Интегрированный урок по русскому языку и курсу "Синтез искусств" в 3-м классе.Тема: "Роль имен прилагательных. Единство множества"

Разделы: Начальная школа


Оборудование: Мультимедийный проектор, толковый словарь, словарь синонимов, деревянная матрешка, иллюстрации разных видов матрешек, презентация.

Ход урока:

  1. Оргмомент.
  2. О чем задумался, Февраль,
    Забыв метельные забавы?
    Притихла снеговая даль,
    Ей слышно: шевелятся травы.
    Еще немного – и ручьи
    С веселым гомоном прольются,
    Вернутся шумные грачи,
    Дни соловьиные вернутся. (В. Федотов)

Сретенье – это первый праздник, напоминающий о весне после зимних холодов. Празднуют его 15 февраля, по поверьям наших предков, именно в этот день Зима встречается с Весной.

С этого дня погода могла преподносить самые разные сюрпризы – то сретенские морозы, то сретенские оттепели. Но не только причудами погоды славен праздник. В этот день во многих странах проводили ярмарку.

-А что такое ярмарка? ( После высказываний учащихся, ученик читает определение, заранее найденное в толковом словаре)

Приложение 1 (Слайд 1 “Ярмарка” - определение из толкового словаря.)

- Опишите словами, какой вы представляете ярмарку? Какая?

(Веселая, задорная, смешная, шумная, увлекающая.)

  1. Сообщение темы и цели урока.

-Тема урока не написана на доске. Вам нужно будет сформулировать ее самостоятельно в конце урока.

  1. Словарная работа. Повторение.

- На ярмарке представлены изделия народных мастеров.

Приложение 1 (Слайд 2 “ Чем славится земля русская?”)

Приложение1 (Слайд 3 Упражнение 1.)

Прочитайте слова 1 столбика. Какой частью речи они являются? Почему?

Иску…тво

н…родный

К…стюм

ру…кий

Ябл…ко

ар…матный

-Запишите слова столбиком в тетрадь. Подчеркните орфограмму.

-Прочитайте слова, записанные во 2 столбике. Какой частью речи они являются? Почему?

-Составьте сочетания слов сущ. + прил., изменяя окончания.

-Прочитайте первое получившееся словосочетание. (Искусство народное)

-Почему вы изменили прилагательное?

(Прилагательное связано с существительным, имеет род и число существительного)

- Запишите словосочетание с комментированием.

-Задайте от одного слова к другому вопрос.

- Почему вопрос ставится от существительного к прилагательному?

( Аналогично проводится работа с др. словосочетаниями)

Приложение 1 (Слайд 4 - правильный вариант упражнения 1.)

  1. Новый материал по русскому языку.

Упражнение 2 (устно).

- Подумайте и скажите, чем ещё славится земля русская?

- Если вы затрудняетесь, я вам помогу:

Самовар (какой?) ……………….,

пельмени (какие?) ……………….,

пряники (какие?) ……………….,

сарафан (какой?) ………………..

- Слова какой части речи вы добавили?

- Нужны ли нам в речи имена прилагательные? Зачем?

(Характеризуют, описывают предметы.)

Еще земля русская славится народными художественными промыслами.

– Что такое народные промыслы?

( После высказываний учащихся, ученик читает определение, заранее найденное в толковом словаре)

Приложение 1 (Слайд 5 “ Народные промыслы” - определение из толкового словаря.)

- Изделия народных промыслов в большом ассортименте всегда представлены на ярмарках.

Мастера из поколение в поколение передавали все тонкости изготовления изделия.

Существовали целые деревни кружевниц, вязальщиц, мастеров глиняных игрушек. Да и сейчас существуют.

Приложение 1  (Слайд 6 Упражнение 3.)

Прочитайте сочетания слов.

Кружево из Вологды,

поднос из Жостово,

игрушка из Дымково,

платок из Павлово – Посада.

- Измените сочетания слов так, чтобы появились имена прилагательные во множественном числе.

Например: самовар из Тулы – тульские самовары.

- Спишите словосочетания, обозначьте число прилагательных.

(Запись с комментированием.)

После записи каждого словосочетания на экране появляется правильный ответ. Проверка с доски.

Приложение 1  (Слайд 7 Иллюстрации к упражнению 3.)

5. Новый материал по предмету синтез искусств.

Чтобы правильно воспринимать явления жизни и искусства мы должны в единичном видеть общее. Например: мы видим берёзу или иву – и понимаем, что это дерево. Так и мастера в своём творчестве обобщают впечатления, создавая декоративные орнаменты и узоры.

Приложение 1  (Слайд 8 Изображены разные виды орнаментов. ) Работа проводится устно.

- Вспомните, когда мастер начинает работу над произведением, что возникает у него сначала: замысел или прообраз?

(Первоначально возникает замысел. Для художника он не всегда представляется отчётливо.

Иногда художник долго ищет тот прообраз, с помощью которого можно создать образ, т.е. то обобщённое изображение, по которому все сразу поймут его замысел.)

- Что объединяет эти рисунки?

(Изображены цветы.)

- Чем эти рисунки отличаются?

(Разной техникой исполнения и разным цветом.)

- Добавьте к общему названию отличительный признак, чтобы отразить неповторимый орнамент. Например: гжельская роспись – синие цветы.

(Павло – посадские платки – весёлые цветы, хохломская роспись – желтые цветы, жостовская роспись – разноцветные цветы.)

- Какие слова добавили, когда искали отличительный признак? Какой частью речи они являются?

- Нужны ли нам в речи имена прилагательные? Зачем?

(Помогают найти отличительный признак, передать точность мысли.)

  1. Закрепление материала по русскому языку.

- Ёще есть изделие, которое прославило землю русскую и является символом России.

Отгадайте.

Загадка:

Ростом разные подружки,
Не похожи друг на дружку,
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка. (Матрёшка.)

Показ изделия.

  1. Физкультминутка.

    Дружные матрешки.
    Хлопают в ладошки
    Дружные матрешки.
    (Хлопок в ладоши перед собой – 2 раза.)
    На ногах сапожки,
    Топают матрешки.
    (Правую ногу вперед на пятку, левую ногу вперед на пятку, руки на пояс, затем в исходное положение.)
    Влево, вправо наклонись,
    (Наклоны влево – вправо)
    Всем знакомым поклонись.
    (Наклон головы вперед с поворотами туловища вправо – влево.)
    Девчонки озорные,
    (Наклоны головы влево, вправо)
    Матрешки расписные
    (Наклон вперед, руки в стороны.)
    В сарафанах ваших пестрых
    Вы похожи, словно сестры.
    (Повороты туловища направо – налево, руки к плечам, повторить повороты туловища еще раз.)
    Ладушки, ладушки,
    Веселые матрешки.
    (Хлопок в ладоши перед собой – 2 раза.)

Приложение 1  (Слайд 9 Упражнение 4 . Текст “Русская матрешка”.)

Текст записан без прилагательных. Даны слова для справок.

Прочитайте текст.

- Вам нравится этот текст?

- Слов какой части речи в нем не хватает?

- Догадайтесь, какие прилагательные нужно вставить?

- Какую роль играют прилагательные в этом тексте?

(Украшают текст, насыщают подробностями. Делают текст ярче, богаче, полнее.)

- Какой тип текста не может обойтись без прилагательных?

(Текст – описание.)

- Какие орфограммы пропущены, объясните их правописание. Спишите текст.

Приложение 1  (Слайд 10 Правильный вариант текста “Русская матрешка”.)

Проверка с доски.

  1. Обобщение.

Приложение 1  (Слайд 11 Упражнение 5 “Пословицы”.)

7.1 Прочитайте пословицы.

- Подумайте, и скажите какая пословица подходит к теме нашего урока? Объясните свой выбор?

Делу – время, а потехе час.

(Всю зиму трудятся, а потом веселятся на ярмарке.)

Маленькое дело лучше большого безделья.

(Изготовление этих маленьких поделок помогало скоротать долгие зимние вечера, не позволяя бездельничать.)

Где хотенье, там и уменье.

(Если у человека есть желание заниматься каким – то делом, то у него обязательно все получится.)

Запишите пословицы в тетрадь, вставьте пропущенные буквы. Объясните их правописание.

7.2. Показ иллюстраций разных видов матрешек.

- Рассмотрите иллюстрации.

- Что на них изображено?

- В чем заключается единство этого множества?

(Изображены деревянные куклы – матрешки.)

- Но каждая из них уникальна, как вы думаете чем?

(Разная техника росписи: завитушки, предметы в руках.)

Вывод:

- Как проявляется обобщение в искусстве?

(Обобщение в искусстве проявляется в общем образе.)

- А как проявляется неповторимость, единичность?

(Неповторимость поделок проявляется в различных деталях, особенностях росписи.)

- Какова была тема урока по курсу “Прекрасное рядом с тобой”?

7.3. - Какова же была тема нашего урока по русскому языку?

- С какой частью речи чаще встречались, работали?

(С именем прилагательным)

- Что сегодня узнали об имени прилагательном?

  1. Итог.

- Что ещё нового вы узнали на уроке?

  1. Рефлексия.

- Если вы хорошо сегодня работали на уроке, поаплодируйте себе.