Занятие по РТС (развитие творческих способностей). Тема: "Развитие речи Весна", 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели:

  1. Формировать умение держаться перед аудиторией, развивать речь, используя различные виды деятельности, применять методы фантазирования и эмпатии.
  2. Воспитывать бережное отношение к природе, интерес к чтению.

Ход занятия

Приложение

1. Объявление темы и целей занятия.

Прослушивание аудиозаписи стихотворения А.С. Пушкина “Гонимы вешними лучами…”.

- Как вы думаете, какое время поэт называет “утром года”?

- Почему?

- Сегодня мы с вами поговорим о весне, послушаем различные произведения об этом времени года, в том числе и ваши собственные. Я предлагаю вам стать сегодня не просто учениками, а немного поэтами – художниками слова.

- Как вы это понимаете?

2. Разминка “Если весело живётся…”

Если весело живётся, хлопай так…(хлопают в ладоши 2 раза)
Если весело живётся, хлопай так…
Если весело живётся, мы друг другу улыбнёмся.
Если весело живётся, хлопай так…

Если весело живётся, щёлкай так…(щёлкают пальцами 2 раза).
Если весело живётся, щёлкай так…
Если весело живётся, мы друг другу улыбнёмся.
Если весело живётся, щёлкай так…

Если весело живётся, шлёпай так…(шлёпают ладошками по коленкам 2 раза).
Если весело живётся, шлёпай так…
Если весело живётся, мы друг другу улыбнёмся.
Если весело живётся, шлёпай так…

Если весело живётся, топай так…(топают ногами 2 раза)
Если весело живётся, топай так…
Если весело живётся, мы друг другу улыбнёмся.
Если весело живётся, топай так…

Если весело живётся, делай так… (повторяют все движения по порядку).
Если весело живётся, делай так…
Если весело живётся, мы друг другу улыбнёмся.
Если весело живётся, делай так…

3. Разучивание скороговорки.

Собрала Маргарита маргаритки на горе.

Потеряла Маргарита маргаритки на дворе.

4. Стихи о весне.

- Ребята, какие вы знаете стихи о весне? (чтение детьми стихотворений о весне).

5. Творческая работа.

- А теперь представьте, что вы сами поэты. Попробуйте сочинить стихотворение о весне.

Коллективное сочинение стихотворения по опорным словам:

светит

вышине

дети

весне

Солнце ярко светит
В синей вышине.
Радуются дети
Солнечной весне.

6. Весенние приметы.

- Представьте, что вы надели волшебные очки. Если их наденешь, то видишь только то, что бывает весной – весенние приметы. Нарисуйте, что бы вы увидели через такие очки.

(Звучит мелодия, дети рисуют в своих тетрадях, а затем представляют свои рисунки).

- А теперь представьте, что эти очки надели кошке. Какие весенние приметы увидит кошка? (словесное рисование).

- А что бы увидел в таких очках воробей? (Ребята высказывают свои идеи).

7. Оживление картины.

На доске вывешивается картина с изображением природы.

- Ребята, похожа эта природа на весеннюю?

- Давайте сделаем так, чтобы эта картина была более похожа на весеннюю.

- Как вы думаете, какой самый первый признак весны? (солнце)

На картине появляются солнечные лучи.

Дети читают свои мини-сочинения “Я – солнце”.

“Я – весеннее солнышко. Я согреваю землю. У меня весной работы много. Снег на полях пригрею и превращу его в воду. Побегут весёлые ручейки. Деревья отогрею, и появятся первые листочки. А будет тепло, все звери и птицы проснутся”.

- Что происходит, когда солнце начинает сильнее пригревать? (прослушивание аудиозаписи).

- Как называется это явление? (капель).

Под окном капель лопочет

И смеётся, и хохочет.

- Что с тобой, скажи, капель?

- Да щекочется апрель!

- Давайте поищем “родню” капели. (сосулька, снег, лужа, дождь, ручей…).

Дети читают свои мини-сочинения “Я – сосулька”.

“Я – сосулька. Пригрело тёплое солнышко, и со мной стали происходить разные чудеса. Неизвестно почему становилось то весело, то грустно. От весеннего солнышка появились прозрачные слёзы. Они капали всё чаще и чаще. На крышу прилетел воробей, увидел меня и спросил:

- Почему ты плачешь, сосулька?

- Я и сама не знаю.

- А я знаю, - сказал воробей и спел дразнилку. От этого я заплакала ещё сильнее. Но тут подул ласковый ветерок и стал меня утешать: “Не плачь, не бойся. Разве не скучно тебе висеть на крыше одной?” Солнышко и ветер так старались мне помочь, что я заплакала ещё сильнее, и скоро мои слезинки превратились в маленький ручей, который влился в большую речку”.

- Ребята, что происходит после того, как растает снег, и побегут ручьи. (Появляется трава, цветы).

На картину прикрепляется трава, цветы.

Дети читают мини-сочинения “Я- весенний цветок”.

“Я – весенний цветок. Весной я расцветаю. На солнце я расту. Весенний дождь поливает меня. Мной все любуются, но никто меня не срывает. Поэтому с каждым днём я становлюсь всё краше. У меня очень необычные радужные лепестки. Лучше, чем я вы цветка не найдёте, хоть весь мир обойдите!”

- Затем появляются насекомые, возвращаются перелётные птицы, просыпаются животные.

На картину прикрепляют изображения бабочек, птичек, зверей.

- А теперь, ребята, природа на нашей картине стала похожа на весеннюю?

- Нравится вам весенний лес, который у нас получился?

- А как вы думаете, о чём могут говорить между собой птицы и звери, встретившись в весеннем лесу? (предположения детей).

- Представьте себе, что мы попали в весенний лес.

8. Инсценировка “В лесу” (аудиозапись “Птичьи голоса”.)

-Давайте подслушаем разговор обитателей весеннего леса.

Воробей и синица (дети в костюмах)

- Что, синица, перья носом перебираешь – чистишь их, что ли?

- Не чищу, воробей, пересчитываю. С осени три тысячи было, сейчас две тысячи пятьсот осталось.

Полтысячи перьев за зиму потеряла!

- Эка беда – полтысячи за зиму! Я весной за одну драку по полсотне теряю. Чего их жалеть: были бы кости целы, перья вырастут.

Заяц и Белка (дети в костюмах).

- Слышал новость, заяц?

- Я всё, белка, слышу: эвон уши-то у меня какие!

- Так чего же ты своими ушами слышал?

- Сперва ты, белка, скажи, какую ты новость слыхала?

- Я слыхала, что тебя, зайца, волки съели!

- Ну, это что! А я слыхал, что ты, белка, волка съела!

- Вот это да! Что же мне теперь делать?

- Известно что: глазам своим верить, а не чужим ушам!

- Понравились вам, ребята эти сценки? А помог нам “подслушать” эти разговоры писатель Н. Сладков. Его книга называется “Под шапкой-невидимкой”. В ней есть ещё очень много таких же интересных историй. Я вам советую её почитать.

9. Игра “Противоположности”.

- Что хорошего и что плохого в весне? (Хорошо: тепло, солнышко, трава, цветы…

Плохо: дожди, грязь, заморозки…)

10. Пословицы и поговорки о весне.

- О весне сложено много пословиц и поговорок. Прочитайте: (на доске)

Весна красна цветами, а осень плодами.

Кто весной не пролежит, тот весь год будет сыт.

- А теперь назовите те, что вы подготовили. (Дети зачитывают пословицы и поговорки о весне).

- Прочитайте следующую пословицу:

Когда мокрый май – будет хлеба урожай.

- Зарисуйте, как вы это себе представляете. (Дети рисуют в своих тетрадях, а затем представляют свои работы).

11. Творческая работа.

- Весной иногда случаются интересные и необычные истории. Все вы знаете сказку “Снегурочка”.

(Дети кратко пересказывают сказку с опорой на иллюстрации).

- Как заканчивается эта сказка?

- Придумайте этой сказке новое окончание, чтобы оно не было таким грустным.

(Дети предлагают свои варианты).

12. Подведение итогов занятия.

- Что понравилось?

- Что нового узнали?

- Чему научились?

Приложение