Оборудование: Мультимедийный проектор, толковый словарь, словарь синонимов, деревянная матрешка, иллюстрации разных видов матрешек, презентация.
Ход урока:
- Оргмомент.
О чем задумался, Февраль,
Забыв метельные забавы?
Притихла снеговая даль,
Ей слышно: шевелятся травы.
Еще немного – и ручьи
С веселым гомоном прольются,
Вернутся шумные грачи,
Дни соловьиные вернутся. (В. Федотов)
Сретенье – это первый праздник, напоминающий о весне после зимних холодов. Празднуют его 15 февраля, по поверьям наших предков, именно в этот день Зима встречается с Весной.
С этого дня погода могла преподносить самые разные сюрпризы – то сретенские морозы, то сретенские оттепели. Но не только причудами погоды славен праздник. В этот день во многих странах проводили ярмарку.
-А что такое ярмарка? ( После высказываний учащихся, ученик читает определение, заранее найденное в толковом словаре)
Приложение 1 (Слайд 1 “Ярмарка” - определение из толкового словаря.)
- Опишите словами, какой вы представляете ярмарку? Какая?
(Веселая, задорная, смешная, шумная, увлекающая.)
- Сообщение темы и цели урока.
-Тема урока не написана на доске. Вам нужно будет сформулировать ее самостоятельно в конце урока.
- Словарная работа. Повторение.
- На ярмарке представлены изделия народных мастеров.
Приложение 1 (Слайд 2 “ Чем славится земля русская?”)
Приложение1 (Слайд 3 Упражнение 1.)
Прочитайте слова 1 столбика. Какой частью речи они являются? Почему?
Иску…тво
н…родный
К…стюм
ру…кий
Ябл…ко
ар…матный
-Запишите слова столбиком в тетрадь. Подчеркните орфограмму.
-Прочитайте слова, записанные во 2 столбике. Какой частью речи они являются? Почему?
-Составьте сочетания слов сущ. + прил., изменяя окончания.
-Прочитайте первое получившееся словосочетание. (Искусство народное)
-Почему вы изменили прилагательное?
(Прилагательное связано с существительным, имеет род и число существительного)
- Запишите словосочетание с комментированием.
-Задайте от одного слова к другому вопрос.
- Почему вопрос ставится от существительного к прилагательному?
( Аналогично проводится работа с др. словосочетаниями)
Приложение 1 (Слайд 4 - правильный вариант упражнения 1.)
- Новый материал по русскому языку.
Упражнение 2 (устно).
- Подумайте и скажите, чем ещё славится земля русская?
- Если вы затрудняетесь, я вам помогу:
Самовар (какой?) ……………….,
пельмени (какие?) ……………….,
пряники (какие?) ……………….,
сарафан (какой?) ………………..
- Слова какой части речи вы добавили?
- Нужны ли нам в речи имена прилагательные? Зачем?
(Характеризуют, описывают предметы.)
Еще земля русская славится народными художественными промыслами.
– Что такое народные промыслы?
( После высказываний учащихся, ученик читает определение, заранее найденное в толковом словаре)
Приложение 1 (Слайд 5 “ Народные промыслы” - определение из толкового словаря.)
- Изделия народных промыслов в большом ассортименте всегда представлены на ярмарках.
Мастера из поколение в поколение передавали все тонкости изготовления изделия.
Существовали целые деревни кружевниц, вязальщиц, мастеров глиняных игрушек. Да и сейчас существуют.
Приложение 1 (Слайд 6 Упражнение 3.)
Прочитайте сочетания слов.
Кружево из Вологды,
поднос из Жостово,
игрушка из Дымково,
платок из Павлово – Посада.
- Измените сочетания слов так, чтобы появились имена прилагательные во множественном числе.
Например: самовар из Тулы – тульские самовары.
- Спишите словосочетания, обозначьте число прилагательных.
(Запись с комментированием.)
После записи каждого словосочетания на экране появляется правильный ответ. Проверка с доски.
Приложение 1 (Слайд 7 Иллюстрации к упражнению 3.)
5. Новый материал по предмету синтез искусств.
Чтобы правильно воспринимать явления жизни и искусства мы должны в единичном видеть общее. Например: мы видим берёзу или иву – и понимаем, что это дерево. Так и мастера в своём творчестве обобщают впечатления, создавая декоративные орнаменты и узоры.
Приложение 1 (Слайд 8 Изображены разные виды орнаментов. ) Работа проводится устно.
- Вспомните, когда мастер начинает работу над произведением, что возникает у него сначала: замысел или прообраз?
(Первоначально возникает замысел. Для художника он не всегда представляется отчётливо.
Иногда художник долго ищет тот прообраз, с помощью которого можно создать образ, т.е. то обобщённое изображение, по которому все сразу поймут его замысел.)
- Что объединяет эти рисунки?
(Изображены цветы.)
- Чем эти рисунки отличаются?
(Разной техникой исполнения и разным цветом.)
- Добавьте к общему названию отличительный признак, чтобы отразить неповторимый орнамент. Например: гжельская роспись – синие цветы.
(Павло – посадские платки – весёлые цветы, хохломская роспись – желтые цветы, жостовская роспись – разноцветные цветы.)
- Какие слова добавили, когда искали отличительный признак? Какой частью речи они являются?
- Нужны ли нам в речи имена прилагательные? Зачем?
(Помогают найти отличительный признак, передать точность мысли.)
- Закрепление материала по русскому языку.
- Ёще есть изделие, которое прославило землю русскую и является символом России.
Отгадайте.
Загадка:
Ростом разные подружки,
Не похожи друг на дружку,
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка. (Матрёшка.)
Показ изделия.
- Физкультминутка.
Дружные матрешки.
Хлопают в ладошки
Дружные матрешки.
(Хлопок в ладоши перед собой – 2 раза.)
На ногах сапожки,
Топают матрешки.
(Правую ногу вперед на пятку, левую ногу вперед на пятку, руки на пояс, затем в исходное положение.)
Влево, вправо наклонись,
(Наклоны влево – вправо)
Всем знакомым поклонись.
(Наклон головы вперед с поворотами туловища вправо – влево.)
Девчонки озорные,
(Наклоны головы влево, вправо)
Матрешки расписные
(Наклон вперед, руки в стороны.)
В сарафанах ваших пестрых
Вы похожи, словно сестры.
(Повороты туловища направо – налево, руки к плечам, повторить повороты туловища еще раз.)
Ладушки, ладушки,
Веселые матрешки.
(Хлопок в ладоши перед собой – 2 раза.)
Приложение 1 (Слайд 9 Упражнение 4 . Текст “Русская матрешка”.)
Текст записан без прилагательных. Даны слова для справок.
Прочитайте текст.
- Вам нравится этот текст?
- Слов какой части речи в нем не хватает?
- Догадайтесь, какие прилагательные нужно вставить?
- Какую роль играют прилагательные в этом тексте?
(Украшают текст, насыщают подробностями. Делают текст ярче, богаче, полнее.)
- Какой тип текста не может обойтись без прилагательных?
(Текст – описание.)
- Какие орфограммы пропущены, объясните их правописание. Спишите текст.
Приложение 1 (Слайд 10 Правильный вариант текста “Русская матрешка”.)
Проверка с доски.
- Обобщение.
Приложение 1 (Слайд 11 Упражнение 5 “Пословицы”.)
7.1 Прочитайте пословицы.
- Подумайте, и скажите какая пословица подходит к теме нашего урока? Объясните свой выбор?
Делу – время, а потехе час.
(Всю зиму трудятся, а потом веселятся на ярмарке.)
Маленькое дело лучше большого безделья.
(Изготовление этих маленьких поделок помогало скоротать долгие зимние вечера, не позволяя бездельничать.)
Где хотенье, там и уменье.
(Если у человека есть желание заниматься каким – то делом, то у него обязательно все получится.)
Запишите пословицы в тетрадь, вставьте пропущенные буквы. Объясните их правописание.
7.2. Показ иллюстраций разных видов матрешек.
- Рассмотрите иллюстрации.
- Что на них изображено?
- В чем заключается единство этого множества?
(Изображены деревянные куклы – матрешки.)
- Но каждая из них уникальна, как вы думаете чем?
(Разная техника росписи: завитушки, предметы в руках.)
Вывод:
- Как проявляется обобщение в искусстве?
(Обобщение в искусстве проявляется в общем образе.)
- А как проявляется неповторимость, единичность?
(Неповторимость поделок проявляется в различных деталях, особенностях росписи.)
- Какова была тема урока по курсу “Прекрасное рядом с тобой”?
7.3. - Какова же была тема нашего урока по русскому языку?
- С какой частью речи чаще встречались, работали?
(С именем прилагательным)
- Что сегодня узнали об имени прилагательном?
- Итог.
- Что ещё нового вы узнали на уроке?
- Если вы хорошо сегодня работали на уроке, поаплодируйте себе.