодцы! Они хотят
Накормить своих...(козлят).
На ромашку у ворот
Опустился вертолет-
Золотистые глаза,
Кто же это?...(Стрекоза).

Используя скороговорки [2], [4], надо подобрать рифмы. (На магнитной доске обратной стороной расположены карточки семи цветов радуги со скороговорками). Перед вами яркая радуга, которая предлагает вам скороговорки самого разного цвета. Кто больше и правильнее закончит в рифму скороговорки – тот победит. Снимайте с радуги эти цветные рифмованные капли. (Дети по очереди и с удовольствием угадывают рифмы в 5-6 скороговорках. Всего – 80 заданий). (Приложение).

ИГРА “Сочини последнюю строчку стихотворения или последнее слово”.

Прочитайте на карточке заглавие стихотворения. О чем оно? Какова его тема?

Прочитайте начало стихотворения. О чем можно сказать в последней строчке?

К какому слову надо подобрать рифму?

Придумайте последнюю строчку. Закончите стихотворение:

Громко топал слон ногами!
Не хочу играть я с вами,
я сегодня так сердит,
Потерял я ...(Аппетит).
Мышка пропищала тонко:
“Вы не видели мышонка?
Только – только здесь сидел
И на хлебушек... (глядел).

Скучный дождь

Надоело, надоело,
Смотришь в небо – солнца ждешь.
А на землю то и дело...
(Сыплет мелкий, серый дождь).

На следующем этапе нашей работы задание усложняется.

Я предлагаю вам, ребята, рассмотреть картинку к теме “РЫБКИ” и прослушать рассказ В.Л.Нападовской. [3].

РЫБКИ

У Кати день рождения. Ей очень повезло. Дедушка подарил ей аквариум, в котором плавали восемь рыбок. Девочка давно мечтала о таком везении. Рыбки ей показались чудом. Она глаз не сводила с аквариума, пока дедушка вручал ей драгоценный подарок. От радости Катя стала петь и плясать.

Кот Васька сидел рядом с аквариумом и жадно смотрел на рыбок своими зелеными глазами. И тут случилась беда. Васька незаметно достал трех рыбок и съел.

Ваське веником досталось, и с тех пор он больше не подходил к аквариуму.

Ребята, давайте попробуем разыграть эту сценку. Катей будет Марина, дедушкой будет Володя, а котом Васькой – Алик. (Одеваем костюмы)

(Катя гладит Ваську, тот довольно мурлычет, входит дедушка, сгибаясь под тяжестью лет и держа в руках аквариум с золотыми рыбками).

(Слова автора):

Поздравляю внученька, поздравляю Катенька!
Вот тебе подарочек в день рождения твой.
По хотенью доброму, по веленью жаркому
Царь морской прислал тебе клад свой золотой!

(Катя ставит аквариум с рыбками и от неожиданной радости пускается в пляс, напевая песенку на мелодию песни Ю.Чичкова “Самая счастливая”).

(Слова автора):

О счастливом случае так мечтала я,
Чтоб увидеть сказочных рыбок у себя.
И со сказкой встретилась вдруг душа моя,
И друзей с улыбкою приглашаю я.(2 раза)
Приходите, милые, петь и танцевать,
С золотыми рыбками праздник отмечать!
Восемь рыбок плавают…Ой! Ой! Ой! Их пять.
Васька съел трёх маленьких! Надо наказать. (2 раза)

(Катя бежит за веником и гонится за Васькой).

Продолжим урок.

Вернемся к тексту рассказа “Рыбки”.

Какой праздник был у Кати? (День рождения – делаю акцент на последнем слове).

Ей повезло, ей подарили восемь рыбок. А когда человеку везет, мы говорим: У него ВЕЗЕНИЕ. Катя давно мечтала о таком ВЕЗЕНИИ. Какие два слова здесь рифмуются? (РОЖДЕНИЕ – ВЕЗЕНИЕ). (Открываю на доске крупные слова – рифмы).

Ребята, запомните, пожалуйста, эти два слова.

Посмотрите на рыбок в аквариуме. Какого цвета рыбки? (желтого, золотистого). Рыбки плавают в воде, словно золотые. Запомните слово ЗОЛОТЫЕ. Будем искать слово, которое с ним рифмуется. Какого цвета глаза у Васьки? (зеленые). Рифмуются? (нет). Добавим к слову “зеленые” еще слово “такие”. Какое сочетание слов получится? (зеленые такие).

Какого цвета рыбки? ( ЗОЛОТЫЕ, СЛОВНО ЗОЛОТЫЕ). А глаза у кота? (зеленые такие) Получается сочетание: “ЗОЛОТЫЕ – ЗЕЛЕНЫЕ ТАКИЕ”. Про кошачьи глаза говорят, что они горят, потому что они светятся в темноте. Вспомните, какого цвета глаза у Васьки? (зеленые такие) Какие слова рифмуются? (ЗОЛОТЫЕ – ЗЕЛЕНЫЕ ТАКИЕ). (Открываю очередное словосочетание – рифму). Рождается четверостишие:

Рыбки плавают в воде,
Словно золотые,
У кота глаза горят,
Зеленые такие.

Посмотрите на выражение лица девочки Кати на мимическом портрете, и какое оно было у нашей Марины? Какое оно? (девочка радуется). Катя глаз не сводила с аквариума. Для нее – это настоящее чудо). Запомните слово ЧУДО.

А если кот влезет в воду, что случится с котом? (Катя его накажет. Ему будет плохо).

По – русски еще говорят ХУДО С каким словом рифмуется слово “ХУДО”? (Со словом “ЧУДО”). (Открываю очередную рифму на доске).

Теперь попробуем сказать “складно”:

Катя смотрит, глаз не сводит
С этакого (чуда).
Если Васька влезет в воду,
Будет ему (худо).

(Выделенные в скобках слова говорят дети).

(Повторяю строки).

Кот боялся Катю? (боялся). А почему он съел все – таки рыбок? (не стерпел, он их съел). Какие два слова из сказанных рифмуются? Кот не СТЕРПЕЛ, он рыбок (СЪЕЛ). (Не стерпел – съел). (Открываю рифму). Появляются строки придуманные вами:

Кот не стерпел. Он рыбок съел.
Кот рыбок съел. Он не стерпел.
Подводим итог: Боялся кот, но не стерпел:
Достал трех рыбок он и съел.

Ребята, как Катя наказала Ваську? (Катя побила Ваську веником. Ему досталось веником). Кому досталось веником? (Ваське веником досталось). Запомним слово “ДОСТАЛОСЬ”.

А теперь придумаем слово, которое рифмуется со словом “ДОСТАЛОСЬ”, чтобы получилось складно. (Осталось). А сколько рыбок осталось, после того, как Васька съел трех? (пять) Какую строчку придумаем к последнему слову “осталось”?

Ваське веником досталось.

Рыбок пять в воде осталось! (Открываю последнюю рифму).

Вот, ребята, мы с вами сами сочинили стихотворение. Я прочитаю его целиком:

ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ

Восемь рыбок подарили Кате в день рождения.
Как давно она мечтала о таком везении.
Рыбки плавают в воде, словно золотые,
У кота глаза горят, зеленые такие.
Катя смотрит, глаз не сводит с эдакого чуда.
Если Васька влезет в воду, будет ему худо.
Боялся кот, но не стерпел, достал трех рыбок он и съел.
Ваське веником досталось. Рыбок пять всего осталось.

А теперь свое впечатление о стихотворении каждый из вас выразит в практической работе. Алик и Никита соберут картинки из их фрагментов – частей по содержанию нашего стиха (картинки гвоздики, аквариума, кота) (Рисунки 2,3,4), Володя нарисует все, что запомнил из стиха (Рисунок 5), Ваня будет учить его наизусть, повторяя за мной строки стихотворения, а Марина попробует набрать текст на компьютере, чтобы он остался на память. Ну а мне задание – напечатать наш текст. (Текст набирается, учитель печатает тут же на принтере полученное творение). (Звучит тихая музыка, с ее окончанием и мы заканчиваем нашу работу). (Музыка П.Мориа – “История любви”).

Итог урока и задание на дом: Дома, ребята, вы запомните стихотворение наизусть.

Дети, вам понравилось сочинять стихи? Как вы думаете, это умение сможет вам пригодиться в жизни? “У моей мамы скоро будет день рождения, я очень хотела бы ей подарить свой стих”,- сказала Марина. (Учитель) Я очень этому рада. Именно в стихах “Живое слово разбудит душу”. Я желаю, чтобы поэзия открыла вам мир красоты, о котором говорила З. Романовская. Все вы работали замечательно и заслужили отличных оценок. Спасибо вам, ребята, за нашу с вами работу.

И последний вопрос: ребята, вы любите подарки? Конечно да. Поверьте, взрослым тоже нравится их получать. (Снова звучит музыка С.Николаи – “Прощай моя любовь”). Давайте принесем маленькую радость нашим гостям и подарим им свое творение. (Раздаем стих вместе с гвоздиками).

Литература

1. Елкина Н.В., Тарабарина Т.И. 1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль, изд. “Академия развития”, 1997.

2. Мали Л.Д., Арямова О.С. Речевое развитие младших школьников. – Пенза, 1995.

3. Нападовская В.Л. Коррекция речевых нарушений и формирование творческих способностей у детей с нарушенным зрением. – М., изд. Классикс Стиль, 2003.

4. Тарабаркина Т.И., Елкина Н.В. Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки. – Ярославль, изд. “Академия развития”, 1996.

Послесловие

Игра в поэтов так увлекла детей, что они рифмовали везде и всюду: на улице, во время прогулок, в игре, на переменках. Они принимали посильное участие при создании сценария авторской сказки в стихах “День рождения” в рамках той же программы по речевому развитию младших школьников со сложной структурой дефекта. Поэтическая сказка силами класса с успехом была поставлена на сцене школы.

Наши первые опыты стали подарками родителям.

Марина: Мамочка родная,
Я тебя люблю.
В день рождения мамочке
Все цветы дарю!
Никита: У меня живет Пушок-
Маленький котенок.
Я люблю тебя, дружок,
Ты же как ребенок!