Иллюстрирование литературного произведения коми писателя М.Лебедева

Разделы: МХК и ИЗО


Цель: выполнить иллюстрацию к литературному произведению

Задачи:

  • познакомить с особенностями области графического искусства - книжная графика;
  • использовать иллюстрирование литературного произведения в формировании культурно - изобразительного пространства;
  • воспитывать интерес к истории родной земли, её людям, обычаям и традициям.

В книгах, журналах, газетах рядом с текстом мы нередко видим рисунки художников. Такие изображения носят название иллюстраций. Слово это происходит от латинского “illustration” - освещение, наглядное изображение. Назначение иллюстраций – помочь уяснить то, что сказано в тексте, осветить его содержание, сделать ясным, наглядным.

Особой областью графического искусства является книжная графика – художественное оформление книги. Художник создает зрительно воспринимаемый целостный образ, в котором стремится отразить не только события, описанные в книге, но и передать на языке графического искусства мысли и чувства, вызываемые литературным произведением.

Книжной иллюстрации приходится считаться со специфическими особенностями книг, с двухмерностью книжной полосы, её форматом, с характером шрифта, способом верстки, с качеством печатной бумаги.

Иллюстрация одновременно является произведением графического искусства, имеющим самостоятельную художественную ценность, и ключом к раскрытию и пониманию идейно-художественного своеобразия самого литературного произведения. Таким образом, влияние иллюстрации на эстетические чувства читателя осуществляется двумя взаимосвязанными путями, что значительно увеличивает силу её эмоционально-эстетического воздействия.

В узком, строгом смысле иллюстрации - это произведения, предназначенные для восприятия в определённом единстве с текстом, то есть находящиеся в книге и участвующие в её восприятии в процессе чтения. Иллюстрации, таким образом, или поясняют текст путём демонстрации соответствующего зрительного образа, или активно толкуют текст. Иллюстрации помогают ещё до чтения сориентироваться в содержании книги, привлекая читателей. Соответственно целям, которые преследует изображение, иллюстрации можно разделить на:

  • научно-познавательные (карты, планы, схемы, чертежи и т. д.)
  • художественно-образные (истолкование литературного произведения средствами книжной графики).
  • Нужно учитывать то, что иллюстрации могут быть:
  • пояснительным изображением к тексту, дополняющим текст;
  • изображением почти полностью самостоятельным, иногда даже подчиняющим текст.

Сегодня мы должны выполнить иллюстрации к произведениям коми писателя М.Лебедева.

Для достижения поставленной цели предполагаю решение следующих задач:

  • предварительно ознакомившись с текстами произведений, и их героями;
  • выделить сюжеты для иллюстрирования, выполните поисковые наброски и эскизы;
  • выбрать для работы художественные материалы графики;
  • выполнить окончательный вариант иллюстраций.

Художник-иллюстратор – это активный толкователь литературного произведения, он может спорить с автором, предлагать свой, совсем неожиданный вариант истолкования, он обязан иллюстрировать идеи произведения, выражать их через пластический язык изобразительного искусства. Только в этом случае иллюстрация имеет смысл. Она может расширить рамки литературного произведения, вызвать интерес к литературному наследию и пластическим проблемам.

Часто говорят “почерк художника”, или особенности индивидуального стиля. Что это?

Характер иллюстрационной системы каждого художника-иллюстратора можно оценивать со следующих позиций: (работа с раздаточным материалом: иллюстрации, (см. приложение №1), схемы ответа)

  • как художник передает в иллюстрации две основные категории всякого действия – пространство и время;
  • как художник ведет линию и кладет пятно, какой он получает характер движения;
  • что художник предпочитает, моделируя форму: линию и пластику или свет и цвет;
  • как строит пространственные планы, как распределяет черное и белое, какое значение придает силуэту;
  • какими композиционными принципами преимущественно пользуется;
  • как предпочитает передавать характер движения, жестов персонажей и т.д.

Как вы заметили, размеры, и техника выполнения иллюстрации находятся во взаимосвязи с содержанием текста.

Как часть общего оформления книги, иллюстрации бывают следующих видов:

  • полосные и полуполосные, то есть занимающие полную страницу или ее половину; (показ примера в книге)
  • оборочные - маленькие рисунки, окруженные текстом, заставки и концовки – небольшие рисунки, не связанные с каким-нибудь конкретным эпизодом. (показ примера в книге)

Каждый из вас должен выполнить одну творческую работу, иллюстрацию. Давайте рассмотрим этапы работы над иллюстрацией к легенде “Яг Морт” студентки художественно графического отделения Кабак Е.

Содержание, стиль, образный и изобразительный строй, характер и технику исполнения, автор иллюстраций для выполнения работы определил.

Прочитав текст легенды, определен сюжет для иллюстрирования, выбран художественные материал и техника.

В основе поисковых работ лежит рисунок. Ему принадлежит решающая роль. Автор выполняет поисковые рисунки, наброски, зарисовки с той целью, чтобы облегчить себе работу над иллюстрированием легенд, чтобы уточнить и найти композицию, характерные и выразительные позы героев и их пластику. (см. приложение №2) Также прорабатываются отдельные детали композиции. Изучается народный орнамент, костюмы и быт народа коми. (см. приложение №3) Получилась вот такая иллюстрация (см. приложение №4)

Рисовать - не значить просто воспроизводить контуры, рисунок не состоит из одних только очертаний. Он, кроме того, заключается в выражении, в плане, в моделировке.

Каждый из вас ознакомился с текстами произведений, определился с сюжетом иллюстрации, художественным материалом и техникой. В виду ограничения времени и необходимости четко вести работу старайтесь придерживаться следующего плана:

  • в зависимости от вида иллюстраций – полосная, полу полосная, выберите расположение листа;
  • зная сюжет, действо и задействованных в нем героев выполните поисковые рисунки композиции иллюстрации;
  • определите на формате линию горизонта и место происходящего события (пейзаж, интерьер);
  • в набросках с натуры или по представлению найдите яркие, выразительные позы героев;
  • доработайте композицию, выполните линейный рисунок;
  • выполните работу выбранными художественными материалами.

При выполнении самостоятельной творческой работы по необходимости возникают обсуждения о правилах, приемах и средствах композиции, законах линейной и воздушной перспективы, последовательности рисования фигуры человека и его окружающего мира, цветовом или тоновом решении работы, способах выделения сюжетно – композиционного центра, сочетании жанров изобразительного искусства (портрет, натюрморт, пейзаж, интерьер).

По завершению работы над иллюстрацией студент, представляющий свою работу, вывешивает ее на доску:

  • зачитывает выбранный для иллюстрирования сюжет, поясняет понимание прочитанного;
  • раскрывает характер героев;
  • дает психологический портрет каждого героя;
  • поясняет правила, приемы и используемые средства композиции в работе;
  • знакомит с выбранными способами выделения сюжетно-композиционного центра работы.

Работы оцениваются и оформляются, используются в дальнейшем как наглядный материал к урокам на практике в школе (см приложение №5).