Интегрированный урок по математике и информатике в 3-м классе с элементами личностно-ориентированного обучения

Разделы: Информатика, Начальная школа


Цели урока:

  • закреплять умение решать составные задачи;
  • знания табличного умножения и деления;
  • совершенствовать вычислительные навыки;
  • развивать умение логически мыслить, рассуждать, анализировать;
  • воспитывать умение работать в паре, группе, интерес к предмету через применение компьютерных технологий.

Цели, ориентированные на развитие личности ребёнка:

  • развитие личностного отношения к учебным предметам;
  • создание условий для развития умения высказывать своё мнение, аргументировать его;
  • коррекция самооценки.

Оборудование урока:

  • сигнальные карточки с математическими знаками у детей,
  • презентация, (Приложение)
  • плакаты с изображением первобытного человека,
  • учебники,
  • тетради,
  • листы с заданиями по информатике.

Форма урока: интегрированный урок математики и информатики.

Участники: учащиеся 3 класса, учителя Жданова Л.Н., Иванова И.Б.

Ход урок

Приложение

1. Сообщение темы и целей урока.

Учитель нач.кл.:

- Весёлый прозвенел звонок,
Мы начинаем наш урок.
Продолжить учиться задачи решать
Компьютер будет помогать.

2. Актуализация знаний детей.

Учитель нач.кл.: - Чтоб работать быстро и ловко, нам нужна для ума тренировка.

Игра “Ты мне, я тебе”

Задание: вспомнить математические правила, утверждения, начать его, а сосед должен закончить, затем наоборот.

- Прямая, у которой есть начало и конец, называется… (отрезок).

- Если к значению разности прибавит вычитаемое, то получится …(уменьшаемое).

- Прямоугольник, у которого все стороны равны …(квадрат).

- В выражениях со скобками в первую очередь... (выполняется действие в скобках).

Игра “Живая таблица на 5”.

Учитель называет пример, а дети с помощью рук должны показать ответ, образовав его все вместе. Например, 5·4, дети должны показать 4 ладошки – это 20.

Решение задач с помощью сигнальных карточек - математических знаков.

- Просигнальте, каким действием решается задача. Задачи подобраны из истории жизни древнего человека.

Племя первобытного человека занимало 2 пещеры. В первой жили 54 человека, а во второй на 8 человек больше. Сколько человек жило во второй пещере? (+)

Затем люди научились строить жилища из веток и стволов деревьев. На постройку одного дома требовалось 7 таких деревьев. Сколько деревьев понадобится на постройку 4 таких жилищ? (·)

Стариками племени было заготовлено 65 наконечников для стрел. Когда часть из них раздали охотникам, осталось 20 штук. Сколько наконечников для стрел получили охотники?

Для приготовления лекарства от ран ведуны понадобилось 20 корешков. Она их расположила по 4 штуки на большом камне. Сколько кучек кореньев получилось? (:)

3. Работа над новым для детей понятием

Учитель информатики: - С незапамятных времён человек искал ответ на вопрос: “Могу ли я достичь того же, чего достигли другие объекты природы? Смогу ли я научиться летать по воздуху как птицы, или плавать под водой, как рыбы?”

Сначала человек только мечтал об этом: он создавал сказки о волшебном ковре-самолёте, о подводных царствах, в которых живут люди.

Затем человек начал наблюдать за растениями и животными, начал изучать их строение с тем, чтобы научиться делать то же, что уже создала сама природа. И в этом ему сейчас помогает наука, название которой вы составите сами.

Возьмите в конверте полоски бумаги и попробуйте из них составить 2 слова:

БИО
ЛОГИЯ
ТЕХ
НИКА

На границе этих двух наук и возникла новая наука БИОНИКА- наука, которая черпает идеи у природы и применяет их в технике.

Наблюдения за птицами послужили толчком в создании самолёта, за рыбами – подводной лодки, за кальмарами – ракеты. Проанализируйте оставшиеся рисунки и восстановите недостающие элементы в схеме:

Рисунок 1

Учитель нач.кл.: - Возвращаемся из мира наук с помощью волшебных колёс на с. 58 учебника.

Посчитайте примеры цепочки и назовите ответы. С каждым названным ответом появляется буква на экране.

Рисунок 2

4. Закрепление изученного.

Итак, у нас появился новый друг, о котором мы знаем не так уж много. Он предлагает отказаться от учебника и работать с ним. Кто согласен? Я бы не спешила отказываться от старых, проверенных друзей.

Посмотрите на нашу страничку. Чему она учит? (Решать задачи).

Задача 2.

Прочитайте задачу.

Кто знает, как её решить?

Кто сомневается?

Внимание! На помощь пришёл наш друг!

Рисунок 3

- Кому помогла подсказка компьютера? Значит, он может нам помочь правильно решать задачи.

Физкультминутка

Рисунок 4

Игра “Море волнуется…” под музыку.

Уч. информатики: - Итак, компьютер помогает нам учиться, а также отдыхать и развлекаться. Но кроме этого, он хочет, чтобы вы выполнили его задание.

Рисунок 5

5. Создание ситуации выбора.

А вот ещё задание, но уже по математике.

Рисунок 6

- Увы, компьютер устал, произошёл какой-то сбой. Как же быть с задачей?

Давайте обратимся к учебнику.

Прочитайте задачу 3. Что значит 2 недели? Сколько дней в неделе?(7) а в двух?(14) Как узнали? Можем ли мы ответить на вопрос задачи? Как? Запишите решение задачи. Её ответ.

Записали? А компьютер предлагает вам проверить себя:

Рисунок 7

Значит, наш друг умеет проверять.

6. Рефлексия.

Итак, давайте обобщим. Сегодня мы узнали, что:

Рисунок 8

Поставьте учебнику и компьютеру оценки за урок.

Итак, учебник- это книга, а компьютер – это техническое устройство, у которого, несомненно, больше возможностей, чем у учебника. Вы это должны всегда помнить. Однако и тот, и другой созданы человеком для передачи информации, т.е. своих знаний. К тому же компьютеры пока ещё являются предметом роскоши, а учебники доступны практически всем ученикам.

Мы с вами должны учиться работать с компьютером и не забывать о своём проверенном помощнике – учебнике.

Ведь недаром народная мудрость гласит:

Рисунок 9

Кому понравился наш урок?

Кто считает, что он был активным на уроке, у него всё получилось? Какое задание было самым простым и самым трудным? Что нового вы узнали?

Литература:

  1. Горячев А.В., Горина К.И., Суворова Н.И. Информатика в играх и задачах. 3 класс: Методические рекомендации для учителя. – М.: Баласс, 2005. – 144 с.
  2. Математика. Учеб. для 3 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч 2. (Второе полугодие) /М. И. Моро, М.А. Бантова и др. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2004. – 96 с.
  3. Соловьёва Т. А. Уроки естествознания во втором классе гимназии:/ опыт развития интеллекта младших школьников в учебном процессе/. – М.: Прометей, 1997.