Экологический день в начальной школе

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Расширять кругозор младших школьников о северном крае: природе, коренных жителях, культурном наследии северных народов.
  2. Развивать мышление, познавательную активность.
  3. Воспитывать любовь к родному краю и бережное отношение природе.

Оборудование:

  • Аудиокассета «Песня Севера», автор Г.Лагей.
  • Страницы «устного журнала», изготовленные на листах ватмана.
  • Картинки с изображением животных, птиц, рыб.
  • Карта ЯНАО.
  • Таблица «Чьи следы?».
  • Аудиокассета с записью голосов птиц и зверей.
  • Гербарии растений.
  • Кроссворд.

Ход занятия

1. Сообщение темы и целей.

Сегодня мы с вами перелистаем страницы очень интересного журнала под названием «Край чудес». (Учитель показывает журнал, изготовленный совместно с детьми на листах ватмана). Вы узнаете много нового о нашем северном крае: его растительном и животном мире, о малых народах, проживающих здесь.

2. Основная часть.

1. 1-я страница. Наш прекрасный белый-белый Север.

Звучит музыка с аудиокассеты «Песня Севера», автор Г.Лагей.

…Огнедышащ и могуч ты, Север,
Наш прекрасный белый-белый Север.
Видно, кто-то нашим песням внемля,
Опустил сияние на землю,
Если в ней Россия отыскала
Пламя, что священно запылало.
День и ночь, как мамонты живые,
По земле шагают буровые.
Как упряжки длинные оленьи,
Мчат газопроводы сквозь селенья.
Сквозь леса и тундру, через горы,
Через злые топи Самотлора.
Ты огня хранитель, славный Север,
Наш прекрасный белый-белый Север.

(Л. Лапцуй)

Открываем первую страницу. Необходимо ответить на вопросы.

-Как называется страна, в которой мы живем?

-Назовите столицу России.

-Как называется край, в котором мы живем?

-Покажите по карте.

-Назовите главный город ЯНАО.

-Покажите по карте.

-Как Салехард назывался в прошлом?

-В каком году был образован округ?

-Сколько районов в ЯНАО?

-В каком районе мы живем?

Там, где тундра и тайга,
Там, где вьюга и пурга,
Там, где бурый Пур кружит,
Где пурпурный мох лежит,
Где блестящее сиянье
Освещает небосклон,
Прочитаете названье:
Это Пуровский район!

-Как произошло название района?

-Назовите и покажите по карте административный центр Пуровского района.

-Какие народы живут у нас?

-Назовите самую многочисленную народность Севера. (ненцы)

-Как переводится на русский язык слово «ненец»?

-Как называется лодка, выдолбленная из дерева, на которой ханты и манси рыбачили и рыбачат до сих пор?(обласка)

-Как называется национальная одежда коренных народов: у мужчин из оленьих шкур с капюшоном, у женщин- расписанные двухслойные шубы из оленьего или песцового меха? (малица, ягушка)

-Отгадайте загадку:

В ночь беззвездную до чума
Кто добраться вам поможет?
Кто разыщет путь по ветру,
Если в тундре бездорожье?

(олень)

-Какое значение имеет олень для северных народов?

С этим заданием вы справились. Теперь переворачиваем еще одну страницу.

2. 2-я страница. Кто в северном краю живет?

Звучит музыка.

Очень много зверей обитает в нашем крае. Отгадав загадки, вспомним, кто они. (На доске висят картинки с изображением животных. Дети разгадывают загадки и показывают картинки-отгадки)

Хозяин лесной просыпается весной,
А зимой под снежный вой
Спит в избушке меховой.

(медведь)

Юркий маленький зверек
С ветки прыг, на ветку скок.

(белка)

-А какие еще звери живут на территории ЯНАО

Игра: «Чьи это следы?» (Учитель вывешивает таблицу)

-Какие птицы ночуют, зарывшись в снег? (тетерева, куропатки,рябчики)

-Как называется птица, которая прячет кедровые орешки? (кедровка)

-Какие еще птицы обитают в наших краях?

Конкурс на лучшего знатока голосов птиц и зверей.

Звучит аудиозапись «Голоса птиц и зверей».

Подведение итогов конкурса.

-Назовите рыб, которые водятся в водоемах нашего края.(муксун, нельма, пелядь, язь, щука, плотва, окунь, налим и т. д.) Показ картинок с изображением рыб.

Вы хорошо знаете животный мир, переходим к следующей странице.

Физкультминутка.

-Изобразить движения зайца, медведя, белки.

-Показать, как качаются деревья на ветру; как кружатся снежинки.

3. 3-я страница. Что в северном краю растет?

Звучит музыка.

Кроссворд. Узнай по описанию. Учащиеся узнают растения и показывают гербарии

  1. Голубая поляна. Разве такое бывает? Но, приглядись, вся она покрыта маленькими кустарничками. А на этих кустарничках висят голубые ягоды. Они и окрашивают поляну в голубой цвет. (голубика)
  2. Ягода невкусная: Очень уж большие косточки в ней. Но посмотри: если листочки этого растения закручены вниз- будет хорошая погода. Примета верная: растение хороший барометр. (костяника)
  3. В одной сказке злая мачеха посылает девочку зимой в лес за свежими ягодами. А ведь достать зимой из-под снега свежие ягоды можно не только в сказке, но и на самом деле. Что это за ягоды? (клюква)
  4. Это травянистое растение- ближайший родственник малины. Листья округло-угловатые, плоды состоят из нескольких маленьких сочных плодов: снаружи мякоть, а внутри- косточка. В конце созревания приобретает оранжевый цвет. (морошка)
  5. Это один из самых крупных лишайников, высота его достигает 10-15 см. Имеет беловатую окраску, во влажном состоянии влажный, упругий. Служит кормом для оленей. (ягель)
  6. Это одно из самых распространенных растений в тундре. Ее можно встретить повсюду. В летнее время ее листьями питаются олени, а местное население собирает более крупные экземпляры на топливо. Ростом растение невелико и растет не деревом, а кустарником. (береза)

Вы хорошо знаете растения, смогли разгадать кроссворд.

Переворачиваем еще одну страницу.

4. 4-я страница. Берегите Землю! Берегите!

Звучит музыка.

Представители коренного населения бережно чтут природу родного края, чтобы сохранить ее для будущих поколений. В тундре и зверь и дичь могут жить без тревог, северный человек напрасно не нарушит их покой. А когда он вынужден будет воспользоваться щедростью природы, то возьмет ровно столько, сколько необходимо для жизни, чтобы не нанести горькую обиду земле и рекам, зверям и птицам.

Велика сила любви человека тундры к оленю. Забота о нем закрепила многие привычки бережного отношения к природе. Поэтому мы никогда не увидим человека тундры с ярким полевым букетом или же собирающего с цветками и листьями неспелую морошку. Это показывает чуткое отношение к природе, боязнь разрушить первозданную красоту в окружающем мире. Кстати, грибы ненцами в пищу никогда не употреблялись. По-видимому, когда-то ненцы, заметив, что олени любят грибы, сочли, что разумнее не отнимать у них это вкусное яство.

Сколько прекрасных произведений северных поэтов являются подтверждением наблюдательности северян, Какие удивительные в них сравнения:

Как белая оленья шкура,
Который век, который год
Лежит и стынет тундра хмуро
У ледяных своих ворот.

Лежит огромной шкурой белой,
И движется по ней зима,
И солнце зимнее присело
На край пологого холма.

И, как пастух, - все стадо разом,
Обводит тундру зорким глазом.
А тундра утром хороша.
Кусты темнеют мехом рысьим,

Снежинки кружат не спеша,
Блестят на солнце, словно бисер.
Она вся вышита как будто
Умелой женскою рукой…

(Л. Лапцуй)

Любоваться северными красотами приезжают из многих уголков земли. Веками жил человек в единении с природой, понимая друг друга и стараясь не обидеть. Но что происходит в последние 50 лет? «Открытием века» называют подвиг разведчиков нефтяной и газовой целины на севере края. В таежных дебрях, среди непроходимых болот, в промерзлой тундре забили мощные фонтаны нефти и газа. В кратчайший срок здесь была создана главная топливная база страны. Пролетая над тундрой на вертолете можно наблюдать картину: черные озера, брошенная техника, груды металлолома, останки старых буровых, широкие полосы многочисленных дорог. Известно, что нефть и газ это богатство страны, валюта, будущее края. Но о каком будущем можно говорить, если методы освоения ведут к гибели природы. Многолетние научные исследования показали, что восстановить силу северной природы можно. Подходы к этой проблеме могут быть различными. Один из них такой: привести в порядок взъерошенную экскаваторами землю. Для этого нужно сеять многолетние и однолетние травы. Приживаются травы плохо, значит надо помогать растениям: обрабатывать семена стимуляторами роста. Тогда постепенно восстановятся мертвые пески карьеров и растительный покров. Берегите землю. Берегите

Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинке солнечные блики,
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите Землю! Берегите!

(М. Дудин)

Пусть слова из этого стихотворения послужат заветом тем, кто пришел на землю созидать, а не разрушать.

3. Подведение итогов занятия.

Мы перелистали все странички нашего журнала.

Давайте вспомним, какие это были странички, о чем они вам рассказали?

Что больше всего понравилось, запомнилось?

На переменах либо в группе продлённого дня проводятся национальные игры

Цели:

  1. Знакомство с национальными играми северных народов.
  2. Развивать физические способности: ловкость, быстроту, меткость.
  3. Расширять кругозор детей.
  4. Совершенствовать навыки коллективной деятельности.
  5. Воспитывать чувства товарищества и взаимопомощи.

Оборудование: обручи, кегли, санки, мячики, призы для награждения победителей соревнований.

Если есть возможность, данное внеклассное мероприятие проводится на свежем воздухе. Класс делится на 2-3 команды.

1. Эстафета «Хват без перехвата».

Эта эстафета проводится, если играющие разбиты на две команды. От каждой команды по очереди выходят по одному участнику. Они становятся спиной круг к другу и сцепляются

Согнутыми в локтях руками. По команде учителя игроки стараются заставить друг друга оторвать ноги от земли. Команда получает очко, если ее участник победил. Выигрывает та команда, которая заработала больше очков.

2. Национальная хантыйская игра «Бросание тынзяна на хорей».

Участники команд стараются по очереди набросить обруч на кеглю, стоящую в 5 метрах от них. Выигрывает команда, больше всех набросившая обручей на кеглю.

3. Забава «Прыжки через санки».

Эстафета также проходит в парах. Первый участник перепрыгивает через санки, стоящие передним, второй участник быстро переставляет санки вперед, первый участник опять прыгает, и так до кегли, где участники меняются ролями и начинают возвращение к команде. Выигрывает та команда, которая быстрее других закончит эстафету.

4. Игра «Поместится в чуме».

Перед каждой командой лежит обруч. Представьте, что это хантыйский чум. Выигрывает та команда, у которой больше участников поместятся в чуме.

Если количество игроков в команде невелико, то задание можно изменить: все участники команды как можно быстрее забежать в свой чум-обруч.

5. Игра «Охотники».

Участники по очереди стараются попасть снежком в кеглю, расположенную на расстоянии 4-5 метров от игроков. Снежки можно заменить небольшими мячиками. Выигрывает та команда, у которой больше попаданий.

6. Игра «Капкан».

От каждой команды выбираются по два игрока: «капкан» и «охотник». Сначала «капканы ставит» первая команда. Два «игрока-капкана» становятся лицом друг к другу, берутся за руки и поднимают их, образуя ворота. Все остальные игроки со всех команд встают цепочкой через одного. «Охотник встает спиной к «капкану». По команде учителя цепочка игроков начинает проходить через «ворота». «Охотник», не видя, что происходит, говорит «стоп» - «капкан» захлопывается, то есть два участника, которые и есть «капкан», опускают руки. Если в «капкан» попался игрок с чужой (не «охотника») команды, то команда «охотника» получает очко. «Охотник» охотится пять раз. Затем «ставит капканы» другая команда. Выигрывает команда, которая поймала в свой капкан больше «добычи»

7. Эстафета «Догнать лисицу».

Участники команды по очереди добегают до кегли, возвращаются обратно и передают эстафету следующему игроку. Какая команда быстрее?

Подведение итогов.

Награждение победителей.