Урок по кубановедению "Жанры кубанского фольклора"

Разделы: Начальная школа


<слайд №1>

Цели:

  • Обучающие - сформировать представление о кубанском фольклоре, фольклоре народов ,населяющих Кубань, познакомить с жанрами кубанского фольклора.
  • Развивающие - развивать навык выразительного и осознанного чтения, обогащать словарный запас учащихся, развивать логическое мышление, интерес к предмету.
  • Воспитывающие - формировать интерес к кубанскому литературному народному творчеству, воспитывать чувства патриотизма, любовь к малой родине.

Оборудование: сборники кубанских сказок, пословиц, поговорок, прибауток, сборник “Плясовые припевки Кубани”, аудиокассета с записью кубанских песен в исполнении Кубанского казачьего хора, Н.Я.Паскевич “Любимый уголок земли”, мультимедийный проектор.

Тип урока - изучение нового материала.

Вид урока - мультимедийный урок.

Ход урока

I. Организационный момент.

Приветствие.

II. Изучение нового материала.

- Что такое фольклор? (Ответы детей).

<слайд №2>

( Из словаря С. И. Ожегова “Фольклор- народное творчество, совокупность обычаев, обрядов, песен и других явлений народного быта”.)

- А как вы понимаете словосочетание “народное творчество”?(Ответы детей).

<слайд №3>

К народному творчеству относятся- пословицы, поговорки, песни, сказки, загадки, скороговорки, потешки, дразнилки, былины.

  • Пословица - краткое изречение, которое имеет законченную мысль.
  • Поговорка - изречение, в котором нет законченного суждения.
  • Пословицы и поговорки - это поэзия и мудрость, искусство ёмкого слова.

В пословице не может быть того, чего нет в народном опыте, она играет роль неписанного закона человеческого бытия. Кроме того, пословица дает характеристику народа, её сотворившего.

  • Сказка - повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение с фантастическим вымыслом.
  • Былина - народная эпическая песня о богатырях.
  • Скороговорка - быстрое повторение труднопроизносимых стишков и фраз.
  • Потешки - песенки, сопровождающие игры ребёнка с пальцами, ручками и ножками.

У Кубанского фольклора есть свои особенности, которые объясняются тем, что кубанская речь представляет собой смесь языков двух родственных народов(русского и украинского), плюс заимствованные слова из языков горцев, сочный, колоритный сплав, соответствующий темпераменту и духу народа. Эти народы и принесли свой фольклор.

Среди бытующих на Кубани пословиц и поговорок немало общерусских, но произносимых на свой лад, на кубанском диалекте (говоре).

<слайд №4>

Например: Очи бояться, а руки роблять.

(Глаза боятся, а руки делают.)

Не сиди сложа рукы, тай и нэ будэ скукы.

(Не будет скуки, если заняты руки.)

Живэ, як мыша в крупах.

(Живет, как кот в сметане.)

Що посеешь, то и пожнешь.

(Что посеешь, то и пожнешь.)

Есть и другие пословицы и поговорки, в которых просматривается тип казака, человека решительного и в то же время осторожного, щедрой души и в то же время скуповатого, человека красивого в своих принципах жить по вере и заветам прадедов.

<слайд №5>

  • Казак без седла - что черкес без кинжала.
  • Куда казака доля не закинет - все будет казак.
  • Казак голоден, а конь его сыт.
  • Человек без родины, что соловей без песни.
  • Береги землю родимую, как мать любимую.

Работа в группах.

Ребятам дается задание: вспомнить пословицы и поговорки

  • 1-я группа - о дружбе,
  • 2-я группа - о природе,
  • 3-я группа - о уме.

Чтение пословиц и поговорок учащимися.

Также отличаются своим произношением и кубанские песни. Вся душа кубанского народа в песнях. Они из далёкого прошлого, от дедов и прадедов донесли до нас то, чем жил народ, во что верил, донесли тревоги и радости. В будни и праздники, в счастье и беде песня всегда была рядом с казаком.

Звучит кубанская песня “Роспрягайтэ, хлопци, конэй”.

Физ. минутка. (Под запись учащиеся делают физ. Минутку.)

Но на Кубани живут не только казаки. Наш край многонационален, и коренными жителями считаются и адыги (черкесы).

Сегодня мы познакомимся с одним из жанров адыгейского народа- это сказка “Добрая девушка”( учебник с. 37).

<слайд №6>

Чтение сказки (чтение учителем).

- Есть ли похожая сказка у русского народа? (“Морозко”)

- Чем заканчивается сказка? (Пословицей “Тому, кто сделал добро, впереди заготовлено добро”).

- Как вы понимаете эти слова?

- А есть ли русская пословица, похожая на эту? (Доброму везде добро. За добро добром платят.)

Творческое задание учащимся.

Попробуйте дописать эту сказку по началу и концовке. Придумайте, какие испытания могли выпасть на долю доброй девушки, кто и как ей помогал.

Чтение придуманных детьми вариантов отрывка сказки.

III. Закрепление материала.

<слайд №7>

Кроссворд

1. Изречение, в котором нет законченного суждения.

2. Краткое изречение, которое имеет законченную мысль.

3. Повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение с фантастическим вымыслом.

4. Народная эпическая песня о богатырях.

5. Песенка, сопровождающая игру ребёнка с пальцами, ручками и ножками.

6. Быстрое повторение труднопроизносимых стишков и фраз.

- Какое слово у нас получилось? (Фольклор).

Рефлексия урока.

- Какие чувства и эмоции вызвал у вас урок?

- Как вы думаете, насколько полезен для вас этот урок?

IV. Итог урока.

- Что нового узнали на уроке?

Выставление оценок учащимся за работу на уроке.

V. Дом. задание.

Составьте вопросы для викторины “Сказки народов, живущих на Кубани”.

Литература:

  1. Сборник “Песни кубанских казаков”. Автор А. Д. Бигдай
  2. Учебное пособие “Любимый уголок земли”. Автор Н. Я. Паскевич ОИПЦ “Перспективы образования”. Краснодар, 2005
  3. “Моя Кубань”. Автор Ситдикова Н. В. Издательство БАРО-пресс. Ростов-на-Дону, 2005

Приложение 1.