Задачи:
1. Побудить старшеклассников к осознанию причин и последствий употребления нецензурных выражений.
2. Способствовать формированию критического отношения к сквернословию.
Ход занятия
- Сегодня мы будем говорить о чистоте языка. Предлагаю Вам поработать в микрогруппах. (деление участников на 5 микрогрупп).
- Взгляните на доску, прочитайте эпиграф к занятию:
“Слово принадлежит наполовину тому, кто говорит, и наполовину тому, кто слушает” (М. Монтень)
Обсудите в группах его смысл и представьте результат обсуждения (3-5 минут).
Спасибо всем за высказанные версии.
- Слова - хорошие возбудители, стимулирующие наше воображение. Мы, люди, чувствуем, что слова - это нечто большее, чем просто следующие друг за другом звуки, слоги, буквы.
О слове, написанном, услышанном, произнесенном вслух или про себя, на протяжении многих веков, от античности до наших дней, размышляли люди.
Наше слово - русское, потому что мы общаемся на русском языке. О богатстве русского языка можно судить по толковым словарям. Словарь современного литературного русского языка Академии наук состоит из 17 томов, в них насчитывается 120 тысяч 480 слов. Если мы обратимся к творчеству нашего великого русского поэта А.С.Пушкина, то пушкиноведы подсчитали, что поэтом было использовано 21 тысяча 290 слов, А по социологическим исследованиям словарь современного взрослого человека состоит из 5-8тысяч слов. Какие безграничные возможности есть у современного русского человека для обогащения своего запаса слов.
Слово соединяет людей и в их мыслях, и в их чувствах. И то, и другое может быть как со знаком “+”, так и со знаком “-”. Это люди заметили давным-давно. И отразили в устном народном творчестве: притчах, пословицах.
Я предлагаю вам послушать притчу о мудром Эзопе.
Однажды на пир к богатому и знаменитому купцу пришли гости, кто-то из них сказал хозяину:
Всему городу известно, что у тебя остроумный и находчивый раб. Пошли его на базар, пусть принесет нам самое прекрасное на свете.
Хозяин велел позвать Эзопа.
Ты слышишь, Эзоп. Вот тебе деньги, сходи на базар и купи самое прекрасное, что есть на свете.
Раб уходит и возвращается с подносом, покрытым салфеткой. Ее поднимают, а там лежит язык.
Эзоп, ты же принес язык?
А разве это не самое прекрасное, что есть на свете? Языком мы произносим слова нежности, верности, любви, языком мы провозглашаем мир, языком мы произносим слово “свобода”.
Через некоторое время кто-то подсказывает хозяину:
Пусть твой раб пойдет и принесет самое ужасное, что есть на свете. Вновь Эзоп возвращается с тем же подносом. Под салфеткой лежит язык.
Удивлению гостей нет предела.
Эзоп, ты же опять принес язык?
А разве это не самое ужасное, что есть на свете? Языком мы произносим слова ненависти, языком мы объявляем войну, языком мы произносим слово “раб”.
Задание группам:
- Попробуйте “свернуть” смысл всей притчи или одной ее части до пословицы, крылатой фразы, песенной, стихотворной строки. (5-7 мин.)
(Примерные варианты: язык мой – враг мой, доброе слово и кошке приятно, слово - серебро, молчание- золото и т.д.)
Какие точные слова вы вспомнили о языке! Можно я тоже приму участие?
Знаете, мне кажется, если бы эта притча родилась в наше время, то она могла бы заканчиваться так: “… языком мы произносим слово “раб”, языком мы произносим нецензурные слова”.
- Что такое цензура?
- Что такое нецензурные слова?
Послушайте, что об этом сообщает словарь… (информация из словаря)
Принято считать, что нецензурные выражения в русский язык проникли во времена татаро-монгольского ига. На территорию Древней Руси обрушилась орда необузданных кочевников, которые творили то, что делают обычно завоеватели, причем завоеватели полудикие, с примитивной культурой, с чисто животными инстинктами. Они грабили, убивали, насиловали женщин. Не случайно матерные выражения содержат в себе смысл действия самовольного насильника, который ничем не ограничен в своей первобытной дикости.
Готовясь к встрече с вами, я пролистала книгу В.С. Миловатского “Об экологии слова”. Книга написана верующим человеком и отражает взгляд церкви на эту проблему. Вот, что пишет автор:
“Напрасно юные и совсем уже юные мальчики считают мат признаком силы, мужественности, удали, как говорят “крутости”. Большое зло скрывается в этих бессмысленных, противно-вульгарных “выражениях”, кои и выражают лишь темноту и злобность. Напрасно считают некие ученые и прочие обыватели, что на Руси, так заведено, что ей без “выражений” никак нельзя. Да еще и гордятся, что иностранцы, часто еще не зная русского языка, вовсю матерятся, предпочитая мат другим ругательствам. А в наше время мат проник уже и в художественную литературу, которая решила, что без этого ей не выжить.
Сам по себе мат вне языка ничего не значит. Он лишь паразитирует на языке, который отлично обходится без него: “В войне и мире”, например, есть все, но нет мата, то же и в “Тихом Доне”.
Мертвенность идет от мата и умертвляет окружающее. Дети, вырастающие в такой среде, развиваются ущербными психически, умственно, культурно. Культура в диком поле словесного чертополоха не может нормально развиваться и деградирует.
Сквернословие прежде всего разрушает личность. Теряется оригинальное, выражающееся. Оно настроено на заурядность и стремится всех подогнать под нее, сделать серой массой. Оно лишает мысль полета. Но самое ужасное зло: сквернословие порождает безымянность. Для сквернословов не требуется знать и величать по имени – отчеству. Какое отчество, когда даже имя заменяется кличкой, а то и вовсе человек никак не называется, он уже становится безымянным. Безымянность сродни безликости. Безличное стадо, безликая масса, безликая тьма. И, как имя связанно с ликом, светом, созиданием, так безымянность раздирает ткань бытия, обрекая на погибель. Матерщина насаждает именно безымянность”.
- А что бы вы отнесли к речевой скверне? Составьте список и дайте определение, попробуйте классифицировать этот речевой мусор – выделить допустимые выражения и нецензурные (3-4 мин.)
- Все группы справились с заданием. Я немного дополню:
Нецензурная речь недопустима и ее использование запрещено даже законом – статья 156 Уголовного Кодекса, “Мелкое хулиганство”. Мелкое хулиганство, то есть нецензурная брань в общественных местах и другие подобные действия, нарушающие порядок и спокойствие граждан. Влечет наложение штрафа в размере от 10 до 50 рублей или испытательные работы на срок от 1 до 2 месяцев с удержанием 20-типроцентов заработка, а в случае, если по обстоятельствам дела с учетом личности нарушителя, применение этих мер будет недостаточным – административный арест на срок до 15 суток.
- Задание группам: ответить на вопрос: “Каковы возможные последствия того, что человек использует в речи мат:
- 1 группа – для отношений этого человека с другими людьми;
- 2 группа – для внутреннего самоощущения;
- 3 группа – для отношений с противоположным полом;
- 4 группа – для профессионального авторитета;
- 5 группа – для развития интеллекта?”
Итак, употребление нецензурной речи может привести к отрицательным для личности последствиям: замедляется развитие интеллекта (зачем думать, подбирать слова), нарушаются отношения с окружающими людьми.
Наука предупреждает. В Институте управления Российской академии наук группой ученых, под руководством видного молекулярного биолога П.П.Гаряева, проводятся исследования, позволяющие частично ответить на вопрос: что же происходит сегодня с родом человеческим?
С помощью аппаратуры, разработанной в лаборатории, ученые пришли к выводу: молекулы ДНК воспринимают человеческую речь! И более того, под воздействием человеческой речи эти молекулы — ответственные за наследственность, меняют свою форму и структуру. А это значит, что каждый человек своей речью влияет на собственную жизненную программу!
Оказывается, если человек в своей речи постоянно употребляет мат — бранные слова, несущие разрушительный заряд, — его хромосомы начинают искажаться и деформироваться. Причем до такой степени, что происходит видоизменение молекулы ДНК, и она начинает вырабатывать отрицательную программу, ведущую к самоликвидации, — отсюда все связанные с ней негативные последствия жизни самого человека и его потомства.
С древних времен мудрые люди знали о великом значении слова, и только сейчас наука подтвердила и объяснила нам, почему слова Светлой молитвы, наполненные верой, надеждой и любовью, приносят здоровье и спасение. То есть слово — инструмент обоюдоострый. Человек строит себя, свое будущее, свой генетический аппарат сам. Слово есть результат мышления. То есть: каков мыслитель, таков и результат.
Теперь подумаем: что можно построить из мата? Какие силы и образы мы привлекаем содержанием этих “слов”? Только хаос и разрушение себя и окружающих.
Ученые зафиксировали: бранное слово вызывает мутагенный эффект, аналогичный радиационному излучению мощностью в тысячи рентген!
Наука предупреждает, что каждое слово, сказанное или воспринятое нами, воздействует на нас явно и скрыто, поэтому убережем себя и окружающих от бранных слов, несущих разрушение и смерть.
Пусть наши мысли и слова всегда будут чистыми!
- И, тем не менее, нецензурные выражения употребляют. Накануне нашей встречи мы провели мини-опрос среди старшеклассников нашей школы. Респондентам были заданы следующие вопросы:
1. Пользуетесь ли Вы нецензурными выражениями?
2. При каких условиях?
3. Можно ли использовать в речи нецензурные выражения?
4. Почему люди используют в речи нецензурные выражения?
Ознакомьтесь с результатами анкетирования старшеклассников.
(анализ опроса старшеклассников и обсуждение полученных результатов)
Вопросы группам:
- Что можно сказать о тех, кто употребляет нецензурные выражения для связки слов? Как им преодолеть эту привычку?
- Что можно сказать о тех, кто употребляет нецензурные выражения для убедительности речи? Что им надо развивать? Что этому может помочь?
- Что можно сказать о тех, кто употребляет нецензурные выражения, когда “психуют”?Как научиться “не психовать”? Где этому учат?
- Почему некоторые матерятся, когда выпьют? Означает ли это, что они хорошо воспитаны, коль в трезвом виде не матерятся?
- Чем бы вы объяснили тот факт, что большинство ваших сверстников допускают использование нецензурных выражений в речи? (5-6 мин.)
- Итак, терпимость окружающих способствует засоренности речи матом. Но некоторые все же пытаются одернуть друзей, близких. Одна девушка пишет в газету:
“Никак не могу отучить своего друга от грубых и нецензурных выражений. Он нисколько не стесняется при мне и моих подружках может сказать такое, что становится тошно и мерзко на душе. Как перевоспитать его? Он говорит, что ничего тут зазорного нет, что он просто для связки слов некоторые выражения употребляет. А я не кисейная барышня, подумаешь, дескать, рабочий человек сказал “крепкое словцо”.
- Напишите письмо - ответ этой девушке. (5 мин.)
(можно переформировать группы и попросить написать письма: девушки – девушке, а юноши-юноше.)
Спасибо за содержательные, добрые письма, за работу в группах. Прошу всех сесть в большой круг.
Будем подводить итоги нашего занятия. Я предлагаю вам опустить голову, закрыть глаза. Сейчас я зачитываю утверждения, и, если вы согласны с ними, то поднимите руку.
- Язык мой - друг мой, язык мой – враг мой
- Можно научиться совладению со своими отрицательными переживаниями без мата.
- Речевая культура многим не по плечу.
- Скверные слова мне лично неприятны.
- Мату много лет, спасения от него – нет.
- Каждый может добиться чистоты и уважительности своей речи.
- Можно матом покрывать и при этом уважать.
- Я голосую за красивую, добрую и понятную речь без мата.
- Лучше материться, чем молча злиться.
- Сквернословие можно потерпеть, не замечать.
Спасибо, всем, поднимите голову и откройте глаза. Хотите знать, каково обобщенное мнение нашего класса?
… человек заявили о негативном отношении к мату и своей вере в его исчезновение, остальные пока сомневаются в успешной борьбе со сквернословием.
Может быть, им помогут изменить свою точку зрения вот эти слова А.С. Макаренко: “Матерное слово есть неприукрашенная, мелкая гадость, признак дикой, самой первобытной культуры, циничное, наглое хулиганское отрицание нашего пути к глубокой и действительной человеческой красоте…”
Наше занятие подошло к концу. Давайте закончим его красивыми стихами, листок с ними пойдет по кругу, каждый прочитает несколько строк и передаст другому.
Спасибо всем за участие в дискуссии.