Цели урока:
- расширить представление учащихся о Солнце как о Боге, которому поклоняются все народы мира на протяжении нескольких тысячелетий;
- развивать умение определять средства выразительности речи;
- воспитывать бережное отношение к природе, её богатствам, чуткое отношение к окружающим.
Оборудование:
- глобус,
- таблички к лексической работе,
- материал к физкультминутке,
- иллюстрация с изображением гончара.
Ход урока
I. Организация класса
II. Сообщение темы урока
Учитель - Сегодня мы затронем тему красоты и силы света и Солнца, вечности, смысла жизни каждого человека. А уточнить её сможете вы, отгадав загадки:
Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица.
Знают все, и млад, и стар,
Что она - большущий шар. (Земля)
Кто-то утром, не спеша
Надувает красный шар,
А как выпустит из рук –
Станет вдруг светло вокруг (Солнце)
III. Актуализация знаний учащихся по теме
Учитель - Что знаете о планете Земля?
(Ответы детей о форме Земли, строении, о первых открытиях и отважных путешественниках)
Учитель - Действительно, Земля – это наш дом. Кроме нас и наших близких, на ней живет еще множество людей. А рядом с нами и прекрасные бабочки, и жабы, которые мало кому нравятся, нежные цветы и могучие деревья, диковинные рыбы и причудливые птицы, ловкие звери и упрямые насекомые, и даже зловредные микробы и плесень. Ни мы, ни они не выбирали место, где появиться, Земля – это наш общий дом. И не такой уж большой, как кажется. Поэтому мы – все жители Земли – очень зависим друг от друга. В природе все взаимосвязано и вы в этом будете убеждаться вновь и вновь.
Учитель - А что вы знаете о Солнце?
(Ответы детей о том, что это звезда, раскаленный шар, состоящий из легкого, но сильно сжатого газа, о том, что температура на поверхности равна 6 0000 ,а внутри достигает 15 000 0000 )
Учитель - Какую роль, по-вашему, Солнце играет в жизни человека? (ответы детей)
- На какой свет вам больше нравится смотреть: свет лампы, Луны, Солнца, свечи, костра? (ответы детей)
- О том, как важно Солнце для нас, людей, и для всего живого на Земле рассказывал когда-то деревенским ребятишкам замечательный русский писатель Лев Толстой.
(Ученики читают следующий текст)
“Выйдь зимой в тихий морозный день в поле или в лес и посмотри кругом себя, и послушай: везде кругом снег, реки замерзли, сухие травки торчат из-под снега, деревья стоят голые, ничто не шевелится. Посмотри летом: реки бегут, шумят; в каждой лужице лягушки кричат, бубулькают; птицы перелётывают, свистят, поют; мухи, комары вьются, жужжат; деревья, травы растут махаются.
Нет тепла – все мертво; есть тепло – все движется и живет. Мало тепла – мало движения; больше тепла – больше движения; очень много тепла – и очень много движенья.
Откуда берется тепло на свете? Тепло от Солнца. Ходит Солнце низко зимой, стороною, не упирается лучами в землю – и ничто не шевелится. Станет солнышко ходить выше над головами, станет светить в припор к земле, - отогреется все на свете и начнет шевелиться. Станет снег осаживаться, станет отдувать лед на реках, польется вода с гор, поднимутся пары из воды в облака, пойдет дождь. Кто все это сделает? Солнце.
Оттают семечки, выпустят ростки, зацепятся ростки за землю; из старых кореньев пойдут побеги, начнут расти деревья и травы. Кто все это сделал? Солнце.
Встанут медведи, кроты; очнутся мухи и пчелы, выведутся рыбы из икринок на тепло. Кто все это сделал? Солнце.
Разогреется в одном месте воздух, подымется, а на его место пойдет воздух похолоднее, - станет ветер. Кто все это сделал? Солнце.
Поднимутся облака, станут сходиться и расходиться – ударит молния. Кто сделал этот огонь? Солнце.
Вырастут травы, хлеба, плоды, деревья, насытятся животные, напитаются люди, соберут корму и топлива на зиму; постоят себе люди дома, города. Кто все это приготовил? Солнце.
Человек построил себе дом. Из чего он его сделал? Из бревен. Бревна вырублены из деревьев, деревья вырастило солнце…”
Учитель - Нравится ли вам смотреть на Солнце? (ответы детей)
- Что вы испытываете в яркий солнечный день? (ответы детей)
- Представьте, что вы разговариваете с Солнцем. О чем бы вы его спросили? (ответы детей)
- Представьте, что вы дотрагиваетесь до Солнца. Опишите свои ощущения. (ответы детей)
- Может ли человек быть похожим на Солнце? (ответы детей)
- Какими качествами он должен обладать? (ответы детей)
IV. Лексическая работа
Учитель Люди очень часто употребляют разные слова и выражения, связанные с Солнцем и светом. Вспомните эти выражения и объясните их значение.
СИЯЮЩАЯ ДУША СВЕТИЛЬНИК ДУШИ СВЕТЛЫЙ ЧЕЛОВЕК СОЛНЦЕ ЖИЗНИ СВЕТЛАЯ ЖИЗНЬ ЗАЖЕЧЬ СЕРДЦЕ СОЛНЕЧНЫЙ ЗАЙЧИК ВЕЧНЫЙ СВЕТ
(Дети объясняют значение этих выражений)
Учитель - Знакомы ли вы с солнечным зайчиком? Где встретили его? Составьте об этом маленький рассказ. (2-3 ученика представляют свое творчество)
Физкультминутка
На наших столах тоже переливаются солнечные зайчики, давайте их поймаем. (Упражнение на внимание – за 1 минуту на карточке в форме солнышка отыскать последовательно как можно больше чисел от 1 до … Подведение итогов.)
V. Работа над новым материалом
1. Чтение стихотворения учителем
Учитель - Я прочитаю стихотворение Семена Кирсанова “Этот мир”, а вы определите, чей же образ создал в нем поэт.
Дети - В данном произведении создан образ гончара.
2. Словарная работа
ГОНЧАР ТВОРЕНИЕ ГОНЧАРНЫЙ КРУГ ГЛАЗУРЬ
(Дети объясняют значения слов, сочетания)
Учитель - Кто такой гончар в данном стихотворении?
Дети - Гончар – это Солнце, это главный мастер, который слепил земной шар.
Учитель - Действительно, Солнце – это и есть как раз тот Бог, которому поклонялись все народы в древности на протяжении нескольких тысячелетий.
3. Анализ стихотворения
Учитель - А кто же это дитя?
Дети - Дитя – это Человек, человечество, каждый из нас.
Учитель - Почему так снисходительно и ласково: “Дитя”?
Дети - Потому что все мы получили “этот мир” уже готовым, созданным до нас и без наших усилий
(Повторное чтение стихотворения учениками)
Учитель - Что можете сказать о подарке? В чем его необычность?
Дети - Подарок “этот мир”, драгоценный с точки зрения поэта, очень хрупкий, очень нежный, второго такого подарка мастеру уже не сотворить
Учитель - Значит, человек должен научиться беречь его, не разрушать войнами, конфликтами, варварским отношением к природе и её богатствам. Конечно, очень сложно заботиться сразу обо всём земном шаре, но можно начинать с малого: постараться беречь то, что рядом, что в поле зрения.
(Дети приводят примеры бережного отношения к природе)
4. Работа над средствами выразительности
Учитель - Вам нравится образ, созданный поэтом? Как это удалось ему сделать?
(дети называют эпитеты, сравнения, использование приема олицетворения)
VI. Обобщение по теме урока
Учитель Вот мы обратились сегодня к теме Солнца и света в поэзии. Послушайте еще одно стихотворение В Солоухин “Солнце”.
(Читают 3 ученика отрывки из стихотворения)
1 ученик
Солнце разлито поровну.
Вернее, по справедливости,
Вернее, постольку разлито.
Кто сколько способен взять:
В травинку и прутик – поменьше,
В большое дерево – больше,
В огромное дерево – много.
Спит, затаившись до времени: смотришь, а не видать.
Голыми руками можно его потрогать.
Не боясь слепоты и ожога
Солнце умеет работать. Солнце умеет спать.
2 ученик
Солнце разлито поровну.
Вернее, по справедливости,
Вернее, по стольку разлито.
Кто сколько способен взять
В одного человека – поменьше,
В другого – гораздо больше,
А в некоторых – очень много.
Спит, затаившись во времени.
Можно руку смело пожать
Этим людям,
Не надевая брезентовые рукавицы…
3 ученик
Солнце спрятано в каждом!
Надо лишь вовремя вспыхнуть,
Не боясь, что окажется мало
Вселенского в сердце огня.
Я видел, как от травинки
Загоралась соседняя ветка,
А от этой ветки другая,
А потом принималось дерево,
А потом занималось зарево
И было светлее дня!
Учитель - Согласны ли вы с автором, что в каждом растении, дереве, человеке спрятано Солнце?
- Что общего между светом и сердцем человека?
В ходе беседы составляется схема-опора:
Учитель - Были ли в вашей жизни моменты, когда другой человек, подобно Солнцу, рукопожатием, улыбкой, словами согрел вас? (ответы детей)
- Что испытываете вы после того, как щедро отдаете кому-то капельку тепла и света? (ответы детей)
- Как вы думаете, каким бы стал мир, если бы все люди открыли свет Солнца в своих душах? (ответы детей)
VII. Итог
Учитель - Как понимаете изречение В. Гюго “ Идя с глазами, всегда обращенными к солнцу, ты никогда не увидишь тени”?
Домашнее задание (по желанию):
- Подготовить произведения поэтов, писателей, художников, в которых они обращались к теме силы и красоты света и Солнца.
- Сочинить сказку о том, как человек подружился со светом.
- Написать Гимн Солнцу.
- Нарисовать Солнце, спрятанное в вашей душе, в душах ваших родителей и друзей.
- Прочитать стихотворение С. Кирсанова “Этот мир”, если хочется – можно выучить наизусть.
Литература
- Волина В. Маклаков К. Естествознание. – Екатеринбург: АРД ЛТД, 1998, серия “Учимся играя”
- Лопатина А. Скребцова М. Природа – глазами души. – М., ИПЦ “Русский Раритет”, 1997.
- Чуракова Н. А. Литературное чтение. – М., Учебная литература, 2002.
- Чуракова Н. А. Методический комментарий к учебнику. – М.,ФНМЦ им. Занкова, 2001.