Цели:
- Формировать навыки чтения, работы с текстом.
- Развивать фонетический слух.
- Работать над чёткостью дикции, выразительности.
- Продолжать учить делить слова на слоги.
- Воспитывать интерес к учебной деятельности, стремление к сознательной дисциплине.
Оборудование:
- Портреты Ф. Тютчева, А. Фета.
- Иллюстрации фрагментов “Бородинская битва”.
- Иллюстрации Крыма, Чёрного моря, г. Флоренции в Италии.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Повторение пройденного материала.
Звуко-буквенный анализ слов:
ФЛОТ ФЛОТИЛИЯ
- Почему буква я имеет два звука?
На доске:
Федя Филя Фили Фёдор Филипп Феодосия Фрол Филиппов Флоренция Фролов Филимон Франция
- Прочитайте 1-й столбик слов. С какой буквы написаны слова в столбиках? Почему?
- Прочитайте первое слово. (Федя)
- Мальчик вырос и “выросло” его имя. Прочитайте, как теперь его зовут?
- Прочитайте слово, которое называет фамилию человека. (Фролов)
- Прочитайте, от какого имени произошла эта фамилия? (Фрол)
Работа с текстом.
- Прочитайте первое предложение, стараясь голосом поставить точку в конце предложения.
Показ портретов А.Фета и Ф.Тютчева.
- Прочитайте второе предложение, какие знаки препинания заметили?
(Тире - требует повышения голоса и перемены интонации. Запятая - чуть заметное повышение голоса).
Показ фрагмента “Бородинской панорамы”.
- Прочитайте третье предложение с соответствующей интонацией.
Показ иллюстраций Крыма, Чёрного моря.
- Прочитайте четвёртое предложение, обращая внимание на знаки препинания.
Показ иллюстрации города Флоренции в Италии.
- Прочитайте о Франции. Сколько предложений вы прочитали? (Два).
- Как оформляется предложение на письме?
- Представьте, что вы рассказываете о Франции. Прочитайте в форме “живой разговорной речи”.
- Обратите внимание на третий столбик. Как вы думаете, почему эти слова записаны с большой буквы?
Деление слов на слоги. (Повторение правила, выделение гласных).
- В каком слове количество букв совпадает с количеством звуков?
- В каком слове количество букв меньше количества звуков? Почему?
3. Работа над выразительным чтением стихотворения.
- Прочитайте, как зовут автора стихотворения “Чудная картина”.
- Что вы узнали о поэте?
Выразительное чтение стихотворения учителем.
- Какое время года описал поэт? Какие краски он для этого испольовал?
- Найдите и прочитайте слова в тексте, где говорится о зиме.
- Какая интонация подходит для чтения этого стихотворения? (спокойная, мечтательная
Самостоятельное чтение стихотворения учащимися.
Работа по развитию речи.
- Нарисуйте устно, какую картину вы увидели при чтении этого стихотворения.
На доске текст:
Передо мной чудесная родная картина: белая равнина, полная луна, высокие светлые небеса, блестящий снег и едущие вдали сани.
(Чтение текста сильным учеником).
- В обоих текстах речь идет одном и том же, но в одном случае картина нарисована стихами, а в другой - прозой.
- Какой отрывок вам понравился больше? Почему?
- Когда у человека появляется потребность говорить стихами?
4. Работа с текстом “Русские фамилии”.
Совместное чтение текста.
- Какой вопрос содержится в тексте?
Выборочное чтение.
- Найдите и прочитайте ответ, на поставленный вопрос.
Выразительное чтение текста сильными учениками.
Прочитайте слова второго столбика.
- Какую орфограмму вы встретили при чтении этих слов?
Прочитайте фамилию, которая начинается с мягкого звука “Ф”
- Что придаёт мягкость тому звуку?
- Как образовалась эта фамилия?
- А теперь подумайте: у русского человека есть только имя и фамилия, или ещё что-то? (отчество).
- Кого называют по имени отчеству?
5. Итог урока.
6. Домашнее задание.
Выучить стихотворение А. Фета “Чудная картина” наизусть.
Творческое задание: подготовить рассказ о своем любимом времени года, зная, что оно имеет свои краски, звуки, запахи.