Цели:
- Обучающие - сформировать представление о кубанском фольклоре, фольклоре народов ,населяющих Кубань, познакомить с жанрами кубанского фольклора.
- Развивающие - развивать навык выразительного и осознанного чтения, обогащать словарный запас учащихся, развивать логическое мышление, интерес к предмету.
- Воспитывающие - формировать интерес к кубанскому литературному народному творчеству, воспитывать чувства патриотизма, любовь к малой родине.
Оборудование: сборники кубанских сказок, пословиц, поговорок, прибауток, сборник “Плясовые припевки Кубани”, аудиокассета с записью кубанских песен в исполнении Кубанского казачьего хора, Н.Я.Паскевич “Любимый уголок земли”, мультимедийный проектор.
Тип урока - изучение нового материала.
Вид урока - мультимедийный урок.
Ход урока
I. Организационный момент.
Приветствие.
II. Изучение нового материала.
- Что такое фольклор? (Ответы детей).
( Из словаря С. И. Ожегова “Фольклор- народное творчество, совокупность обычаев, обрядов, песен и других явлений народного быта”.)
- А как вы понимаете словосочетание “народное творчество”?(Ответы детей).
К народному творчеству относятся- пословицы, поговорки, песни, сказки, загадки, скороговорки, потешки, дразнилки, былины.
- Пословица - краткое изречение, которое имеет законченную мысль.
- Поговорка - изречение, в котором нет законченного суждения.
- Пословицы и поговорки - это поэзия и мудрость, искусство ёмкого слова.
В пословице не может быть того, чего нет в народном опыте, она играет роль неписанного закона человеческого бытия. Кроме того, пословица дает характеристику народа, её сотворившего.
- Сказка - повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение с фантастическим вымыслом.
- Былина - народная эпическая песня о богатырях.
- Скороговорка - быстрое повторение труднопроизносимых стишков и фраз.
- Потешки - песенки, сопровождающие игры ребёнка с пальцами, ручками и ножками.
У Кубанского фольклора есть свои особенности, которые объясняются тем, что кубанская речь представляет собой смесь языков двух родственных народов(русского и украинского), плюс заимствованные слова из языков горцев, сочный, колоритный сплав, соответствующий темпераменту и духу народа. Эти народы и принесли свой фольклор.
Среди бытующих на Кубани пословиц и поговорок немало общерусских, но произносимых на свой лад, на кубанском диалекте (говоре).
Например: Очи бояться, а руки роблять.
(Глаза боятся, а руки делают.)
Не сиди сложа рукы, тай и нэ будэ скукы.
(Не будет скуки, если заняты руки.)
Живэ, як мыша в крупах.
(Живет, как кот в сметане.)
Що посеешь, то и пожнешь.
(Что посеешь, то и пожнешь.)
Есть и другие пословицы и поговорки, в которых просматривается тип казака, человека решительного и в то же время осторожного, щедрой души и в то же время скуповатого, человека красивого в своих принципах жить по вере и заветам прадедов.
- Казак без седла - что черкес без кинжала.
- Куда казака доля не закинет - все будет казак.
- Казак голоден, а конь его сыт.
- Человек без родины, что соловей без песни.
- Береги землю родимую, как мать любимую.
Работа в группах.
Ребятам дается задание: вспомнить пословицы и поговорки
- 1-я группа - о дружбе,
- 2-я группа - о природе,
- 3-я группа - о уме.
Чтение пословиц и поговорок учащимися.
Также отличаются своим произношением и кубанские песни. Вся душа кубанского народа в песнях. Они из далёкого прошлого, от дедов и прадедов донесли до нас то, чем жил народ, во что верил, донесли тревоги и радости. В будни и праздники, в счастье и беде песня всегда была рядом с казаком.
Звучит кубанская песня “Роспрягайтэ, хлопци, конэй”.
Физ. минутка. (Под запись учащиеся делают физ. Минутку.)
Но на Кубани живут не только казаки. Наш край многонационален, и коренными жителями считаются и адыги (черкесы).
Сегодня мы познакомимся с одним из жанров адыгейского народа- это сказка “Добрая девушка”( учебник с. 37).
Чтение сказки (чтение учителем).
- Есть ли похожая сказка у русского народа? (“Морозко”)
- Чем заканчивается сказка? (Пословицей “Тому, кто сделал добро, впереди заготовлено добро”).
- Как вы понимаете эти слова?
- А есть ли русская пословица, похожая на эту? (Доброму везде добро. За добро добром платят.)
Творческое задание учащимся.
Попробуйте дописать эту сказку по началу и концовке. Придумайте, какие испытания могли выпасть на долю доброй девушки, кто и как ей помогал.
Чтение придуманных детьми вариантов отрывка сказки.
III. Закрепление материала.
Кроссворд
1. Изречение, в котором нет законченного суждения.
2. Краткое изречение, которое имеет законченную мысль.
3. Повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение с фантастическим вымыслом.
4. Народная эпическая песня о богатырях.
5. Песенка, сопровождающая игру ребёнка с пальцами, ручками и ножками.
6. Быстрое повторение труднопроизносимых стишков и фраз.
- Какое слово у нас получилось? (Фольклор).
Рефлексия урока.
- Какие чувства и эмоции вызвал у вас урок?
- Как вы думаете, насколько полезен для вас этот урок?
IV. Итог урока.
- Что нового узнали на уроке?
Выставление оценок учащимся за работу на уроке.
V. Дом. задание.
Составьте вопросы для викторины “Сказки народов, живущих на Кубани”.
Литература:
- Сборник “Песни кубанских казаков”. Автор А. Д. Бигдай
- Учебное пособие “Любимый уголок земли”. Автор Н. Я. Паскевич ОИПЦ “Перспективы образования”. Краснодар, 2005
- “Моя Кубань”. Автор Ситдикова Н. В. Издательство БАРО-пресс. Ростов-на-Дону, 2005