Тип урок: Интегрированный.
Окружающий мир: Урок изучения нового материала.
Русский язык: Урок закрепления пройденного материала.
Оборудование:
- веера с буквами, карточки с буквами: Б, О, Л, О, Т, О;
- картинки с изображением видов болот (мохового, травянистого, лесного, травянистого);
- картинки ягод (клюквы, морошки, голубики, черники);
- картинки растений болот (росянки, багульника, дербенника, княженики, пушицы, рогоза и т.д.);
- коллекция «Торф и продукты его переработки»;
- картинки с изображением животных болот;
- учебник «Окружающий мир»А. А. Вахрушев.
Цели урока:
- знакомство с новой экосистемой «Болото»;
- формирование навыка распознавания однокоренных слов.
Задачи:
Обучающие:
- познакомить учащихся с экосистемой «Болото», её растительностью и животным миром;
- формировать навык нахождения однокоренных слов.
Развивающие:
- развивать познавательные процессы учащихся (внимание, память, мышление), устную и письменную речь, обогащать словарный запас;
- формировать общеучебные умения и навыки:
- учебно-организационные (организация рабочего места, осуществление контроля и самоконтроля);
- учебно–интеллектуальные (умение работать с книгой, обобщать, выделять главное, сравнивать);
- учебно–коммуникативные (умение слушать, работать в парах).
Воспитывающая:
- воспитывать бережное отношение к природе;
- воспитывать культуру учебного труда.
Валеологические:
- содействовать сохранению здоровья учащихся.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы и цели урока.
Сегодня на уроке мы познакомимся с новой экосистемой, узнаем о её обитателях и растениях, повторим правила распознавания однокоренных слов.
А насколько наш урок будет необычным, вы расскажите в конце урока.
III. Этап актуализации знаний.
Нас с вами ждет небольшое путешествие. А куда мы с вами отправимся, вы узнаете через несколько минут.
Орфографическая разминка.
Покажите на веерах, какие буквы нужно вставить в следующих словах…
На доске:
- Голу(б/п)ь;
- (а/о)сина;
- со(л/-)нце;
- к(а/о)рзина;
- кро(д/т);
- в(а,о)лчата.
(Дети показывают на веерах следующие буквы: б, о, л, о, т, о; а учитель выставляет их на доске).
Какое слово получится, если соединить все эти буквы?
(На доске появляется тема урока «Болото», составленное из отдельных букв, выставленных ранее).
Ребята, это название новой экосистемы, с которой мы познакомимся на уроке.
Запишите в тетрадь это слово.
А как вы думаете, что такое болото?
(Дети высказывают свои предположения, рассматривают картинку с изображением болота).
IV. Этап интеграции знаний разных предметов.(Русский язык и окружающий мир).
Болотные почвы формируются в условиях повышенной влажности под влаголюбивой растительностью. В основном в лесной зоне умеренных поясов.
Закройте глаза и произнесите шепотом слово «болото».
Как можно назвать его по-другому? (Болотце).
Какие еще однокоренные слова можно подобрать к слову болото?
Однокоренные слова: болотный, болотце, болотистый…
Запишите их в тетрадь. Выделите корень.
(Дети записывают слова: болотный, болотце…).
А теперь давайте проверим, действительно ли мы с вами подобрали однокоренные слова?
Каким правилом будем пользоваться?
Повторение правила по следующей схеме:
По преобладающей растительности существуют несколько видов болот:
Запишите в тетрадь название каждого вида болот в столбик.
А почему некоторые болота называют «моховые»? (Мох).
Запишите слово мох рядом со словом моховые. Выделите корень в этих словах.
А теперь самостоятельно подберите однокоренные слова, которые подсказывают, что растет на каждом из данных видов болот. Запишите их рядом с однокоренными словами. Выделите в них корни (по одному ученику с каждого ряда выполняют задание у доски).
- Лесные, лес.
- Травяные, трава.
- Кустарничковые, куст.
Физкультминутка.
Игра: «Лес, кустарник, трава». (Учащиеся встают из-за парт и по команде учителя показывают лес, вытянув руки вверх, кустарники – наклоняясь вправо и влево, травы – приседая. Во время выполнения физкультминутки, учитель расширяет кругозор уч-ся, используя однокоренные слова типа лесок, травушка, травинки, кустики, кустарники и т.д.).
В болоте вода стоячая, поэтому оно зарастает осокой, водорослями, мхами. Отмирая, они образуют толстый слой ила. Ходить по болотам опасно. Оступившись, можно провалиться в трясину, из которой невозможно выбраться без посторонней помощи.
А раз там так опасно, зачем же люди ходят на болота?
(Ответы уч-ся. Заострить внимание: за ягодами).
А вы знаете, что нужно взять с собой и как правильно одеться?
(Дети высказывают свои предположения).
Я предлагаю вам открыть учебники «Окружающий мир» на странице 16 и проверить наши предположения.
(Дети перечисляют предметы и рассказывают, для чего они нужны).
Давайте поиграем: я буду называть предметы – одежды, которые понадобятся взрослым, чтобы отправиться в путешествие, а вы в ответ будете называть предметы – одежды, которые наденут их маленькие спутники.
(Куртки – курточки, сапоги – сапожки…).
Все ли необходимое они с собой взяли? А кто из вас хочет отправиться вместе с Машей и Аней за ягодами? (Ответы уч-ся).
А во что обычно собирают ягоды? (Ответы детей).
Кто из вас сможет ответить на этот вопрос однокоренными словами?
(Например, в корзинки, корзины, корзиночки).
Физкультминутка.
Чтобы её провести, учитель предлагает уч-ся тоже отправиться в путешествие.
(Дети изображают осторожное движение по болоту, имитируют сбор ягод, осматривают окрестности).
Вот мы и пришли.
Вам нравится здесь? (Обращение к иллюстративному материалу на доске. Это картинки болотных растений: росянка, багульник, пушица, дербенник, рогоз).
Как вы думаете, от какого слова образовалось название растения росянка? (От слова роса).
Маленькие, сверкающие в лучах солнца капельки на растении похожи на росу. Назовите корень.
Посмотрите сколько здесь много различных ягод.
(Учитель показывает и называет ягоды: морошка, голубика, клюква, черника, княженика, брусника).
В нашей местности тоже много болот. Чаще всего на них встречаются ягоды: голубика, клюква, черника. Именно их мы будем собирать в свои корзинки.
На доске написаны следующие слова:
Клюква, голубичка, черничка, клюв, клюковка, черника, чернила, голубика, голубь.
Какую ягоду в свою корзину будет собирать 1 ряд? 2 ряд? 3 ряд?
Собирайте ягоду большую и маленькую.
Каждая группа должна записать название своей ягоды в тетрадь. Выделите корень.
Почему вы записали только по два слова?
(Работа у доски над выделением лишнего понятия).
А еще на болоте растет удивительное растение – мох сфагнум. Чем он необычен, вы узнаете из текста в учебнике «Окружающий мир» (стр. 15).
Что вы узнали про сфагнум?
(Впитывает много влаги, обладает целебными свойствами, из отмершего мха образуется торф).
Учитель на доске, а учащиеся у себя в тетрадях записывают слово торф. Используя карточки с написанными суффиксами: - ян-, - ист-; окончанием – ая, учащиеся должны попробовать образовать однокоренные слова (торфяная, торфянистая). Карточки с частями слова они подставляют к слову торф.
Полученные слова ученики записывают в тетрадь. Выделяют корень.
В это время проводится индивидуальная работа по коллекции «Торф и продукты его переработки». (2 ученика рассматривают коллекцию и находят однокоренные слова. Торф, торфоизоляционная плита, торфяная смола).
После завершения работы по составлению однокоренных слов (при помощи карточек), эти ученики показывают коллекцию и называют однокоренные слова.
Ребята, растения и ягоды, растущие на болоте нужны не только человеку, но и братьям нашим меньшим. Болото является местом обитания многих животных.
Некоторых из них вы знаете.
(Уч-ся называют их, опираясь на иллюстрации на доске).
(На доске происходит условное деление животных на известных и неизвестных. Если уч-ся знают животное, то учитель помещает его в правую группу, а остальных в левую. Это даст уч-ся возможность на этапе повторения четко выделить тот новый материал, с которым они познакомились на уроке).
Учитель показывает картинки с изображением животных: утки, лягушки, нутрии, журавля, цапли…
Составьте 1 предложение, в котором будут встречаться однокоренные слова этих обитателей болот.
(Запись предложения на доске с комментированием).
V. Итог урока.
Вот и подошел к концу наш урок.
Что нового мы узнали сегодня на уроке? Что полезного и интересного?
(Дополнительные вопросы: Перечислите виды болот? Какие растения там можно встретить? О каких новых животных вы узнали? можно задать уч-ся, затрудняющимся сразу ответить на общие вопросы).
Понравилось ли вам наша экскурсия? А что необычного было на уроке?
Домашнее задание: Подготовьте рассказ про экосистему, с которой мы сегодня познакомились, используя записи в тетради. Постарайтесь использовать в своем рассказе однокоренные слова.