Урок чтения в 1-м классе. Тема: "Чтение слов и слогов с буквой Ф"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Формировать навыки чтения, работы с текстом.
  2. Развивать фонетический слух.
  3. Работать над чёткостью дикции, выразительности.
  4. Продолжать учить делить слова на слоги.
  5. Воспитывать интерес к учебной деятельности, стремление к сознательной дисциплине.

Оборудование:

  1. Портреты Ф. Тютчева, А. Фета.
  2. Иллюстрации фрагментов “Бородинская битва”.
  3. Иллюстрации Крыма, Чёрного моря, г. Флоренции в Италии.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Повторение пройденного материала.

Звуко-буквенный анализ слов:

ФЛОТ ФЛОТИЛИЯ

 

- Почему буква я имеет два звука?

На доске:

Федя Филя Фили
Фёдор Филипп Феодосия
Фрол Филиппов Флоренция
Фролов Филимон Франция

- Прочитайте 1-й столбик слов. С какой буквы написаны слова в столбиках? Почему?

- Прочитайте первое слово. (Федя)

- Мальчик вырос и “выросло” его имя. Прочитайте, как теперь его зовут?

- Прочитайте слово, которое называет фамилию человека. (Фролов)

- Прочитайте, от какого имени произошла эта фамилия? (Фрол)

Работа с текстом.

- Прочитайте первое предложение, стараясь голосом поставить точку в конце предложения.

Показ портретов А.Фета и Ф.Тютчева.

- Прочитайте второе предложение, какие знаки препинания заметили?

(Тире - требует повышения голоса и перемены интонации. Запятая - чуть заметное повышение голоса).

Показ фрагмента “Бородинской панорамы”.

- Прочитайте третье предложение с соответствующей интонацией.

Показ иллюстраций Крыма, Чёрного моря.

- Прочитайте четвёртое предложение, обращая внимание на знаки препинания.

Показ иллюстрации города Флоренции в Италии.

- Прочитайте о Франции. Сколько предложений вы прочитали? (Два).

- Как оформляется предложение на письме?

- Представьте, что вы рассказываете о Франции. Прочитайте в форме “живой разговорной речи”.

- Обратите внимание на третий столбик. Как вы думаете, почему эти слова записаны с большой буквы?

Деление слов на слоги. (Повторение правила, выделение гласных).

- В каком слове количество букв совпадает с количеством звуков?

- В каком слове количество букв меньше количества звуков? Почему?

3. Работа над выразительным чтением стихотворения.

- Прочитайте, как зовут автора стихотворения “Чудная картина”.

- Что вы узнали о поэте?

Выразительное чтение стихотворения учителем.

- Какое время года описал поэт? Какие краски он для этого испольовал?

- Найдите и прочитайте слова в тексте, где говорится о зиме.

- Какая интонация подходит для чтения этого стихотворения? (спокойная, мечтательная

Самостоятельное чтение стихотворения учащимися.

Работа по развитию речи.

- Нарисуйте устно, какую картину вы увидели при чтении этого стихотворения.

На доске текст:

Передо мной чудесная родная картина: белая равнина, полная луна, высокие светлые небеса, блестящий снег и едущие вдали сани.

(Чтение текста сильным учеником).

- В обоих текстах речь идет одном и том же, но в одном случае картина нарисована стихами, а в другой - прозой.

- Какой отрывок вам понравился больше? Почему?

- Когда у человека появляется потребность говорить стихами?

4. Работа с текстом “Русские фамилии”.

Совместное чтение текста.

- Какой вопрос содержится в тексте?

Выборочное чтение.

- Найдите и прочитайте ответ, на поставленный вопрос.

Выразительное чтение текста сильными учениками.

Прочитайте слова второго столбика.

- Какую орфограмму вы встретили при чтении этих слов?

Прочитайте фамилию, которая начинается с мягкого звука “Ф”

- Что придаёт мягкость тому звуку?

- Как образовалась эта фамилия?

- А теперь подумайте: у русского человека есть только имя и фамилия, или ещё что-то? (отчество).

- Кого называют по имени отчеству?

5. Итог урока.

6. Домашнее задание.

Выучить стихотворение А. Фета “Чудная картина” наизусть.

Творческое задание: подготовить рассказ о своем любимом времени года, зная, что оно имеет свои краски, звуки, запахи.

Приложение