Интегрированный урок (окружающий мир + русский язык) по теме "Экосистема. Болото. Распознавание однокоренных слов"

Разделы: Начальная школа


Тип урок: Интегрированный.

Окружающий мир: Урок изучения нового материала.

Русский язык: Урок закрепления пройденного материала.

Оборудование:

  • веера с буквами, карточки с буквами: Б, О, Л, О, Т, О;
  • картинки с изображением видов болот (мохового, травянистого, лесного, травянистого);
  • картинки ягод (клюквы, морошки, голубики, черники);
  • картинки растений болот (росянки, багульника, дербенника, княженики, пушицы, рогоза и т.д.);
  • коллекция «Торф и продукты его переработки»;
  • картинки с изображением животных болот;
  • учебник «Окружающий мир»А. А. Вахрушев.

Цели урока:

  • знакомство с новой экосистемой «Болото»;
  • формирование навыка распознавания однокоренных слов.

Задачи:

Обучающие:

  • познакомить учащихся с экосистемой «Болото», её растительностью и животным миром;
  • формировать навык нахождения однокоренных слов.

Развивающие:

  • развивать познавательные процессы учащихся (внимание, память, мышление), устную и письменную речь, обогащать словарный запас;
  • формировать общеучебные умения и навыки:
  1. учебно-организационные (организация рабочего места, осуществление контроля и самоконтроля);
  2. учебно–интеллектуальные (умение работать с книгой, обобщать, выделять главное, сравнивать);
  3. учебно–коммуникативные (умение слушать, работать в парах).

Воспитывающая:

  • воспитывать бережное отношение к природе;
  • воспитывать культуру учебного труда.

Валеологические:

  • содействовать сохранению здоровья учащихся.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и цели урока.

Сегодня на уроке мы познакомимся с новой экосистемой, узнаем о её обитателях и растениях, повторим правила распознавания однокоренных слов.

А насколько наш урок будет необычным, вы расскажите в конце урока.

III. Этап актуализации знаний.

Нас с вами ждет небольшое путешествие. А куда мы с вами отправимся, вы узнаете через несколько минут.

Орфографическая разминка.

Покажите на веерах, какие буквы нужно вставить в следующих словах…

На доске:

  • Голу(б/п)ь;
  • (а/о)сина;
  • со(л/-)нце;
  • к(а/о)рзина;
  • кро(д/т);
  • в(а,о)лчата.

(Дети показывают на веерах следующие буквы: б, о, л, о, т, о; а учитель выставляет их на доске).

Какое слово получится, если соединить все эти буквы?

(На доске появляется тема урока «Болото», составленное из отдельных букв, выставленных ранее).

Ребята, это название новой экосистемы, с которой мы познакомимся на уроке.

Запишите в тетрадь это слово.

А как вы думаете, что такое болото?

(Дети высказывают свои предположения, рассматривают картинку с изображением болота).

IV. Этап интеграции знаний разных предметов.(Русский язык и окружающий мир).

Болотные почвы формируются в условиях повышенной влажности под влаголюбивой растительностью. В основном в лесной зоне умеренных поясов.

Закройте глаза и произнесите шепотом слово «болото».

Как можно назвать его по-другому? (Болотце).

Какие еще однокоренные слова можно подобрать к слову болото?

Однокоренные слова: болотный, болотце, болотистый…

Запишите их в тетрадь. Выделите корень.

(Дети записывают слова: болотный, болотце…).

А теперь давайте проверим, действительно ли мы с вами подобрали однокоренные слова?

Каким правилом будем пользоваться?

Повторение правила по следующей схеме:

По преобладающей растительности существуют несколько видов болот:

Запишите в тетрадь название каждого вида болот в столбик.

А почему некоторые болота называют «моховые»? (Мох).

Запишите слово мох рядом со словом моховые. Выделите корень в этих словах.

А теперь самостоятельно подберите однокоренные слова, которые подсказывают, что растет на каждом из данных видов болот. Запишите их рядом с однокоренными словами. Выделите в них корни (по одному ученику с каждого ряда выполняют задание у доски).

  • Лесные, лес.
  • Травяные, трава.
  • Кустарничковые, куст.

Физкультминутка.

Игра: «Лес, кустарник, трава». (Учащиеся встают из-за парт и по команде учителя показывают лес, вытянув руки вверх, кустарники – наклоняясь вправо и влево, травы – приседая. Во время выполнения физкультминутки, учитель расширяет кругозор уч-ся, используя однокоренные слова типа лесок, травушка, травинки, кустики, кустарники и т.д.).

В болоте вода стоячая, поэтому оно зарастает осокой, водорослями, мхами. Отмирая, они образуют толстый слой ила. Ходить по болотам опасно. Оступившись, можно провалиться в трясину, из которой невозможно выбраться без посторонней помощи.

А раз там так опасно, зачем же люди ходят на болота?

(Ответы уч-ся. Заострить внимание: за ягодами).

А вы знаете, что нужно взять с собой и как правильно одеться?

(Дети высказывают свои предположения).

Я предлагаю вам открыть учебники «Окружающий мир» на странице 16 и проверить наши предположения.

(Дети перечисляют предметы и рассказывают, для чего они нужны).

Давайте поиграем: я буду называть предметы – одежды, которые понадобятся взрослым, чтобы отправиться в путешествие, а вы в ответ будете называть предметы – одежды, которые наденут их маленькие спутники.

(Куртки – курточки, сапоги – сапожки…).

Все ли необходимое они с собой взяли? А кто из вас хочет отправиться вместе с Машей и Аней за ягодами? (Ответы уч-ся).

А во что обычно собирают ягоды? (Ответы детей).

Кто из вас сможет ответить на этот вопрос однокоренными словами?

(Например, в корзинки, корзины, корзиночки).

Физкультминутка.

Чтобы её провести, учитель предлагает уч-ся тоже отправиться в путешествие.

(Дети изображают осторожное движение по болоту, имитируют сбор ягод, осматривают окрестности).

Вот мы и пришли.

Вам нравится здесь? (Обращение к иллюстративному материалу на доске. Это картинки болотных растений: росянка, багульник, пушица, дербенник, рогоз).

Как вы думаете, от какого слова образовалось название растения росянка? (От слова роса).

Маленькие, сверкающие в лучах солнца капельки на растении похожи на росу. Назовите корень.

Посмотрите сколько здесь много различных ягод.

(Учитель показывает и называет ягоды: морошка, голубика, клюква, черника, княженика, брусника).

В нашей местности тоже много болот. Чаще всего на них встречаются ягоды: голубика, клюква, черника. Именно их мы будем собирать в свои корзинки.

На доске написаны следующие слова:

Клюква, голубичка, черничка, клюв, клюковка, черника, чернила, голубика, голубь.

Какую ягоду в свою корзину будет собирать 1 ряд? 2 ряд? 3 ряд?

Собирайте ягоду большую и маленькую.

Каждая группа должна записать название своей ягоды в тетрадь. Выделите корень.

Почему вы записали только по два слова?

(Работа у доски над выделением лишнего понятия).

А еще на болоте растет удивительное растение – мох сфагнум. Чем он необычен, вы узнаете из текста в учебнике «Окружающий мир» (стр. 15).

Что вы узнали про сфагнум?

(Впитывает много влаги, обладает целебными свойствами, из отмершего мха образуется торф).

Учитель на доске, а учащиеся у себя в тетрадях записывают слово торф. Используя карточки с написанными суффиксами: - ян-, - ист-; окончанием – ая, учащиеся должны попробовать образовать однокоренные слова (торфяная, торфянистая). Карточки с частями слова они подставляют к слову торф.

Полученные слова ученики записывают в тетрадь. Выделяют корень.

В это время проводится индивидуальная работа по коллекции «Торф и продукты его переработки». (2 ученика рассматривают коллекцию и находят однокоренные слова. Торф, торфоизоляционная плита, торфяная смола).

После завершения работы по составлению однокоренных слов (при помощи карточек), эти ученики показывают коллекцию и называют однокоренные слова.

Ребята, растения и ягоды, растущие на болоте нужны не только человеку, но и братьям нашим меньшим. Болото является местом обитания многих животных.

Некоторых из них вы знаете.

(Уч-ся называют их, опираясь на иллюстрации на доске).

(На доске происходит условное деление животных на известных и неизвестных. Если уч-ся знают животное, то учитель помещает его в правую группу, а остальных в левую. Это даст уч-ся возможность на этапе повторения четко выделить тот новый материал, с которым они познакомились на уроке).

Учитель показывает картинки с изображением животных: утки, лягушки, нутрии, журавля, цапли…

Составьте 1 предложение, в котором будут встречаться однокоренные слова этих обитателей болот.

(Запись предложения на доске с комментированием).

V. Итог урока.

Вот и подошел к концу наш урок.

Что нового мы узнали сегодня на уроке? Что полезного и интересного?

(Дополнительные вопросы: Перечислите виды болот? Какие растения там можно встретить? О каких новых животных вы узнали? можно задать уч-ся, затрудняющимся сразу ответить на общие вопросы).

Понравилось ли вам наша экскурсия? А что необычного было на уроке?

Домашнее задание: Подготовьте рассказ про экосистему, с которой мы сегодня познакомились, используя записи в тетради. Постарайтесь использовать в своем рассказе однокоренные слова.