Интеграция в процессе профессионального обучения обусловлена рядом требований, вытекающих из квалификационных характеристик подготовки специалистов. Главные цели интегрирования – расширение объема познания, реализация межпредметных связей, применения знаний в смежных областях. При этом реализуется одна из задач системы обучения - рассмотрение какого-то явления, факта, предмета не отдельно, а как звено цепи.
Нами была сделана попытка совместить знания студентов, мобилизовать их мышление на интегративном занятии по дисциплине “Физическая и коллоидная химия” и образовательном предмете “Физика” по интегрированной образовательной программе: профессия – “повар, кондитер” (I ступень обучения) и специальности “технология продукции общественного питания”(II ступень обучения)
Дидактические характеристики интегративного урока
Педагогическая форма интеграции - интегративный урок.
Характер формы интеграции - понятийная и предметно-образная. Выбранная форма интеграции будет новым теоретическим комплексом знаний.
Вид интеграции - межпредметная.
Уровень - модернизация.
Результат интеграции: формирование мировоззрения обучающихся; формирование, упорядочивание и углубление научных знаний; расширение предмета познания.
Цели:
Обучающие:
изучить строение мицеллы,
Развивающие
- расширить границы познания материальной картины мира;
- развивать самостоятельные умения и навыки при работе с текстами лекций по методическому пособию, при решении задач;
- развивать логическое мышление по установлению межпредметных связей, при решении задач;
- связь с профессией.
Воспитывающие
воспитание активной самостоятельности в учении; воспитание отношений сотрудничества; воспитание чувства коллективизма.
Методическая:
- обозначить межпредметную связь на уроке физика и физической химии и коллоидной, как средство, способствующее самореализации учащихся через различные виды деятельности
Оснащение урока:
- Технические средства обучения:
- кодоскоп с кодограммой “Броуновское движение”;
- магнитофон.
- Дидактические средства обучения:
- эпиграф;
- тексты лекций из методического пособия по физической и коллоидной химии;
- схемы “Молекулярно-кинетические явления”, “Диффузия”, “Осмос”;
- алгоритм решения задач;
- хрестоматия по физике;
- тестовое задание;
- вопросы;
- оценочный лист с критериями оценки;
- комплект задач.
- Лабораторное оборудование:
- газовый лазер;
- экран;
- линза собирающая;
- предметные стекла;
- штатив;
- набор посуды.
- Материалы:
- сок растения;
- золь гидроксида железа (III);
- ион-коагулятор,
- ортофосфат натрия.
Основное содержание учебного занятия
Деятельность педагогов | Деятельность студентов |
|||
I преподаватель химии |
II преподаватель физики | |||
1 |
2 |
3 |
||
I. Организационный момент - 3 минут |
||||
а) проверка готовности учащихся к уроку; б) постановка учебных целей; в) оценка работы (оценочный лист) | Самоорганизация перед началом
занятий Полная готовность группы |
|||
Завладеть вниманием группы четко и быстро перейти к намеченному плану | Слушает, контролирует активность студентов | Быстрое включение учащихся в деловой ритм, осмысливают, устанавливают логические связи | ||
II. Актуализация-2 минут
Используемый метод фронтальный устный опрос Преподаватели задают вопросы:
|
Отвечают на вопросы | |||
Координируют действия студентов, работающих в микрогруппах | Постановка вопросов по
пройденным темам, используя логические связи от
простого к сложному, и взаимосвязь с другими
темами. Задают вопросы и отвечают на них (работа в микрогруппах) |
|||
III. Изучение нового материал 50 минут Мотивация- 3 минуты. Настрой на предстоящую работу. Диагностика интереса. Земную атмосферу окружает космическая пыль, которая является высокодисперсной системой. Мельчайшие пылинки космического происхождения несут информацию о жизни Вселенной, отражают оптические и другие явления в Космосе. Сок растений тоже является высокодисперсной системой. |
Слушает, контролирует деятельность студентов | Слушают, настраиваются на учебную проблему обозначенную в качестве изучаемой темы, активизируют свой познавательный интерес | ||
Проводит мотивацию и актуализирует деятельность студентов | ||||
|
||||
Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний | Оказание консультационной помощи | Активные действия учащихся, максимальное использование самостоятельности в добывании знаний. | ||
а) составление конспекта. Коллоидный раствор состоит из дисперсной фазы и дисперсионной среды Дисперсная фаза образована коллоидными частицами, называемыми мицеллами. Мицелла – электрически нейтральная коллоидная частица. | ||||
Координируют действия | Думают, пишут, осмысливают | |||
б) решение задач Реакция: МпС12 (изб.)
+ Nа2СО3 Электролиты: NаВr, Nа2S, Nа3АsО4 составить схему строения мицеллы. |
Оказание консультационной помощи, контролирует деятельность студентов | |||
Координируют действия |
Осмысливают, устанавливают логические связи, решают | |||
в) работа с алгоритмом решения задач (самопроверка ): написать уравнение реакции; выделить малорастворимое вещество, которое образует ядро мицеллы; написать уравнение диссоциации вещества, взятого в избытке; установить потенциалопределяющие ионы; составить схему строения мицеллы. | ||||
Координируют действия |
Анализируют, сравнивают, делают выводы, оценивают | |||
3.Мотивация – 2 минуты Молекулярно- кинетические свойства золей связаны с движением частиц дисперсной фазы. В коллоидных растворах наблюдается броуновское движение частиц, диффузия и осмотическое давление. |
||||
Говорит, проводит мотивацию и актуализирует деятельность студентов | Слушает, контролирует деятельность студентов | Слушают, настраиваются на учебную проблему обозначенную в качестве изучаемой темы, активизируют свой познавательный интерес | ||
4.Работа со схемой (молекулярно-кинетические явления) 2 минуты |
||||
Слушает, контролирует деятельность студентов | Объясняет основные компоненты
изучаемой схемы, раскрывает связи и отношения
представленные в ней. 5.Чтение отрывка из хрестоматии по физике(поэма Лукреция Кара “О природе вещей”) 1минута Кроме того, потому обратить тебе надо внимание. На суматоху в телах, мелькающих |
Смотрят, слушают, осмысливают | ||
в солнечном свете, Что из нее познаешь ты материи также движенья, Происходящее в ней потаенно и скрыто от взора. Ибо увидишь ты там, как много пылинок меняют Путь свой от скрытых толчков и опять отлетают обратно, Всюду туда и сюда разбегаясь во всех направлениях. |
||||
Слушает, контролирует деятельность студентов | Читает | Слушают, осмысливают, делают выводы | ||
а) задает вопрос: Какое явление описано в этом отрывке? | Отвечают, оценивают | |||
6. Ознакомление с дополнительной информацией | Сообщение учащегося о броуновском движении – 2 минуты | |||
Слушает, оценивает работу студента | Слушает, оценивает работу студента | Слушают, наблюдают, оценивают | ||
7. Опыт- 3 минуты |
||||
Слушает, наблюдает | Демонстрирует опыт по наблюдению броуновского движения в соке растения и в золе. | Наблюдают, сравнивают, делают выводы | ||
а) задает три вопроса: Как расположены частицы на экране? От чего зависит броуновское движение? Зависит ли оно от температуры и как зависит? | Анализируют, делают выводы, оценивают | |||
Дает задание по работе с текстом, слушает, контролирует деятельность студентов | Слушает, контролирует деятельность студентов | 8. Работа с текстом лекции-5 минут Диффузия – самопроизвольно протекающий процесс выравнивания концентраций ионов, молекул или коллоидных частиц за счет их беспорядочного теплового движения | ||
9. Работа со схемой (диффузия в коллоидных растворах)- 1 минута |
||||
10. Проводит лабораторный опыт исследование диффузии в соке и золе (Диализ) - 2 минуты | Слушают, анализируют |
|||
Инструктирует по методике проведения опыта | Слушает, наблюдает | Исследуют, анализируют, сравнивают, делают выводы | ||
Думают, обобщают, отвечают, оценивают | ||||
11. Работа с текстом лекций- 4минуты Осмотическое давление прямо пропорционально числу молекул или ионов, содержащихся в единице объема истинного раствора, или числу коллоидных частиц, содержащихся в единице объема коллоидного раствора. |
||||
Дает задание по работе с текстом лекции | Слушает, наблюдает | Выполняют письменное задание | ||
12. Работа со схемой (осмотическое давление в коллоидных растворах) и текстом лекции- 1 минута | ||||
Консультирует выполнение задания | Слушает, корректирует деятельность студентов | Слушают, анализируют, конспектируют | ||
а) задает вопросы: В какой среде диффузия идет быстрее? Зависит ли она от температуры и как зависит? Примеры из профессии. | Наблюдает | Осмысливают, устанавливают логические связи, отвечают, оценивают | ||
13. Работа с текстом лекции (седиментация)- 4 минуты Коллоиды являются седиментационно - устойчивыми системами, т. к. их частицы находятся в активном броуновском движении. |
||||
Дает задание по конспектированию явления седиментации | Слушает, корректирует деятельность студентов | Пишут | ||
14. Проводит лабораторный опыт исследование седиментации золя 2 минуты | Анализируют, сравнивают, делают выводы | |||
а) задает вопрос: Примеры из профессии. | Наблюдает | Думают, отвечают, оценивают | ||
IV. Закрепление знаний
(тестирование, самопроверка) - 10 минут. Например:
|
Отвечают на вопросы теста | |||
V. Подведение итогов- 2 минуты |
||||
Слушают | Дают анализ и оценку успешности
достижения целей. Самостоятельно делают выводы |
|||
а) выставление оценок в журнал | Подготовка к психологическому выходу из урока | |||
VI. Домашнее задание- 3 минуты |
||||
Домашний эксперимент: напишите, что вы наблюдали, когда луч света в темноте проходил через воду, раствор белка, раствор крахмала, молоко и сок растения | Записывают, проводят эксперимент |