Концепция кафедры гуманитарных дисциплин МОУ "Гимназия № 1" г. Усолье-Сибирское Иркутской области

Разделы: Администрирование школы

Ключевые слова: русский язык, литература, концепция, кафедра, гуманитарные дисциплины


Системы образования в любой стране призваны способствовать реализации основных задач социально-экономического и культурного развития общества, так как именно школа, а затем и вуз готовят человека к активной деятельности в разных сферах экономики, культуры, политической жизни общества. Поэтому роль школы как базового звена образования чрезвычайно важна, способность школы достаточно гибко реагировать на запросы общества, сохраняя при этом накопленный положительный опыт, имеет большое значение.

В книге «Школа для ХХІ века. Приоритеты реформирования образования» американский педагог Филлип С. Шлехти говорит: «Если ученик знает, как учиться, как достигать цели, если он знает, как учиться в школе, как работать с книгой, как получить знания от учителя, как искать и находить необходимую информацию, чтобы решить те или иные проблемы, как использовать самые разнообразные источники информации для решения этих проблем, то ему легче будет повысить квалификацию, переквалифицироваться, получить любые знания, что и нужно в жизни». Конечно, этого значительно труднее добиться, чем научить школьников читать, писать, считать и усваивать сумму разнообразных знаний по различным предметам. Но для современного информационного общества, каким становятся многие страны современного мира, этого явно недостаточно.

Стратегическое направление развития системы образования находится в решении проблемы личностно-ориентированного образования, такого образования, в котором личность ученика была бы в центре внимания педагога, психолога, в котором деятельность учения – познавательная деятельность, а не преподавания, - была бы ведущей в тандеме учитель-ученик, чтобы традиционная парадигма образования – учитель-учебник-ученик - была бы со всей решительностью заменена на новую парадигму – ученик-учебник-учитель. Именно так построена система образования в лидирующих странах. Она отражает гуманистическое направление в философии, психологии и педагогике.

О необходимости учитывать индивидуальные особенности ребенка говорили и известные советские психологи: Л.С.Выготский (теория зоны ближайшего развития ребенка), П.Я.Гальперин (теория поэтапного формирования умственных действий), А,А,Леонтьев (психология общения) и другие.

Новое мышление – это, прежде всего, отстаивание вечных общечеловеческих духовных ценностей, это защита нравственных принципов, которые веками вырабатывало человеческое сознание. Это – вдруг понятая и прочувствованная ностальгия по добру, красоте и гармонии, по благородной и прекрасной земной участи человека, стремящегося быть лучше, чище, достойнее, чем он есть сейчас. Это – осознанная надежда, что духовные ресурсы человечества не прах и не тлен, а единственная реальная сила, способная удержать нашу планету на орбите живой жизни. Это – вера в состоятельность человеческого разума, сердца и совести. И особую роль в этом процессе играют предметы гуманитарного цикла (русский язык, литература, история) и учитель. И это не просто роль, это особая миссия – донести до ученика первоначальный смысл Слова, вернуть ему ту мощь и силу, которым оно изначально обладало, открыть в нем энергию человеческого духа. Именно в Слове сконцентрированы основные завоевания человеческого духа и человеческой мысли, и потому изучение русского языка, литературы и истории есть процесс предельно творческий, формирующий личность, мировосприятие и мировоззрение ученика.

Особое место в гимназическом образовании занимают гуманитарные науки. Основное требование сегодняшнего дня – гибкость, подвижность мышления, умение проникнуть в самую сердцевину проблемы, способность к долгосрочному прогнозированию, и воспитать, выработать в ученике эти качества – задача учителя-гуманитария, развивающего логическое и образное мышление, опирающегося в своей работе как на сознательное, так и бессознательное, интуитивное в учебном материале и мышлении учащегося.

Дойти до каждого ученика, помочь ему осознать собственные возможности, войти в мир культуры, найти свой путь – таковы приоритеты учителя кафедры гуманитарных дисциплин.

Уроки русского языка, литературы и истории, таким образом, становятся средством создания среды познания действительности, мира и человека, определяющей понимание как системное качество современного образования.

ТЕМА, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАФЕДРЫ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН

Кафедра гуманитарных дисциплин является структурным подразделением научно-методической службы МОУ «Гимназия №1». Тема, над которой работают педагоги кафедры, - «Саморазвивающаяся и самореализующаяся личность ученика в условиях гимназического гуманитарного образования».

Данная тема работы соответствует Программе развития МОУ «Гимназия №1», органично вытекает из темы гимназии – «Гимназическое пространство как условие для целостного развития личности и успешной социализации учащихся».

Генеральной целью МОУ «Гимназия №1» является содействие развитию целостной личности школьника в соответствии с внутренними условиями и индивидуальной природой человека в процессе его социализации.

Цель работы кафедры гуманитарных дисциплин: Создание условий для реализации системы обучения и воспитания саморазвивающейся и самореализующейся личности ученика на предметах гуманитарного цикла.

В.А. Сухомлинский писал: «Воспитание заключается в том, чтобы умело, умно, мудро, тонко, сердечно прикоснуться к каждой из тысяч граней, найти ту, которая, если ее как алмаз отшлифовать, засияет неповторимым сиянием человеческого таланта, а это сияние принесет человеку личное счастье. Открыть в каждом человеке его, только его, неповторимую грань – в этом искусство воспитания» [10]. Следуя словам великого педагога гуманитарное воспитание – это, прежде всего, становление человека, обретение им себя, своего образа: неповторимой индивидуальности, творческого начала.

В условиях демократизации современного общества возникает необходимость в появлении не просто дисциплинированного исполнителя, а творческого человека, способного к самообразованию и непрерывному духовному и личностному росту.

Все это возможно лишь на основе становления нравственной и духовной личности, обладающей интеллектуальными, волевыми качествами, человеческим достоинством.

Основные задачи работы кафедры гуманитарных дисциплин:

  1. Создать максимально благоприятные условия для умственного, нравственного и эмоционального развития личности, всемерного развития ее способностей.
  2. Создать условия для самоутверждения гимназистов в наиболее значимых для них сферах жизнедеятельности.
  3. Формирование эмоционального поля взаимоотношений, обеспечивающих уважение к личности ученика и учителя.
  4. Развитие педагогического мастерства учителей кафедры, повышение мотивации их самообразования, самосовершенствования и самореализации.
  5. Организация, совершенствование и поддержка научно-методической и исследовательской деятельности учителей кафедры.
  6. Организация, совершенствование и поддержка исследовательской работы учащихся по предметам гуманитарного цикла.
  7. Обеспечение разноуровневой сложности учебного материала, его интегрированности на предметах гуманитарного цикла.
  8. Предоставление гимназистам возможности углубленного изучения гуманитарных предметов для подготовки к высшему и среднему профессиональному образованию.
  9. Сотрудничество с психологической службой гимназии, осуществляющей пролонгированную диагностику и прогнозирование развития личности учащегося.
  10. Развитие взаимодействия и взаимосотрудничества с вузами, научными и общеобразовательными учреждениями и родительской общественностью.

Цели и задачи работы кафедры гуманитарных дисциплин позволяют:

  • спланировать получение результата образовательной деятельности, обеспечивающей быструю адаптацию выпускника МОУ «Гимназия №1» в разных жизненных ситуациях;
  • создать базу для успешного обучения в вузе и для работы в различных учреждениях;
  • обеспечить возможность одаренным и способным детям реализовать свой умственный и творческий потенциал;
  • достичь высокого уровня воспитанности учащихся;
  • обеспечить эквивалентность общего гуманитарного образования и вариативности обучения и создать предпосылку для возрождения российской интеллигенции и формирования интеллектуальной элиты страны, что позволит ускорить процесс интеграции в мировое образовательное пространство.

Выполняя поставленные задачи, учителя кафедры гуманитарных дисциплин продолжают работу по реализации принципов развивающего обучения, по изучению и внедрению в практику новых педагогических технологий, создают банк данных по методическому опыту (УМК).

Предметы гуманитарного цикла способствуют развитию творческого человека, становлению нравственной и духовной личности, обладающей интеллектуальными, волевыми качествами, человеческим достоинством.

Задача учителя-гуманитария, развивающего логическое и образное мышление, опирающегося в своей работе, как на содержательное, так и бессознательное, интуитивное в учебном материале и мышлении учащихся, - воспитывать, вырабатывать в ученике такие качества, как гибкость, подвижность мышления, умение проникнуть в самую сердцевину проблемы, способность к долгосрочному прогнозированию, что является основными требованиями сегодняшнего дня.

ПРИНЦИПЫ ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В МОУ «ГИМНАЗИЯ № 1»

Основой Концепции служат принципы обучения и воспитания на предметах гуманитарного цикла:

  1. ПРИНЦИП ГУМАНИЗАЦИИ предполагает переоценку всех компонентов педагогического процесса в свете их «человекообразующих» функций, когда основным смыслом образования становится развитие личности. Приоритетность этого принципа зафиксирована в ст.2 Закона РФ «Об образовании», где он характеризуется так: «Гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье».
  2. ПРИНЦИП РАЗВИТИЯ адресован к интеллектуальной сфере личности. Опираясь на психопедагогическое представление о «зоне ближайшего развития», он предполагает развертывание таких методик, которые направляют педагогический процесс на развитие творческой мыслительной деятельности и самообразование, обеспечивают оптимизацию умственной деятельности.
  3. ПРИНЦИП ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ нацелен на учет уровня развития и способностей каждого гимназиста, формирование на этой основе индивидуальных планов и/или программ воспитания и развития учащегося, определение направлений повышения учебной мотивации и развитие познавательных интересов каждого ученика.
  4. ПРИНЦИП ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ предполагает обучение и воспитание на предметах гуманитарного цикла с учетом индивидуальных способностей учащихся, позволяет сделать реальностью такой принцип государственной политики, как «…общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников» (ст.2 Закона РФ «Об образовании»).
  5. ПРИНЦИП ЦЕЛОСТНОСТИ ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, основанный на представлении об единстве процессов развития, обучения и воспитания, реализуется в создании сбалансированного образовательного пространства, учитывающего комплекс отраслей знаний в содержании образования, адекватность применения педагогических технологий содержанию и задачам гуманитарного образования.
  6. ПРИНЦИП НЕПРЕРЫВНОСТИ предполагает создание целостной системы, органически объединяющей II и III ступени образования и предполагающей установление преемственности между I и II ступенями образования, а также между кафедрой гуманитарных дисциплин и вузами.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ КАФЕДРЫ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН

Создать ученика способным к
саморазвитию – вот жизненный
принцип педагогики.

Вентцель К.Н.

Содержание работы кафедры гуманитарных дисциплин.

Содержание работы кафедры гуманитарных дисциплин МОУ «Гимназия №1» реализует основные цели образования, направленные на становление культуры умственного труда, навыков самообразования (самовоспитания), методов и средств научного познания.

Содержание работы кафедры гуманитарных дисциплин основано на идеях рефлексивной психологии и педагогики сотрудничества, отличающееся, прежде всего, своей гуманистической направленностью на поддержку, признание личности, помощь ей.

Характер содержания образования: общеобразовательный и профессионально-социально-ориентированный.

Деятельность кафедры гуманитарных дисциплин направлена на становление интеллектуальных способностей, обеспечивающих образованность личности, основными чертами которой являются широкий гуманитарный профиль, эрудиция, стремление к самообразованию (самоусовершенствованию), сознательный выбор целей и средств своей деятельности, гражданская ответственность за последствия их реализации.

Социально-педагогической основой управления образовательным процессом на кафедре гуманитарных дисциплин являются демократизация и гуманизация в управлении деятельностью кафедры, во взаимоотношениях членов коллектива обучаемых и обучающихся. Сам процесс образовательного взаимодействия представляет собой диалог педагогов и учащихся. Его эффективность определяется тем, какие личности в нем участвуют, насколько они себя ощущают личностями и готовы принять и увидеть личность в другом. Галилей говорил: «Вы… не можете научить человека. Вы можете только помочь ему открыть это в себе». На открытие и развитие человека в человеке, умение заложить в нем механизмы самореализации, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа и диалогичного взаимодействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией, направлена работа педагогов кафедры гуманитарных дисциплин.

Учебно-методическая деятельность кафедры гуманитарных дисциплин.

Учебно-методическая работа организовывается с целью создания гуманитарного образования на уровне, отвечающему быстрому развитию науки и позволяющему быстро приспосабливаться к постоянным изменениям современного мира.

Особое значение в образовательном процессе кафедры гуманитарных дисциплин приобретает преемственность: в организации учебного процесса, в технологиях обучения (на средней ступени образования – технологии обучения Л.В.Занкова и Эльконина-Давыдова, основой которых являются сложные общеучебные, комплексные дидактические и исследовательские умения), в согласовании путей совместной деятельности с кафедрой начального образования, что позволяет не допустить разрыва между остальными ступенями образования.

Технология филологического образования гимназии предусматривает работу по повышению культуры устной и письменной речи, по знакомству учащихся с историей языка, по освоению представлений о месте языка среди других языков по насыщению учебного процесса произведениями, текстуально наиболее яркими в художественном отношении и социально ориентированными на возрождении национального самосознания. Изучение литературы и истории предполагает реализацию установки не только на усвоение содержания текста и исторических фактов, но и на анализ художественного характера языка, его образности, эмоциональности, а также на анализ исторических событий.

Вектором обновления содержания исторического образования является стандарт и объем знаний, умений, включающий требования к качествам личности, которые должны быть сформированы при изучении конкретного учебного предмета. Именно стандарт определяет необходимый уровень социокультурного опыта учащихся. Достигается он на основе личностно - ориентированного демократического управления в 5-6 классах, далее - к демократическому в 7-9 классах и к либеральному в старших.

Задача учителя – воспитать у школьников убеждение в необходимости получения знаний для того, чтобы «быть полезным обществу», воспитать у них познавательный интерес к изучению предмета, стремление больше знать.

Учителя кафедры гуманитарных дисциплин используют в своей работе педагогические технологии, отражающие личностно-ориентированный подход: обучение в сотрудничестве; проблемное обучение; индивидуальное обучение; метод проектов; педагогическую мастерскую; дифференцированное обучение; интернет-технологии.

Процесс обучения, основанный на личностно-ориентированном образовании, предоставляет каждому ученику, опираясь на его способности, склонности, интересы, ценностные ориентации и опыт, возможность реализовать себя в познании, учебной деятельности и учебном поведении.

Научно-методическая и научно-исследовательская деятельность кафедры гуманитарных дисциплин.

Стратегическая цель реформирования образования в России ориентирована на ребенка, развитие его творческих способностей, самостоятельности, инициативы, стремления к самореализации и самоопределению. Гуманизация образования как путь достижения цели реформ предполагает максимальную персонификацию и дифференциацию обучения и воспитания детей.

Гимназическое образование позволяет осуществлять адаптацию учащихся к изменяющимся условиям жизни, закрепляя в индивидуальном сознании ценностные ориентиры становления личности человека.

В МОУ «Гимназия №1» создаются условия для возможной самореализации каждого участника образовательного процесса (ученика, учителя, гимназии в целом). Одним из средств этого является приобщение школьников к научно-исследовательской деятельности с целью формирования личности с развитым интеллектом и высоким уровнем культуры, адаптированную к жизни в обществе и готовую к осознанному выбору и освоению профессиональных образовательных программ.

Направления научно-методической и научно-исследовательской работы на кафедре гуманитарных дисциплин:

  1. Совершенствование содержания образования: моделирование разноуровневого содержания образования; гуманизация содержания образования; пути решения проблемы преемственности между начальным и основным общим образованием; внутренняя и межпредметная интеграция содержания образования; воспитательный (ценностно-ориентирующий и личностно-развивающий) потенциал содержания образования.
  2. Совершенствование образовательного процесса: внедрение современных педагогических технологий обучения; использование информационных технологий и пособий; формирование мотивационной основы образования; диагностика уровня учебных достижений учащихся; мониторинг эффективности образовательного процесса; психологизация образовательного процесса.

Формы научно-методической и научно-исследовательской работы педагогов кафедры гуманитарных дисциплин:

  1. Поисковая и исследовательская работа: разработка и апробация авторских программ; рецензирование, участие в редакционно-издательской деятельности; изучение теоретического материала по проблеме; участие в научно-практических конференциях, семинарах, совещаниях в виде докладов, выступлений, тезисов; написание методического пособия; составление справочника, тематического сборника; издание статей в журналах, сборниках.
  2. Разработка методической документации: работа по составлению учебных планов и программ; разработка анкет, различных положений о конкурсах, выставках, олимпиадах; разработка методик диагностики учащихся.
  3. Повышение квалификации: учеба на курсах повышения квалификации в ИПКРО; участие в проблемных семинарах; проведение открытых уроков; работа с научно-методической литературой; участие в конкурсах профессионального мастерства; наставничество; сопровождение научно-исследовательской работы учащихся.
  4. Обобщение и распространение инновационного педагогического опыта: систематизация и обобщение материалов учителя или собственного опыта инновационной деятельности; оформление результатов исследования в виде доклада, брошюры, статьи, монографии; презентация и распространение инновационных наработок в образовательный процесс; мастер-класс, педагогическая мастерская; встречи с творчески работающими учителями; оказание методической помощи.

Учителя кафедры гуманитарных дисциплин принимают участие в работе гимназических, городских и областных научно-практических конференций, семинаров, педагогических чтений.

Педагоги кафедры гуманитарных дисциплин считают своей важной задачей включение научно-исследовательской деятельности учащихся в образовательный процесс. Научно-исследовательская работа позволяет каждому ученику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих талантов-дарований. Дело учителя – создать и поддержать творческую атмосферу в этой работе.

Под исследовательской деятельностью учащихся сегодня понимается такая форма организации учебно-воспитательного процесса, которая связана с решением школьниками творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом. Данная работа предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования: постановку проблемы, ознакомление с литературой по данной проблематике, овладение методикой исследования, сбор собственного материала, его анализ, обобщение и выводы.

В обобщенной схеме представлены пути создания атмосферы познавательного поиска на кафедре гуманитарных дисциплин:

Учитель помогает ребенку «нарабатывать» навыки исследования как метода и существа научного познания: не секрет, что большая часть учеников склонна к практико-преобразующей предметной деятельности, и лишь малая часть учеников способна работать самостоятельно.

Исследовательская деятельность на кафедре гуманитарных дисциплин является средством интеграции образовательных программ общего среднего и дополнительного образования. Это позволяет объединить преимущества, свойственные образовательным программам этих двух типов: ориентированность общего среднего образования на выполнение государственного и социального заказа на воспроизводство профессионально-кадрового потенциала и направленность дополнительного образования на свободный выбор ребенком и его семьей видов и форм деятельности, формирование его собственных представлений о мире, развитие познавательной мотивации, способностей и склонностей. Данный путь интеграции позволяет учителям кафедры создать особую развивающую образовательную среду, комфортную для ребенка и основанную на взаимодействии детей и педагогов в процессе предметной деятельности, реальном авторитете наставника и друга, уважительном отношении друг к другу субъектов этой деятельности.