Цели:
- учить находить признаки с одним и тем же названием у предметов и существ разных групп (классов);
- закрепить умение описывать в табличном виде отличительные признаки объектов одной группы;
- закрепить представление о связи между признаками и возможностями (действиями) объекта;
- научить придумывать и описывать объекты с необычными признаками;
- закрепить знания о гибридах, развивать фантазию, творчество;
- формирование у детей умение работать во времени, умение работать в группе;
- развитие логического мышления, памяти, воображения.
Ход урока
1. Организационный момент.
Беритесь, ребята, скорей за работу!
Хотите всё знать?
Так трудитесь с охотой.
2. Постановка темы, создание проблемы.
На доске схема:
- Прочитайте тему урока. (На доске).
- Посмотрите на схемы.
- Расставьте карточки с названием схем (к своей).
- Какая из схем подходит к нашему уроку?
3. Актуализация знаний. Повторение.
- Как вы понимаете, что такое гибрид?
- А в жизни вы встречали такие предметы?
Например:
- а) Кухонный комбайн (мясорубка, тёрка, миксер);
- б) музыкальный центр (магнитофон, радиоприемник, проигрыватель);
- в) вагон – ресторан (вагон, столовая);
- г) авторучка – указка (ручка и указка);
- д) расческа с зеркальцем на ручке;
- е) карандаш с ластиком и т.д.
На предыдущем уроке вы сравнивали и описывали состав объектов, придумывали объекты с необычным составом, а сегодня мы будем учиться находить признаки с одним названием у предметов разных групп.
Работа в группе.
Сейчас мы с вами представим, что вы находитесь в конструкторском бюро, на столе у каждой группы два предмета, два объекта, лист бумаги. Выделите состав, придумайте гибрид.
Затем вам надо доказать, что он полезен и для чего он нужен.
Предполагаемые работы: чайник – утюг, холодильник – часы, чайник – термос, чайник – часы, медальон – часы и т.д.
Из каких деталей состоит ваш предмет?
Кроме того, что объект состоит из деталей, он имеет еще признаки.
Дети защищают свой проект.
4. Отличительные признаки предметов.
Отгадайте загадки.
«Зеленый, круглый, бархатный,
А внутри – красный, сахарный!»
- По каким признакам вы узнали?
- У каких предметов или существ могут быть такие отличительные признаки? (На доске).
- Цвет;
- Вкус;
- Скорость;
- Длина;
- Материал;
- Рост;
- Форма;
- Возраст;
- Окрас;
- Высота;
- Вес;
- Порода.
(а у детей названия предметов – одеяло, суп и т.д.)
Вывод: Один признак может быть у разных предметов.
- Но признаки могут быть и необычные:
- а) необычный рост (Дюймовочка, Гулливер, Лилипуты, Мальчик-с-пальчик);
- б) необычное количество частей (Трехглавый Змей, сёстры Трехглазки, трёхногие жители Сырного острова);
- в) из необычного материала (Буратино. Железный Дровосек, Страшила, Урфин Джюс, Оловянный солдатик);
- г) части необычного размера (Чебурашка, Карабас-Барабас, нос у Буратино, Карлик – нос, у собаки глаза-блюдца).
Работа в тетради.
стр.40 № 12.
- Назовите необычный признак инопланетян. (Очень большие уши).
- Давайте дадим им общее и единичное имя.
Мерк:
- Меркан;
- Меркун;
- Меркен.
- Состав. Читаем.
- Какое необычное действие они могут выполнять?
(Закрывают ушами глаза, голову от дождя, сворачивают уши трубочкой).
- Заполнить таблицу отличительных признаков.
5. Работа по группам.
- Мы с вами будем сочинять сказку «Самый вкусный дом».
- Но прежде, чем сочинять сказку, вы должны придумать и нарисовать дом, защитить свой проект и сказать: «Какие необычные действия можно делать с этим домом?»
На столе листы бумаги, учебник стр.41 № 13.
Коллективная работа.
Защита каждого дома. Дом № 1. Стены – шоколад, крыша – зефир, 2 этажа, по 2 окна на каждом этаже.
Заполняется таблица.
- Чей же дом самый вкусный?
Необычные действия (испечь, украсить, съесть).
6.Игра «Для чего пригодится?»
- Показываю предмет. Придумайте необычное действие для этого предмета.
- а) Кнопка (металлическая, блестящая, уколоть, сделать ёжика. волчок. украшение);
- б) Колесо – шина (резиновая, каучуковая, сделать клумбу, спасательный круг);
- в) Газета (бумажная, прямоугольная, мягкая, шуршащая, пилотка, кораблик, постелить на скамейку, игрушка для котенка).
7. Итог урока.
- Сегодня вы называли предметы и существа с заданными признаками, описывали действия существ с необычными признаками, а также не обычные действия обычных предметов.
8. Дом.задание: Придумать сказку «Самый вкусный дом».