Урок русского языка в 4-м классе по теме "Неопределенная форма глагола"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Познакомить детей с неопределенной формой глагола как формой, которая не изменяется по лицам, числам и временам.
  2. Учить выделять глаголы неопределенной формы в контексте.
  3. Учить мыслить, анализировать, рассуждать, делать выводы.
  4. Развивать орфографическую зоркость, наблюдательность, логическое мышление.
  5. Воспитывать познавательный интерес к предмету, самостоятельность, аккуратность.

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель. Сегодня на уроке вам предстоит сделать очень важное открытие. Желаю вам творческих удач. Вы готовы?

2. Минутка чистописания.

На доске.

Ст.лица, н.зина, мес.ность, ур.жай, пас.бище, л.цо, вес.ник, с.бака, кр.чал.

Учитель. Прочитайте написанные на доске слова. Назовите буквы, которые мы сегодня будем писать на минутке чистописания. С их помощью можно разделить данные слова на равные группы. Какие это буквы?

Дети. и, о, т

Учитель. По какому признаку вы разделили слова на группы?

Дети. Буква о – непроверяемая безударная гласная, т – непроизносимая согласная, и – проверяемая безударная гласная в корне.

Пальчиковая зарядка.

  1. “Пальчики здороваются”. Локти стоят на парте. Каждым пальцем правой руки касаемся большого пальца левой руки и наоборот.
  2. “Согреем пальчики”. Поглаживание кистей рук и пальцев. Правой рукой поглаживаем левую руку, и наоборот.
  3. Игра “Пианино”.
  4. Ладошки лежат на столе. Поднимаем пальцы по одному (начиная с большого) сначала одной руки, затем другой, потом в обратном порядке.

Учитель. Запишите буквы и, о, т.

1 ряд выпишет слова с непроверяемой безударной гласной;

2 ряд выпишет слова с непроизносимыми согласными;

3 ряд выпишет слова с проверяемой безударной гласной в корне слова, выделите орфограммы.

Учитель. Какое слово лишнее и почему?

Дети. Кричал – это глагол.

Учитель. Что можете о нем сказать?

Дети. Это глагол прошедшего времени, единственного числа, мужского рода.

Учитель. Поставьте его в настоящее время, в будущее простое время.

Учитель. Сегодня мы продолжим разговор о глаголе.

3. Актуализация опорных знаний.

Учитель Что вы знаете о глаголах?

Дети. Это часть речи, обозначает действие предмета, отвечает на вопросы что делать? Что сделать? Что делал? Что сделал? Что делает? Что сделает?

Изменяется по временам: могут стоять в прошедшем, настоящем или будущем времени, по числам, в настоящем и будущем времени по лицам, в прошедшем времени в единственном числе по родам.

(Учитель раздает ученикам печатные тексты.)

Мальчик Васенька у окошка сидит
И тихонечко ногой шевелит.
Вот к окошку подходят друзья,
Предлагают они соловья.
“Я все вижу”, – он им ответ дает.
И тихонько птицу он себе берет.
Ну а птица не простая,
Знает больше попугая.
Говорит она ему:  “Я не знаю,
Почему решил меня ты приютить,
Коль уж так, тому и быть.
Надо тайну мне открыть”.

Учитель. Прочитайте. На глаголы посмотрите и на группы разделите.

Дети. Здесь есть глаголы в форме настоящего времени: сидит (что делает?), подходят (что делают?).

Учитель. Выпишем их в столбик. Что можем определить у глаголов настоящего времени?

Дети. Лицо и число.

Учитель. Определяем. (Один ученик у доски.)

Дети. Здесь есть глаголы прошедшего времени: решил (что сделал?).

Учитель. Выпишем, что можем определить?

Дети. Число и род в единственном числе.

Учитель. К какой группе отнесли глаголы быть и открыть? В чем затруднение?

Дети. Не можем определить время – не подходит ни один вопрос. Нельзя определить, сколько человек выполняли действие: один или несколько, т.е. нельзя определить число и лицо.

Учитель. Как бы вы назвали такие глаголы?

Дети. Неопределительные, неопределяемые.

Учитель. А называют такие глаголы – глаголы неопределенной формы (инфинитив) – это тема нашего урока. Попробуйте сделать вывод, что это за глаголы?

Дети. Глаголы неопределенной формы не изменяются ни по лицам, ни по числам, ни по родам.

Учитель. Вы сейчас были исследователями, сделали сами вывод о глаголах неопределенной формы. А теперь прочитайте вывод составителей учебника на с.78. О чем вы не сказали?

Дети. Глаголы неопределенной формы отвечают на вопросы что делать? и что сделать? и оканчиваются на –ть или – ти.

Учитель. Молодцы!

Ученые – языковеды не пришли к единому мнению, что же такое ть и ти в неопределенной форме – суффикс или окончание. Поэтому в разных учебниках встречаются разные обозначения.

5. Физминутка.

Учитель. Встали из-за парт, руки на пояс. Я буду читать вам стихотворение, если встретится глагол неопределенной формы, нужно присесть и руки вытянуть вперед.

Не мешайте мне мечтать!
Мне б мешок конфет достать,
Развернуть, жевать, сосать,
Чавкать, чмокать, уплетать,

Долго-долго не глотать, наслаждаться, смаковать.

Учитель. А теперь я показываю движение, вы его повторяете и называете инфинитив.

Глубоко дышу – дышать
Моргаю глазами – моргать
Машу руками – махать
Хлопаю в ладоши – хлопать.

6. Работа со словарем.

Учитель. А теперь серьезное дополнение. Но для начала откроем словарь. Какие словари вы знаете, и когда к ним обращаемся?

Дети. Орфографический – правильное написание слов;

Толковый словарь – смысл слов;

Этимологический словарь – происхождение слов;

Орфоэпический словарь – правильное произношение слов.

Учитель. Откройте любой словарь и найдите глаголы.

Дети. Запустить, подтянуть, писать, начать, рвать.

Учитель. В какой форме стоят глаголы?

Дети. В неопределенной.

Учитель. Неопределенная форма не несет на себе отпечатка времени, числа и рода, поэтому ее и выбрали как начальную форму глагола. Если вы услышите, что глагол стоит в начальной форме, значит, речь идет о неопределенной форме глагола, об инфинитиве.

7. Задания на закрепление материала.

Предлагаются разные задания, кто из учеников какое выберет.

В тексте подчеркнуть глаголы неопределенной формы.

Текст.

Надо же было мне во сне на Северном полюсе очутиться! Как начал я там зябнуть, дрожать и зубами стучать. Стал я на себя всякие кофты натягивать, голову заматывать, ноги обувать. И еще прыгать и в ладоши хлопать, чтобы согреться. Ужасно я начал злиться и сердиться на свой сон! И тут как раз проснулся.

Замените фразеологические обороты одним глаголом и напишите.

Клевать носом – (засыпать)

Дать стрекача – (убежать)

Чесать языки – (болтать)

Унести ноги – (убежать)

Водить за нос – (обманывать)

Надуть губы – (обидеться)

Выходить из себя – (сердиться)

Зарубить на носу – (запомнить)

Составить из частей слова глаголы неопределенной формы.

Приставки: за-, под-, на-.

Корни:-бел-, -сып-, -морг-.

Суффиксы: -ну-, -а-, -и-.

Суффиксы;-ть, -ть, -ть.

Проверка.

8. Рефлексия.

Учитель. Какие же открытия вы сделали сегодня на уроке?

Инфинитив хочет поделиться с вами стихотворением, которое сам сочинил.

Начальной формой быть приятно,
Начало лучше, чем конец.
Инфинитив – звучит занятно,
Я вам назвался наконец!

Так как же называются глаголы, с которыми мы познакомились на уроке?

Дети. Инфинитив, глаголы неопределенной формы.

Учитель.

Ко мне летят лишь два вопроса,
В них смысл всей жизни для меня…

Какие это два вопроса?

Дети. Что делать? Что сделать?

Учитель.

А про лицо я дам ответ:
Его не видели ни разу,
Его, по-видимому, нет.
Всегда по горло делом занят,
Нет времени!
Так, где же взять?
Тому, кто этого не знает,
Инфинитива не понять!

Почему же его так называют?

Молодцы! Мне было очень интересно с вами работать, учиться, делать открытия.

9. Домашнее задание по желанию.

Выписать из учебника чтения на стр.24 десять глаголов неопределенной формы.

- Придумать и записать 4 предложения с глаголами неопределенной формы.