Внеклассное мероприятие по географии. Конкурс знатоков географии в 7–8-х классах (проводится в форме попурри-конкурсов разных игр)

Разделы: География


(Проводится в форме попурри – конкурсов разных игр).

Цель: активизировать познавательный интерес учащихся, продолжить формирование умения применять полученные знания при выполнении творческих заданий, навыков коллективной работы, развитие взаимопонимания и чувства ответственности не только за свои знания, но и за знания товарищей, расширить кругозор учащихся.

Участники: ведущий, жюри, по 8 игроков от каждой команды.

Встречаются две команды: “Нептуане” и “Марсиане”.

Ведущий приглашает на сцену команд. Игроки обеих команд одеты в школьную форму, а капитаны – в разных костюмах. Капитан “Нептуан” одет в костюм подводного царя Нептуна (на голове корона, платье – накидка из фольги, в руке трезубец). Капитан “Марсиан” одет в прилегающий костюм, на голове – маска из капроновых чулок с прорезями для глаз и антенны из алюминиевой проволоки и пластилина.

1 Конкурс. Приветствие команд, девиз (из игры “КВН”).

Оценивается в 5 баллов.

Приветствие команды “Марсиане”.

“Мы, воинствующее племя Марсиан, спустились к Вам с большими намерениями: узнать поближе мы желаем океан и странных жителей земной планеты. Пришли мы к вам сразиться словом верным, а в знак большого уважения приносим вам наш Марсианский дар”. Они дарят “Нептуанам” макет летающей тарелки.

Приветствие команды “Нептуане”.

“Мы жители морских глубин, к вам пришли сразиться словом метким, а не копьем острым. Пусть жюри рассудит нас, кто смекалистее: мы жители морских глубин или вы, жильцы другой планеты. В честь великого сраженья примите дар от самого царя Нептуна”. “Нептуане” дарят соперникам макет морской звезды и бусы из жемчуга (бижутерия).

  • Девиз “Нептуан”: “Нам не страшна пучина морская”.
  • Девиз “Марсиан”: “Нету ссоры, нету тины на борту у “Марсиан”.

Жюри проверяет и дает оценку.

2 Конкурс. Геочемпион (из игры “Счастливый случай”).

Оценивается в 1 балл за каждый ответ

Команды в течение 1 мин. называют самые большие географические объекты в мире. Кто назовет большее количество их, тот и наберет больше баллов.

3 Конкурс. Пантомимы и скороговорки.

Оценивается в 5 баллов.

Каждая команда должна показать по 2 номера пантомимы и скороговорки. За более интересное представление одна из команд получает дополнительный балл.

4 Конкурс. Угадай географические термины и названия (из игры “Звездный час”).

Оценивается в 5 баллов.

Участвуют по одному игроку от каждой команды.

На доске слово “Мексиканский”. За 1 мин. нужно придумать слова, начинающиеся на каждую из букв слова.

Например:

  • М-атерик
  • Е-вразия
  • К-анада
  • С-амум
  • И-ндийский
  • К-ерчь
  • А-мазонка
  • Н-амиб
  • С-ахара
  • К-ения
  • И-ртыш
  • Й-орк

Кто быстрее закончит, получает дополнительный балл.

5 Конкурс. “Домашнее задание”.

Оценивается в 5 баллов

.Каждая команда должна сделать газету с рисунком о том, как они себе представляют планету, где живут их соперники. “Марсиане” показывают рисунок с изображением подводного царства. “Нептуане” - загадочный Марс.

Жюри оценивает эти рисунки.

6 Конкурс. “Музыкальная пауза” (из игры “Угадай мелодию”).

Оценивается в 3 балла.

Команды угадывают названия песен по мелодии в течение 1 мин. Выигрывает команда, отгадавшее большее количество песен.

7 Конкурс. “Заморочки из бочонка” (из игры “Счастливый случай”).

Команды по очереди достают из бочонка (мешка) задания (отражение географических объектов в литературном произведении). Команды анализируют имеющиеся подсказки и отгадывают задания, показывают на карте, если это возможно.

Задания.

1.
Коварная, лихая, сумасбродная, родная дочь Байкала – старика,
Ты по тайге течешь меж гор, свободная
Могучая сибирская река.
(Ангара).

2.
Там в зарослях следы бескрылых птиц,
Там кошкам достаются в пищу змеи,
Рождаются зверята из яиц,
И там собаки лаять не умеют,
Деревья сами лезут из коры,
Там кролики страшнее, чем наводнение.
(Австралия).

3.
Неприметен ничем, не широк
По просторам Валдайского края
Еле слышно журчит ручеек,
Меж камнями путь выбирая.
То он моет прибрежный песок
То внезапно в кустах пропадает
И не знает еще ручеек,
Что его впереди ожидает
(Волга).

4.
Есть один полярный остров,
Он внутри, как самовар,
Там из расщелин в скалах острых
Со свистом вплетает пар,
И в тот не сунешься поток,
Водичка словно кипяток.
(О. Исландия).

Жюри подводит итоги и присуждает по 1 баллу за каждое отгаданное задание.

8 Конкурс. “Отгадывание географического объекта по буквам” (из игры “Поле чудес”).

 Нужно дать второе название объекту (первое название имеется на карте), который расположен между двумя огромными материками. Представители команд поочередно называют буквы заданного слова (2 слова), изображенного на доске с помощью черточек (количество черточек соответствует количеству букв в слове). За угаданную букву команда получает одно очко. В игре имеется волчок, большой лист ватмана, круги с разными секторами (сектор +, пропусти ход, пустые сектора, которые дают право ученику назвать свой вариант буквы). Нужно показать отгаданный объект по карте.

Загаданное слово – Геркулесовы столбы (Гибралтарский пролив).

9 Конкурс. “Умники и умницы” (одноименная телеигра).

Имеются три дорожки: красная, желтая, зеленая. Если игрок выбирает красную дорожку – он проходит два этапа и побеждает, но на ней нельзя ошибаться. В случае ошибки он выбывает из игры и становится теоретиком. На желтой дорожке нужно пройти три этапа, здесь допускается одна ошибка и можно перейти в следующий этап, но уже с одним штрафным очком. На зеленой дорожке четыре этапа, допускается две ошибки, но переходят в следующий этап с двумя штрафными очками. Если игроки на дорожках не дают правильного ответа, то отвечают теоретики (другие члены команд) и они получают “Орден умника”.

Вопросы для розыгрыша дорожек ведущий задает обеим командам – кто быстрее поднимет руку и правильно отвечает, того выбирает ведущий.

Задается три вопроса:

1.Самое глубокое озеро мира (Байкал)

2. Животное – символ России (орел).

3. Ветер в пустыне (самум).

Вопросы для прохождения дорожек игроками.

1. Чем примечательны географические объекты: г. Оймякон, о. Ратманов. Каспийское море? (г. Оймякон – полюс холода северного полушария; о. Ратманов – самый восточный остров в России; Каспийское море – самое большое озеро в мире). Показывают эти объекты по карте.

2. Она дважды пересекает экватор и пробивает себе дорогу через болота и джунгли. Что это и где это? Покажите по карте. (р. Конго в Африке)

3.

Обнимая хозяина, вьюсь,
Лезу вверх, высоты не боюсь,
И. с хозяином так обнимаюсь,
Я все выше и выше взбираюсь,
Чтоб гирляндой потом с высоты
ниспадать…
Кто я есть? Попытайся,
знаток, угадать.
(Лиана)

4. Мы часто слышим “безбрежное море”. А существует ли такое море, т. е. море, у которого нет берегов? Какое это море? Найдите на карте. (Это Саргассово море – часть Атлантического океана между Флоридой, Азорскими островами, Бермудскими островами и Вест-Индией, расположенной в кольце течений. Саргассово море получило свое название от скопления плавающих в нем водорослей – саргассов)

5. Громадный остров, покрытый лесами из пальм, фикусов и других растений находится далеко за пределами нашей Родины, но честь изучения страны и быта чернокожих обитателей выпала на долю русского путешественника, который показал всему миру пример высокой человечности по отношению к первобытным народам.

Какой это остров, какому русскому путешественнику принадлежит заслуга изучения и исследования? Покажите по карте. (Остров Новая Гвинея. Жизнь и быт коренных жителей – папуасов - изучены и исследованы в конце 19 века русским путешественником Н.Н.Миклухо-Маклаем)

6. Малоподвижный пушистый зверек живет в Австралии, в основном на деревьях, питается листьями эквалипта. Его еще называют ленивцем. Кто это? (Сумчатый медведь-коала).

7. В Европе есть два больших полуострова: один из них омывается четырьмя морями двух океанов, а другой - пятью морями одного океана. Какие это полуострова? Какими морями и океанами они омываются? Покажите по карте. (Скандинавский и Балканский полуострова: Скандинавский омывается Норвежским и Баренцевым морями Северного Ледовитого океана, Северным и Балтийским морями Атлантического океана. Балканский полуостров омывается Эгейским, Ионическим, Адриатическим, Черным, Мраморным морями Атлантического океана)

8. Какие широты на Земле называются “ревущими”? Покажите эти широты по карте. (40-е широты южного полушария, для которых характерны сильные ветры, частые штормы)

9. Какие широты на Земле называются “конскими”? Покажите по карте. (Области между 30-350с.ш и ю.ш., где очень слабые ветры, частые штили. Это название возникло в период парусного мореплавания, когда из-за недостатка пресной воды выбрасывали за борт лошадей)

10 Конкурс. Совместный конкурс на экологическую тему.

Команды получают по 5 баллов. Команда “Нептуане” просят помощи у планеты “Марс”. Они посылают позывные “SOS” электронными часами. Одновременно капитан произносит слова о помощи: “Я - Нептун. Я своих посылаю сигналов, сигналов бедствия “SOS”. Добирайтесь до самого Марса и зовите на помощь нам” (под фонограмму песни “Я - Земля”).

Затем “Нептуане” (члены команды по очереди) жалобным, просящим голосом рассказывают о своей экологической беде:

а) Я очень сильно загрязнена в результате хозяйственной деятельности землян;

б) В одних местах я превратилась в помойную яму;

в) В других местах во мне отходы, ядовитые захоронения;

г) В третьих местах я покрыто нефтяной пленкой, мне тяжело дышать;

д) Помоги, О, Марс, ты планета более цивилизованная, чем Земля.

Планета Марс отвечает холодным, “металлическим” голосом по слогам: “Я, Марс, мои электронные радиопередатчики получили сигналы “SOS” и спешим помочь Вам. Посылаем лазерные лучи, которые при соприкосновении с морской водой способствуют обезвреживанию вредных и ядовитых веществ, растворению нефтяной пленки, а также лазерные лучи содержат вещества, восстанавливающие способность морской воды к самоочищению”.

Лазерные лучи имитируются игрушечными лазерами.

Жюри подводит итоги и награждает победителей.