Сложение и вычитание десятичных дробей

Разделы: Математика


Цель урока:

  1. Научить учеников складывать и вычитать десятичные дроби.
  2. Убедить учеников в практической значимости теории десятичных дробей.
  3. Продолжить развитие математической речи учащихся и умение использовать мультимедийное оборудование.

Подготовка к уроку.

Трем наиболее подготовленным ученикам было заранее дано задание самостоятельно изучить данную тему. Затем с помощью учителя был подготовлен урок – презентация "Сложение и вычитание десятичных дробей" (смотрите диск с записью этого урока), который под руководством учителя провели с использованием мультимедийного оборудования эти ученики.

После изучения темы " Сложение и вычитание десятичных дробей " для желающих учеников подготовлена индивидуальная самостоятельная работа, которая выполняется за монитором компьютера. Эта работа позволяет глубже изучить и понять действия сложения и вычитания с десятичными дробями.

План урока.

  1. Организационный момент. Сообщить тему урока, сформулировать цель урока.
  2. Актуализация знаний учащихся. Повторение темы "Сложение и вычитание обыкновенных дробей". Опрос учащихся
  3. Объяснение темы.
  4. Самостоятельная работа с последующей проверкой.
  5. Домашнее задание.

Ход урока.

1. Слово учителя.

Мы продолжаем изучение темы "Десятичные дроби". Позади знакомство с десятичными дробями, сравнение десятичных дробей. В науке и промышленности, в сельском хозяйстве при расчетах десятичные дроби используют значительно чаще, чем обыкновенные. Это связано с простотой правил вычислений с десятичными дробями, похожестью их на правила действий с натуральными числами.

Сегодня мы научимся складывать и вычитать десятичные дроби.

Но сначала повторим действия сложения и вычитания с обыкновенными дробями, которые и помогут понять действия с десятичными дробями.

2.На экране появляются один за другим слайды, позволяющие повторить ранее изученные правила сложения и вычитания обыкновенных дробей. Их озвучивают ученики, которые проводят этот урок. Учитель после каждого слайда подводит итог.

Слайд №1

Выполнить действия с обыкновенными дробями.

=

+=

=

=

С помощью анимационной настройки правильные ответы появляются на экране.

3.Умея складывать и вычитать обыкновенные дроби, вы без труда сможете проделать тоже самое с десятичными дробями, предварительно записав их в виде обыкновенных дробей.

Слайд №2.

Запишите десятичную дробь в виде обыкновенной дроби и выполните действия. Результат запишите в виде десятичной дроби.

0,7 + 0,2 =

1,32 + 8,64 =

7,019 + 12,342 =

Подчеркнутое решение появится на экране после того, как ученики записали свое решение в тетрадях.

4.Слово учителя: легко различить, что сложение здесь выполняется поразрядно, начиная с младшего разряда ( демонстрируется слайд №3).

Слайд № 3

Сотые доли складываются с сотыми, десятые доли – с десятыми, единицы – с единицами, десятки – с десятками.

Например:

12,34
+45,65
57,99

5. Слайд №4

Удобно складывать десятичные дроби “столбиком”

1,32
+ 8,64
9,96

7,019
+ 12,342
19,361

15,7
+ 3,2
18,9

15,732
+ 13,546
29,278

6.Слово учителя: заметьте, что в данных примерах количество цифр после запятой одинаково. А как сложить десятичные дроби с разным числом знаков после запятой?

После ответов учеников демонстрируется правильный ответ.

Слайд № 5

К дроби с меньшим числом знаков после запятой приписывают нули, а затем складывают.

Например:

3,75 + 2,1463 = 3,7500 + 2,1463 = 5,8963

С помощью анимационной настройки появляется подчеркнутое решение.

7.Слово учителя: вычитание – действие обратное сложению, значит, вычитание можно тоже выполнять поразрядно, начиная с младших разрядов.

Например:

87,683
41,262
46,421

3,700
1,814
1,886

8.Затем разбирается алгоритм сложения (вычитания) десятичных дробей, после чего демонстрируется

Слайд №6.

Итак, чтобы сложить (вычесть) десятичные дроби нужно уровнять количество знаков после запятой. Записать их друг под другом так, чтобы запятая оказалась под запятой; выполнить сложение (вычитание) не обращая внимания на запятую; поставить в ответе запятую под запятой в данных дробях.

Например:

3,799 3,799

+ 2,651 2,651

6,351 1,049

9.Самостоятельная работа с последующей проверкой.

Слайд № 7

1) 395,486

    +4,58

   2) 18,01

       2,09 

   3) 7,6

         + 908,67

4) 0,54

   + 24,1789

5) 15

   +1,12

6) 3

  +0,07

Отвечает тот из учеников, чья фотография появится на экране и после ответа с помощью анимационной настройки демонстрируется правильное решение.

10.Подводится итог урока и записывается домашнее задание.

11.Дополнение. Для желающих учеников подготовлена индивидуальная самостоятельная работа, которая выполняется за монитором компьютера. Эта работа позволяет глубже изучить и понять действия сложения и вычитания с десятичными дробями.

Слайд № 8

Уравняйте количество знаков после запятой в компонентах действия и выполните вычисление.

а) 4,125
+ 0,39
ответ

б) 12,04
+ 7,9632
ответ

в) 1,14
+ 0,215
ответ

Есть ли сумма, равная 1?

0,9 + 0,01 = ответ

0,111 + 0,789 = ответ

0,999 + 0,001 = ответ

0,1 + 0,99 = ответ

Заполните таблицу.

Дроби

Дополнение дроби

до 1

до 10

до 100

0,7      
0,04      
0,028      

Проверьте вычитание сложением и отметьте правильный ответ.

а) 70,8 – 9,46 = 61,44

б) 23,27 – 9,4 =14,87

в) 10 – 2,873 = 7,127

Заполните таблицу.

а

2,8

2,3

3,9

5

в

1,5

     
а + в  

4

5,2

 
а - в      

0,7

Исправьте ответ, поставив в нужном месте запятую:

а) 31,27 + 9,035 = 4 0 3 0 5

б) 60,4 – 57,521 = 2 8 7 9

Не выполняя вычислений, сравните числа, поставив знак < или >

а) 0,47 + 0,38 + 0,301 1

б) 12 – 6,047 6

в) 2,5 – 1,492 2,5 – 1,402

г) 14,95 – 3,75 15,95 – 3,57

Подберите неизвестные слагаемые так, чтобы неравенство было верным. Предложите 2 варианта решения.

А) 1,3 + 0,7 + 0,5 + + 0,6 + = 10

Б) 2,8 + + 1,03 + + 3,04 + = 10

Задача – исследование. Вставьте пропущенные цифры:

8, 6 8
+   , 4 2
2 8 , 3 70 1

1 4 , 5 9
-  5, 8
7, 9 8