Общественный смотр знаний в 6-м классе по теме "Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел; координаты точек на координатной прямой и координаты точек плоскости"

Разделы: Математика


Цель смотра: закрепить у обучающихся знания и практические умения по данной теме, стимулировать их познавательную деятельность, научить отвечать в незнакомой аудитории (приглашены родители, учителя, ученики 8-9 классов).

Дидактическая задача: систематизация знаний по теме, умение пользоваться понятиями “модуль числа”, “знак числа”, “координаты точек на прямой и на плоскости”.

Воспитательная задача: повышение познавательной активности обучающихся, их ответственности за свои знания и знания одноклассников.

Оборудование: в классе 5 ученических досок (3 доски с координатной сеткой), модель числовой прямой, набор букв и цифр с магнитным креплением, индивидуальные карточки-задания для устной и письменной работы, плакаты-задания для математического диктанта, игры “Поле чудес”

Подготовка к смотру велась в течение двух недель. Заранее подготовлена программа к смотру – вопросы и задачи, указаны параграфы и номера задач в учебнике.

В классе образовано 2 группы по 6 человек в каждой. Подготовка велась во внеурочное время по группам и индивидуально под руководством консультантов, учеников 9 класса. Учитель работал с консультантами, давал им практические советы по проверке знаний учащихся и на что обращать особое внимание.

В процессе подготовки учитель выявлял пробелы в знаниях обучающихся, используя тетради консультантов. Он заботился о том, чтобы между консультантами и учениками сохранялись доброжелательные отношения. Учитель и сам оказывал помощь ученикам. За день до смотра учитель ответил на наиболее сложные вопросы предстоящего смотра. В состав жюри вошли 6 человек (ученики 8-9 классов и 2 учителя).

Ход урока

I этап. Организационный момент (1 мин.)Урок начинается с вступительных слов учителя:

  • Сегодня мы проводим общественный смотр знаний. Проверим, чему вы научились по данной теме. Члены жюри, будьте, пожалуйста, доброжелательными, а вы, ребята, смелее. Знания ведь не только надо иметь, но и надо уметь ими пользоваться и уметь их показывать.

II этап. Устный счет (7 мин.).

Девиз: “Поспешишь – людей насмешишь”.

  1. Найдите модуль у чисел: -5, 11, 0.
  2. Найдите отрицательное число, имеющее модуль 15 и 13,5.
  3. Сравните числа – 15 и 1; - 240 и 0; - 154 и – 3; 0 и 5; 6 и 6,8; - 6 и – 5,9. Дайте объяснение.
  4. Найдите целые числа х такие, что – 4< х < 2.
  5. Решите уравнения и покажите их решение на числовой прямой:

| х | = 3; | х | = 0; | х | = 4. (Уравнения записаны на доске).

  1. Что больше:

| -40 | или | -10 |; | -0,2 | или |0,1 |; | 5 | или | -5 |.

  1. Укажите примеры, в которых слагаемые имеют:
  2. а) одинаковые знаки;

    в) разные знаки.

    1)–26 +(-14);

    2) –25+17;

    3) – 25+163;

    4) – 32 + (-28);

    5) 107 + (-107);

    6) 0 +(-3);

    7) 0+0.

В каких из примеров только по виду записи можно определить знак суммы? Сделайте это.

  1. Найдите значение выражения:

| -28 | +| - 638 | х | 0 | ; | -27 | - | 12 | х | -2 |.

III этап. Математический диктант (7 мин.).

Вопросы для диктанта подготовлены на переносных досках. Листочки с ответами на вопросы диктанта собирают помощники жюри и передают членам жюри.

  1. Записать выражение и найти его значение:
  • сумма числа 8 и числа, противоположного 7;
  • сумма чисел, противоположных – 5 и –4;
  • разность чисел, противоположных 9 и –6;
  • разность чисел, противоположных – 15 и –12.
  1. Для каждого уравнения выберите его корень и запишите число, которое получилось:
  2. а) х= -10+47;

    б) –х= 0+(- 5);

    в) – х = 12+(-4);

    1) 5;

    2) – 8;

    3) 37.

  3. Постройте треугольник, координаты вершин которых записаны на переносной доске.

Треугольник АВС: А(-6;4), В (0;6),

Треугольник КDM: К(6;0), С (5;-3). D(-4;5), М(3;-5).

IV этап. Проверка диктанта (3 мин. ).

Проверка диктанта проводится опросом учащихся с места: заново читается вопрос диктанта, а желающий с места дает подробное объяснение.

V. Письменная работа (I группа)- 7 мин.

Каждому ученику дана карточка-задание. Один ученик работает на обратной стороне доски.

  1. Выполните действия:

- 4 +4;

- 2 –(-4);

- 2 +3;

- 4 – 2;

- 4 +3,9;

| - 6| + | - 15| ;

  1. Найдите сумму:

- 40 + 23,5 + (- 0,5)+40+(-3)

  1. Назовите множество целых решений неравенства:

| х | < 3

  1. Решите уравнения:

| х | = 2, | у | = - 4

VI.Устные упражнения (прослушивание ответов II группы (6 карточек – заданий для устного опроса) – 7 мин.

VII. Письменная работа (II группа) – 7 мин.

Каждому ученику дана карточка-задание. Один ученик работает на обратной стороне доски.

  1. Выполните действия:

-7 + 7;

- 3 – (-5);

- 4 + 5;

- 5 – 3;

- 5 + 4,9;

| - 14| + | - 9|.

  1. Найдите сумму:

25+(-4)+24,5 +(-25)+(-0,5)

  1. Назовите множество целых решений неравенства:

| х | < 2

  1. Решите уравнения:

| у | = 5, | х | = - 10

VIII.Устные упражнения (прослушивание ответов I группы. (карточки-задания для устного ответа)- 7 мин.

IX. Проверка письменной работы I и II групп (5 мин.).

(Используются решения учеников-представителей групп на обратной стороне доски).

X. Игра “Поле чудес”(5 мин.).

Выигрывает тот, кто не только отгадает слово, но и расскажет о его использовании.

Во время игры работает жюри (5 мин.) – выставление оценок в зачетный лист.

     

с

 

        с

 

    с    

 

  о        

 

      р       а   а

 

  а         я   и  

 

  а     а     е     е

Ответы: плюс, минус, число, модуль, координата, расстояние, направление.

Последний этап. Подведение итогов.

Жюри объявляет оценки, зрители высказывают свои мнения, учитель благодарит всех участников урока, называет фамилии учащихся, которые своей работой заслужили особое поощрение, и тех, которые допустили серьезные ошибки в ответах, благодарит консультантов за их большую и очень полезную работу в период подготовки к смотру и желает дальнейших успехов в изучении математики.

5 и 6 этапы, 7 и 8 этапы, 10 и 11 этапы идут параллельно.

Продолжительность урока – 45 минут.

Вопросы для подготовки к уроку-смотру

Девиз: “Усердие – мать удачи”.

1. Что такое координатная прямая?

2. Где на координатной прямой располагаются отрицательные числа и где положительные?

а) в какую сторону от нуля располагаются положительные числа, когда координатная прямая горизонтальна; вертикальна?

б) в какую сторону от нуля располагаются на тех же прямых отрицательные числа?

3. Какие два числа называются противоположными? Какое число противоположно самому себе?

4. Чем отличаются противоположные друг другу числа? Сколько противоположных чисел имеет данное число? Какое число противоположно числу ноль?

5. Какие числа называются целыми?

6. Что называется модулем числа?

7. Чему равен модуль положительного числа, отрицательного числа? Чему равен модуль нуля?

8. Как располагаются на координатной прямой точки, изображающие не равные числа с равными модулями?

а) известно, что | а | = 13. Чему равен модуль | -а | ?

б) известно, что | -в | = 5,7. Чему равен модуль | в | ?

9. Как сравнивать два отрицательных числа?

10. Как сравнивать два числа с разными знаками?

11. Каким будет число - а, если а положительно; отрицательно; равно 0?

12. Заполните пустые клетки в таблице:

а

3

-5,6

   

0,25

0

2,5

   

   

-7,2

13,6

     

-12

0

13. Что такое система координат и что такое координатная плоскость?

14. Сколькими числами определяется положение точки на координатной плоскости? Как называются эти числа?

15. Чему равна сумма противоположных чисел?

16. Увеличивается или уменьшается число от прибавления к нему положительного числа; отрицательного числа?

17. Какое число надо прибавить к данному числу, чтобы оно не изменилось?

18. Как сложить два отрицательных числа; два числа с разными знаками?

19. Сформулируйте правило вычитания чисел. Чему равна разность чисел 0 и а? Приведите примеры.

20. В каких случаях разность двух чисел отрицательна, положительна?

21. Как найти длину отрезка координатной прямой, если даны координаты его концов?

22. Сформулируйте правило раскрытие скобок, перед которыми стоит знак “плюс”?

23. Сформулируйте правило раскрытие скобок, перед которыми стоит знак “минус”?

24. Какое число будет противоположно модулю числа -32?

25. Рассмотрите рисунок и назовите координату точек:

26. Решите уравнение:

а) – х = 7,29;

б) – у = - 5/6;

в) - (-а) = 0,9;

г) - (-с) = 3 5/9.

27. Найдите модуль числа:

а) 35;

б) – 13,6;

в) – 13/7;

г) 10 1/2;

д) 0.

28. Сформулируйте определение противоположных чисел, используя слово “модуль”.

29. Вычислите:

а) | 5| · | -8 |;

б) | -72 | : 8;

в) | 7 | + | -9 |;

г) |-3,3| · |-10|;

д) | 5/3 | · | -3/5|;

е) | -4/8| : | -4 |;

ж) |- 11| : | 15|;

з) | 12 | - | -9 |;

и) | -З 5/11| - | -5/11|.

30. Решите уравнение:

| х | = 0;

| х - 6 | = 0;

| 3 · х – 2,4| = 0.

31. Вычислите:

6,3 + - 3,7 + 2,6;

(-9,2) + 5,4 + (-3,6);

1,7 + (-2,6) + (-1,7) + 2,6;

(-4,9) + 5,5 + 4,9 + (-5,5);

8,2 + (-2,9) + 1,24

1,8 + (-6,2) + (-4,1) + (-1,8) + 6,2

32. Задача. Шмели выдерживают температуру до -7,8? , осы – выше этой, а пчелы – ниже этой на 1,4? . Какую температуру выдерживают пчелы и осы?

33. Верно ли, что:

а) - а всегда есть отрицательное число?

б) а = - а, если а не равно 0; (?)

в) противоположное число всегда меньше самого числа? Примеры.

34. Возможно ли, что:

а) а больше -а?

б) сумма двух чисел меньше разности этих чисел?

г) модуль первого числа больше модуля второго числа, но первое число меньше второго?

35. Повторить П.24-П.34

Карточки-задания для устного опроса

№1

  1. Какие числа называются целыми, привести примеры.
  2. Сформулируйте правило сложения чисел с разными знаками

№ 2

  1. Сформулируйте правило сложения двух отрицательных чисел, приведите примеры.
  2. Сколькими числами определяется положение точки на координатной плоскости. Как называются эти числа?

№3

  1. Какое число надо прибавить к данному числу, чтобы оно не изменилось?
  2. Как сравнить два отрицательных числа? Приведите примеры.

№4

  1. Сформулируйте правило сложения двух чисел с разными знаками.
  2. Что такое координатная прямая?.

№5

  1. Сформулируйте правило раскрытия скобок, перед которыми стоит знак “плюс”.
  2. Чему равен модуль положительного числа, отрицательного числа? Чему равен модуль числа? Примеры.

№6

  1. Сформулируйте правило раскрытия скобок, перед которыми стоит знак “минус”.
  2. Чему равна сумма противоположных чисел? Примеры.

№7

  1. Как сравнить два числа с разными знаками?
  2. Как найти длину отрезка координатной прямой, если даны координаты его концов. Примеры.

№8

  1. Что называется модулем числа?
  2. Сформулировать правило вычитания чисел. Примеры.

№9

  1. Что такое система координат и что такое координатная плоскость?
  2. В каких случаях разность двух чисел отрицательна, положительна? Примеры.

№10

  1. Увеличивается или уменьшается число от прибавления к нему положительного числа; отрицательного числа? Примеры.
  2. Чему равна сумма противоположных чисел? Примеры.

№11

  1. Верно ли, что: противоположное число всегда меньше самого числа? Пример.
  2. Сформулируйте определение противоположных чисел, используя слово “модуль”.

№12

  1. Верно ли, что: в=-в, если в не равно 0?
  2. Возможно ли, что модуль первого числа больше модуля второго числа, но первое число меньше второго? Примеры.

Зачетный лист

члена жюри на общественном смотре знаний по математике в 6 классе по теме: “Сложение и вычитание положительных, отрицательных чисел, координаты точек на плоскости”.

Список учащихся

Виды работ

Устный

опрос

Карточка-задание

Диктант

Вопрос

жюри

Примечания

Общий итог