Использование тестов на уроках истории в 5 классе

Разделы: История и обществознание


Цель данной статьи – показать собственный опыт использования тестовой технологии на уроках истории в 5 классе.

Тестовая технология наряду с другими педагогическими технологиями становится все более доступной школьному учителю даже сельской школы, так как на данный период появилось много научно-методической литературы, сборников тестовых заданий, контрольно-измерительных материалов для итоговой аттестации в форме ЕГЭ, начиная с 2000 года. Тесты широко представлены в методических пособиях разных авторов к конкретному учебнику конкретного класса по конкретно изучаемому периоду истории.

Существует несколько современных словарных определений тестов для психолого-педагогической области, в которых ключевыми словами являются “стандартизированное измерение”, “количественная оценка” “психофизических и личностных характеристик”, знаний, умений и навыков. Наиболее же принятое специалистами тестологии определение таково:

“Тест – это инструмент, состоящий из квалиметрически выверенной системы тестовых заданий, стандартизированной процедуры проведения и заранее спроектированной технологии обработки и анализа результатов, предназначенный для измерения качеств и свойств личности, изменение которых возможно в процессе систематического обучения”. (Майоров А.Н. “Теория и практика создания тестов для системы образования”, изд. “Интеллект-Центр, Москва, 2001 год).

В данном определении отражен состав теста и его целевое назначение. В методической литературе тест рассматривается как инструмент измерения и оценивания, как инструмент промежуточной или итоговой, но аттестации. И это справедливо, так как тесты в качестве измерителей используются уже давно в большинстве стран мира. Таково изначально их назначение.

Однако мне бы хотелось рассмотреть тестовую технологию не только и не столько как способ нетрадиционной аттестации школьных достижений, а в большей степени как активную форму обучения учащихся, способствующую развитию “психофизических и личностных характеристик”, прочному усвоению знаний, умений и навыков в процессе систематического обучения.

Учащиеся 5 класса – младшие подростки. Перейдя во вторую ступень, они осознают себя повзрослевшими. Игра, как ведущая учебная деятельность, не утрачивает еще своего значения, однако новый статус школьника предполагает новый уровень ожиданий, новые, более “серьезные” формы работы на уроках. Такой формой работы является, в том числе, и работа с тестами. Что такое тест, когда и для чего он будет использоваться, учащиеся узнают на вводных уроках. Конечно, в начальной ступени элементы тестирования присутствуют в практике работы учителя, но они, как правило, не имеют систематического характера.

Тесты для учащихся 5 класса составлены мною по большинству параграфов школьного учебника “История Древнего мира” (авторы А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая) [Приложение 1]. Следует отметить, что они были составлены задолго до того, как тестирование в школе вошло в активную практику учителя. Поэтому, возможно, не отвечают многим требованиям, предъявляемым к составлению тестов. Однако по мере их использования, тесты дорабатываются и совершенствуются.

В зависимости от поставленной цели тесты используются в течение учебного года в нескольких вариантах.

Вариант первый. Использование теста с целью изучения уровня обученности учащихся. В начале учебного года идет знакомство с учащимися, с тем, насколько развиты у пятиклассников общеучебные умения и навыки, например, скорость и осознанность чтения, темп работы на уроке, умение работать с книгой, умение слушать и воспринимать на слух. Важно определить, каковы свойства памяти, восприятия, воображения. Наконец, насколько развит интерес к учению в целом. В таком случае тест дается непосредственно после чтения или объяснения материала. Проверяется, насколько внимательно слушают учащиеся объяснение учителя или читают материал параграфа, как запоминают услышанное или прочитанное. В результате учащиеся разделяются в соответствии с успешностью их деятельности по тому критерию, который является основным для целей тестового испытания. Такое тестирование необходимо для планирования дальнейшей работы с пятиклассниками, так как сразу становится очевидным, кто из них требует индивидуального подхода в обучении.

Вариант второй. Использование теста с целью проверки домашнего задания. Переход учащихся на новую ступень обучения ставит перед нами много новых задач. С самого начала необходимо приучить пятиклассников систематически самостоятельно работать с учебником истории, совершенствовать навык чтения, выполнять домашнее задание. Чтобы хорошо читать, надо много читать. Надо читать вслух для себя, для других, слышать свое чтение, понимать прочитанное. Программа начальной школы предполагает достаточное развитие этого навыка, однако практика работы показывает, что далеко не все учащиеся приходят во вторую ступень читающими хорошо.

О проверочном тестировании учащиеся предупреждаются заранее. Учитель сообщает, что проверка домашнего задания будет проведена в форме теста. К этому времени учащиеся уже знают особенности проведения такой проверки. Получены и усвоены все необходимые инструкции к выполнению задания, известен учащимся и принцип оценивания. Тестирование проводится в начале урока. Задания и варианты ответов озвучиваются учителем один раз. Ученики выбирают единственно правильный ответ и отмечают его согласно инструкции в специальной карточке выполнения заданий [Приложение 2]. При этом учащимся запрещено общение друг с другом. Каждый отвечает за себя. Категоричность требований дисциплинирует учащихся, концентрирует их внимание на выполнении задания. Ученики не отвлекаются сами и не отвлекают других. Если тест проверки дает отрицательный результат, это показатель, в том числе, и слабого контроля или отсутствия такового со стороны родителей.

Вариант третий. Использование тестов в качестве дидактического материала. В данном случае тест используется не как инструмент оценивания, а как инструмент формирования навыка самостоятельной работы с учебником.

Тесты даются каждому ученику в письменном виде. Для пятиклассников достаточно одного варианта вопросов. Задача учащихся найти правильный ответ и подтвердить его материалом учебника. Здесь нет жесткого ограничения во времени и неважно количество выполненных заданий, здесь идет повторение и закрепление изученного, что необходимо для перевода знаний в долговременную память. Как правило, все учащиеся выполняют работу за отведенное время, кроме того, работа может быть продолжена и завершена дома.

Методика составления тестов рекомендует разнообразить форму тестовых заданий, чтобы мотивация была устойчивая и положительная, а работа не была монотонной и утомительной. Не рекомендуется формулировать задания в форме косвенного вопроса, в форме сложноподчиненного предложения с союзом если…, то. Следует использовать короткие, простые предложения, без зависимых или независимых оборотов. Советуют также использовать длинный вопрос и короткий ответ, иначе на прочтение ответов уходит больше времени и больше сил тратится на анализ высказываний. Повторяющиеся части в вариантах ответа лучше разместить в вопросе. Варианты ответов лучше располагать в один столбик, максимум в два. Эти замечания справедливы для использования тестов контроля в двух первых вариантах. Тесты, используемые для самостоятельной работы с учебником, на мой взгляд, могут и не отвечать этим требованиям.

В двух первых вариантах оптимальное время теста должно быть достаточно коротким (например, 8-10 мин.). Это позволяет избежать списывания и подсказок, а также нарушения дисциплины. С помощью теста возможно быстро и относительно точно оценить учащихся всего класса. Кроме того, оптимальное время не утомляет ученика и не снижает работоспособности. Работая с тестами, все учащиеся находятся в равных условиях, так как используется единая процедура и единые критерии оценки, что позволяет избегать нервных напряжений.

Количественный и качественный показатель тестов, на основе которого оцениваются результаты выполненной работы в зависимости от цели проведения работы таков: тест состоит из 11 вопросов и 3 вариантов ответа, один из которых верный. Взято максимальное количество альтернатив, даже если ответы цифровые или одно слово, например, имена, географические названия. Так как тест составлен на материале одного параграфа, интересные и оригинальные альтернативы найти бывает трудно.

В методической литературе нет однозначного критерия оценки выполненных заданий. Перевод процента выполнения в школьные баллы от “2” до “5” подвергается сомнению. Однако данные тесты мною оцениваются именно в школьных баллах. За 6-7 выполненных верно заданий учащиеся получают оценку “3”, за 8-9 заданий – “4”, за 10-11 – “5”. Даже при такой несовершенной системе оценивания пятиклассники имеют право на ошибку. Но уже с 5 класса они твердо усваивают, что задание должно быть выполненным не менее чем на 50 % (0,5% учитывается на усмотрение учителя чаще в пользу ученика).

Курс “Истории Древнего мира” интересен учащимся, само содержание создает благоприятную эмоционально-мотивационную сферу. Задания в форме тестов вызывают интерес пятиклассников, стимулирует их на качественную систематическую подготовку и получение хорошей оценки, что позволяет успешно решать поставленные образовательные задачи. Они мотивируют на внимательное осознанное чтение, вызывают стремление найти верный ответ, помогают создать ситуацию успеха каждому ученику, формируют положительное отношение к учению.

Работа с тестами от класса к классу будет усложняться. И чтобы итоговая аттестация в форме ЕГЭ прошла успешно, начинать готовить к ней в доступной для пятиклассников форме необходимо уже на начальном этапе изучения истории.