Содержание образования – это один из важнейших показателей качества образования. В Сыктывкарском педагогическом колледже № 1им.И.А.Куратова самое пристальное внимание уделяется совершенствованию содержания учебно-производственной деятельности студентов с позиций современных требований.
Изменение содержания всех видов педагогической практики – это прежде всего отказ от монофункционального подхода к пониманию педагогической деятельности. Этот подход характерен для традиционной системы подготовки учителей.
Суть монофункционального подхода в следующем: для решения любой педагогической задачи (обучения, воспитания) педагог отбирает содержание, средства, методы, форму, приёмы её решения. Следовательно, при монофункциональном подходе к содержанию педагогической деятельности речь идёт о реализации педагогом только формирующей функции.
Однако ещё Ушинский К.Д. замечал, что человека нельзя воспитать, не изучив его во всех отношениях.
Макаренко А.С. говорил, что формирующее действие невозможно без соответствующей организации деятельности.
Бабанский Ю.К. называл монофункциональный подход узким, однобоким.
Вот так постепенно в педагогической науке и практике накапливалось и расширялось представление о процессе решения педагогических задач, т.е. о тех функциях (действиях), которые при этом должны реализовываться.
Сегодня в колледже определена методологическая основа практической подготовки специалистов. Этой основой стал системно-функциональный подход к педагогической деятельности, автором которого является доктор педагогический наук, профессор, член-корреспондент РАО Н.М.Таланчук.
На основе полифункционального подхода к содержанию педагогической деятельности в колледже разработаны и в программы педагогической практики всех специальностей включены системно-функциональные модели подготовки специалистов по видам практики.
Системно-функциональный подход рассматривает педагогическую деятельность как процесс реализации педагогом системы педагогических функций.
Как любая деятельность, педагогическая деятельность имеет свою структуру. В Таблице 1 представлены её этапы.
Этап подготовки педагога к решению педагогических задач.
Этап подготовки студентов (учеников) к решению задач (Мотивация студентов на предстоящую деятельность).
Этап решения задач в совместной деятельности.
Этап контроля, анализа, оценки и коррекции собственной деятельности.
Этап совершенствования деятельности на перспективу.
Зная структуру педагогической деятельности, можно установить, какие функции (действия) реализует педагог на каждом этапе деятельности.
К основным функциям, выполняемым педагогом в процессе решения любой педагогической задачи, относятся следующие:
- диагностическая функция - функция целевой ориентации - функция планирования - организаторская функция -мобилизационно-побудительная функция - коммуникативная функция |
- формирующая функция - контрольно-аналитическая функция - оценочная функция - функция координации и коррекции - функция совершенствования. |
Распределение перечисленных функций педагогической деятельности по её этапам представлено в Таблице № 1 во второй графе.
Чтобы студент был готов к выполнению данных функций, необходимо вооружить его умениями, которые и обеспечат деятельность, т.е. реализацию функций на каждом этапе решения педагогической задачи. Умения, которые необходимо сформировать (формируются) на каждом виде практики, соотносятся в системно-функциональной модели с этапами деятельности и функциями.
Для формирования практических умений в период практики студентов необходимо включать в такие виды деятельности, которые обеспечат формирование этих основных психолого-педагогических умений. В системно-функциональной модели подготовки специалиста на практике в графе “Виды и содержание деятельности студентов” по каждому виду практики определено необходимое содержание и виды практической деятельности студентов.
Для каждого руководителя практики важно отслеживать результаты своего труда, чтобы управлять процессом формирования умений. Вот поэтому в системно-функциональную модель подготовки специалиста на каждом виде практики включена графа “Критерии оценки уровня сформированности умений”.
Представленная в Таблице 1 системно-функциональная модель универсальна, т.к. по ней организует свою деятельность руководитель любого вида практики.
Эта модель лежит и в основе практической деятельности студентов на всех видах практики.
Кроме того, системно-функциональная модель – основа для определения критериев оценки педагогической деятельности, т.к. данная модель убедительно показала, что критерии оценки тесно связаны со структурой и функциями педагогической деятельности. И если педагогическая деятельность – это реализация системы функций, то оценить уровень деятельности можно, проследив за реализацией функций, а их реализация осуществляется через умения и зависит от уровня сформированности основных психолого-педагогических и общеучебных умений будущего специалиста.
На основе этих критериев в колледже разработана система мониторинга уровня сформированности практических умений студентов.
На основе системно-функциональной модели организуется и управленческая деятельность администрации, данная модель – основа в организации и всех видов контроля и т.д.
Таким образом, любое направление педагогической деятельности может быть реализовано через системно-функциональную модель, что убедительно доказывает её универсальность.
Использование полифункционального подхода к пониманию содержания педагогической деятельности и реализация созданной на основе этого подхода системно-функциональной модели подготовки специалиста в процессе производственной деятельности позволяет говорить об использовании личностно ориентированного подхода к подготовке будущих специалистов.
Внедряя системно-функциональную модель в учебно-производственную деятельность, колледж в системе реализует требования ГОС к уровню практической подготовки будущих специалистов. Реализацией требований ГОС обеспечивается качественная, отвечающая требованиям сегодняшнего дня подготовка специалистов, через которую реализуется право личности на качественное образование.
Сегодня в образовании принципиально изменились цели обучения и воспитания. Вчерашний студент - это “сосуд”, в который в учебном заведении старались вложить как можно больше знаний, умений и навыков. Сегодня главная задача в работе по подготовке специалиста – развитие личности студента. Конкурентоспособный специалист – это самодостаточная, самообразовывающаяся, саморазвивающаяся личность. Как подготовить такого специалиста? Прежде всего научить его рефлексии собственной деятельности. Рефлексивные умения – важнейшие качества любой личности, без них не может быть полноценного её развития.
Организация практической деятельности студентов с опорой на системно-функциональную модель позволяет в системе работать по развитию рефлексивных умений на всех видах практики.
Но для саморазвития личности мало научить студента получать знания о своём незнании. Важно вооружить его способами получения новых знаний, способами деятельности. В этом плане значение системно-функциональной модели трудно переоценить. Модель позволяет формировать знания, умения и навыки не узкопредметно, а в свете сегодняшних требований, т.е. на основе методологических знаний об организации педагогической деятельности. Таким знанием, общим ключом к организации любой деятельности студента и является системно-функциональная модель.
В плане развития личности студента в модели заложена ориентация на педагогическую поддержку студента, т.е. строя деятельность студента на практике на основе системно-функциональной модели, когда он осваивает эту модель деятельности, мы формируем механизмы самообразования, самовоспитания, самокоррекции. Особенно важно подчеркнуть, что через это “само” максимально раскрываются индивидуальные способности и склонности личности.
Необходимо отметить, что внедрение в практическую педагогическую деятельность студентов и преподавателей системно-функциональной модели вносит изменения в учебно-производственный процесс и в процессуальном плане, т.е. происходит перестройка с внешних показателей на развитие личности.
Эти процессуальные изменения проявляются в ходе видов практики прежде всего в применении индивидуального эталона в оценке труда студента. Процесс обучения получается приспособленным к индивидуальным возможностям и особенностям студента. В работе студента на практике, в организацию и содержание которой положен полифункциональный подход, присутствует постоянная самооценка своей деятельности. Кроме того, растёт заинтересованность преподавателя в успехе студента, меняются критерии, подходы к оценке деятельности студента, а именно: постоянно подчёркивается значимость достигнутого результата, на первом месте – поощрение, надежда, вера в студента, его возможности, в оценке результат сегодняшний сравнивается с результатом вчерашним, чтобы показать рост, возможности студента, вызвать дальнейшую мотивацию к педагогической деятельности.
За счёт изменения оценочной деятельности меняются отношения преподавателя и студента. Это другой поведенческий стиль педагога, в котором нет места принуждению. Это демократический стиль общения, без жёстких внешних требований, т.к. у студента есть свобода выбора. Так создаётся общий позитивный, ровный, доброжелательный фон в общении, атмосфера доверия, сотрудничества, взаимопомощи.
В результате этих процессуальных изменений включаются внутренние активизаторы деятельности, т.к. студентом движет не принуждение, а усиливающиеся познавательные интересы.
Таким образом, содержательные, организационные и процессуальные изменения в учебно-производственной деятельности студентов колледжа стали возможны благодаря внедрению в программы производственной практики системно-функциональной модели подготовки специалиста, основанной на полифункциональном подходе к содержанию педагогической деятельности. Реализация данного подхода в учебно-производственном процессе позволяет говорить о реформировании старой системы подготовки специалистов через внедрение в учебный процесс личностно ориентированного обучения, реализация которого заложена в самой системно-функциональной модели.