Проектная деятельность младших школьников

Разделы: Начальная школа


Тип урока: Комплексное применение знаний.

I. Дидактическая цель: Создать условия для осознания и осмысления блока учебной информации в ходе реализации проекта «Считалки».

II. Задачи:

  • Обучающие: Создать условия для формирования понятий о считалках, как одном из компонентов развития речи и обогащения словарного запаса;
  • Развивающие: Создать условия для развития творческих способностей, для развития компетентностей: информационной и социальной.
  • Воспитывающие: Создать условия для активизации познавательной деятельности и привития интереса к предмету;
  • Здоровьесберегающая: Создать условия для укрепления и сохранения здоровья учащихся на уроке.

III. Средства достижения:

  • Учебник Р.Н. Бунеев «Маленькая дверь в большой мир» 2 часть;
  • «Жемчужины народной мудрости» Г.Н.Тубельская;
  • «Игра в рифмы» В.Волина
  • «Литература и фантазия» Л.Е. Стрельцова.

Конспект урока.

Организационный момент.

1.

Есть у нас минутка к сроку
Все готовы вы к уроку?
А девиз у нас какой?
-Все, что надо под рукой,
Быть должны у нас в порядке
Парта, книжки и тетрадки.

2. Приготовили к работе глазки: вращение глаз по кругу, часто поморгать, закрыть глаза, посмотреть на кончик носа.

3. Готовим к работе артикуляционный аппарат (учащийся проводит гимнастику).

  • - гол в ворота;
  • - солнышко;
  • - кукушка.
  • - часики.
  • - хоботок.

4. Скороговорка:

Шишел, вышел,
Вон пошел
Красну шапочку нашел. (медленно, шепотом, громко).

5. Массаж ушей, ладошек, пальцев.

6. Ходьба и бег по классу с мешочками на голове.

Ход урока

I.

Знаете, что произошло сегодня утром?
Я шла в школу и собирала улыбки.
Я по улице шагала, и улыбки собирала:
Вот улыбка малыша, до чего же хороша!
Вот улыбка почтальона – гордость нашего села,
Вот улыбка продавщицы – очень редкая вещица,
Вот веселый смех ребят – для меня он просто клад.
Всем в ответ я улыбалась – получается менялась.

- А у вас хорошее настроение? Улыбнитесь друг-другу, улыбнитесь гостям, пожелайте удачи друг-другу.

II. Актуализация, мотивация, целепологание.

1. - Ребята, как называется раздел который мы изучаем? («Сказка - ложь, да в ней намек…»).

- Какие произведения мы изучали в этом разделе?

- О ком эти сказки? Как называется жанр сказок о животных? (Анималистический).

2. - На прошлом уроке мы учили стихотворение Ю.Мориц «Резиновый ежик», а сегодня давайте его исполним. (Поют у доски).

3. Проблемный вопрос.

- Куда направлялся ежик в песне?

- А кто может еще придти на день рождения? (Открываете доску с иллюстрациями гостей).

- Каждый хочет первым поздравить щенка. Стали зверюшки спорить. Как им быть? Кто первый будет поздравлять? Чтобы вы им посоветовали? (Ответы - советы детей).

- Иногда спорят и Саша с Афанасием. Послушайте, что им посоветовал дедушка Федор.

4. Чтение авторского текста (стр. 92).

Вопросы после чтения:

  • Как решил спор дедушка Федор?
  • Чью считалку вспомнил Афанасий?
  • Хочется ли вам еще раз прочитать ее?

Чтение считалки В. Витки вслух.

- Как бы вы ее озаглавили? [2]

- Определите тему сегодняшнего урока.

(Считалки).

- Для чего нам нужны считалки? А что вы хотите узнать по данной теме?

5. Сегодня на уроке мы познакомимся с считалками, научимся их читать, постараемся запомнить как можно больше считалок, обогатим свой словарный запас.

А сейчас вы поставьте для себя цели на урок. (На доске слова: Знать Уметь Применять).

- Что мы должны знать? (Что такое считалка, какие виды существуют).

- Уметь? (Уметь выразительно их читать, анализировать).

- Где применять? (В жизни, в играх, в школе и дома).

- Кто ставит для себя выполнить все три цели?

- Кто только знать и уметь?

- Хорошо, в конце урока подведем итог, как вы справились с поставленными целями.

Цели поставили, теперь нужно их выполнять.

III. Изучение нового материала.

1. Поможет нам в этом учебник, откройте на странице 93.

Считалки В. Левина. Вадим Левин приготовил для вас считалки.

а) До чтения.

Прочитайте заглавия первой и второй считалок.

Как вы думаете о чем говорится в первой считалке, а о чем во второй?

1 вариант -  будут мышки, а 2 вариант - кошки. Каждый будет читать свою считалку, ваша задача научиться считалку читать выразительно или запомнить наизусть.

б) Чтение считалок про себя.

- Оправдались ли ваши предположения?

в) Чтение вслух и беседа.

 - В чем мышки считают дырки?

 - Как вы понимаете последнее предложение?

 - Чем занимается кошка?

 - Какие у кошки задачи? А какие получаются ответы?

 - Улыбнулись ли вы, читая эти считалки?

г) Игра «Вышла кошка на охоту».

- А теперь поиграем в игру. Для этого сначала посчитаемся, узнаем кто будет кошка.

- На следующем уроке мы продолжим эту игру.

- Мы прочли с вами считалки, знаем где их можно применять. А что обозначает слово считалка, попробуйте растолковать это слово (предположения детей).

- экспертная группа подготовила, послушаем (определение в толковом словаре Даля).

2. Работа над проектом.

- Мы поставили цель: Как возникли считалки, давайте послушаем ребят, которые подготовили материал (выступление детей, вывешивается на доску оформленная работа).

- К ребятам есть вопросы?

- Справились с 1 задачей урока, знаем, что такое считалка? Оцените себя.

3. Сейчас мы познакомимся с авторскими считалками Ивана Демьянова.

- Прочитайте их самостоятельно.

Выборочное чтение:

  • Какая считалка помогает запомнить правила дорожного движения?
  • В какой считалке скрываются 3 скороговорки. Давайте прочитаем их хором.
  • Прочитай считалку-детектив.
  • А что обозначает слово детектив? Послушаем экспертную группу (Словарь).
  • Заучивание наизусть понравившейся считалки. (1-2 спросить).
  • Справились со второй задачей урока, оцените себя.

4. Продолжение работы над проектом.

- Как вы думаете, ваши родители, бабушки, дедушки знали считалки? Об этом расскажет вам Саша (оформленная работа вывешивается на доску).

- У Андрея есть свои любимые считалки, он о них расскажет «Мои любимые считалки».

- Ребята, а может к Андрею есть вопросы?

- Я знаю один секрет, в нашем классе есть авторы, которые сами сочинили считалки «Сочиняем сами». Хотите узнать кто это?

IV. Подведение итогов.

1) Аукцион считалок.

Я вам предлагаю поиграть в игру «Аукцион считалок»:

1, 2, 3, 4, 5 – начитаю я считать.
Елки - палки, елки – палки.
Собираем мы считалки,
Кто считалочку не знает,
Тот из круга вылетает!

- Справились с 3 задачей урока? Оцените себя!

2) Возвращение к проблемному вопросу.

- А теперь бы вы как посоветовали разрешить спор нашим героям?

3) - Кто сегодня ставил 3 цели: знать, уметь и применять? Кто достиг всех трех? Молодцы хорошо поработали! Замечательный получился проект.

V. Задавание домашнего задания.

- Какое домашнее задание вы бы хотели получить? А может кто-то еще желает сочинить новые считалки?

VI. Рефлексия.

- Изменилось ли ваше настроение? Давайте подарим гостям свое хорошее настроение.

Используемая литература:

  1. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева Книга для чтения во 2 классе «Маленькая дверь в большой мир» 2 часть. – М.: Баллас, 1997.
  2. Е.В. Бунеева, М.А. Яковлева Методические рекомендации для учителя по книге для чтения «Маленькая дверь в большой мир». – М.: Баллас, 2004.