Тип урока: Комплексное применение знаний.
I. Дидактическая цель: Создать условия для осознания и осмысления блока учебной информации в ходе реализации проекта «Считалки».
II. Задачи:
- Обучающие: Создать условия для формирования понятий о считалках, как одном из компонентов развития речи и обогащения словарного запаса;
- Развивающие: Создать условия для развития творческих способностей, для развития компетентностей: информационной и социальной.
- Воспитывающие: Создать условия для активизации познавательной деятельности и привития интереса к предмету;
- Здоровьесберегающая: Создать условия для укрепления и сохранения здоровья учащихся на уроке.
III. Средства достижения:
- Учебник Р.Н. Бунеев «Маленькая дверь в большой мир» 2 часть;
- «Жемчужины народной мудрости» Г.Н.Тубельская;
- «Игра в рифмы» В.Волина
- «Литература и фантазия» Л.Е. Стрельцова.
Конспект урока.
Организационный момент.
1.
Есть у нас минутка к сроку
Все готовы вы к уроку?
А девиз у нас какой?
-Все, что надо под рукой,
Быть должны у нас в порядке
Парта, книжки и тетрадки.
2. Приготовили к работе глазки: вращение глаз по кругу, часто поморгать, закрыть глаза, посмотреть на кончик носа.
3. Готовим к работе артикуляционный аппарат (учащийся проводит гимнастику).
- - гол в ворота;
- - солнышко;
- - кукушка.
- - часики.
- - хоботок.
4. Скороговорка:
Шишел, вышел,
Вон пошел
Красну шапочку нашел. (медленно, шепотом, громко).
5. Массаж ушей, ладошек, пальцев.
6. Ходьба и бег по классу с мешочками на голове.
Ход урока
I.
Знаете, что произошло сегодня утром?
Я шла в школу и собирала улыбки.
Я по улице шагала, и улыбки собирала:
Вот улыбка малыша, до чего же хороша!
Вот улыбка почтальона – гордость нашего села,
Вот улыбка продавщицы – очень редкая вещица,
Вот веселый смех ребят – для меня он просто клад.
Всем в ответ я улыбалась – получается менялась.
- А у вас хорошее настроение? Улыбнитесь друг-другу, улыбнитесь гостям, пожелайте удачи друг-другу.
II. Актуализация, мотивация, целепологание.
1. - Ребята, как называется раздел который мы изучаем? («Сказка - ложь, да в ней намек…»).
- Какие произведения мы изучали в этом разделе?
- О ком эти сказки? Как называется жанр сказок о животных? (Анималистический).
2. - На прошлом уроке мы учили стихотворение Ю.Мориц «Резиновый ежик», а сегодня давайте его исполним. (Поют у доски).
3. Проблемный вопрос.
- Куда направлялся ежик в песне?
- А кто может еще придти на день рождения? (Открываете доску с иллюстрациями гостей).
- Каждый хочет первым поздравить щенка. Стали зверюшки спорить. Как им быть? Кто первый будет поздравлять? Чтобы вы им посоветовали? (Ответы - советы детей).
- Иногда спорят и Саша с Афанасием. Послушайте, что им посоветовал дедушка Федор.
4. Чтение авторского текста (стр. 92).
Вопросы после чтения:
- Как решил спор дедушка Федор?
- Чью считалку вспомнил Афанасий?
- Хочется ли вам еще раз прочитать ее?
Чтение считалки В. Витки вслух.
- Как бы вы ее озаглавили? [2]
- Определите тему сегодняшнего урока.
(Считалки).
- Для чего нам нужны считалки? А что вы хотите узнать по данной теме?
5. Сегодня на уроке мы познакомимся с считалками, научимся их читать, постараемся запомнить как можно больше считалок, обогатим свой словарный запас.
А сейчас вы поставьте для себя цели на урок. (На доске слова: Знать Уметь Применять).
- Что мы должны знать? (Что такое считалка, какие виды существуют).
- Уметь? (Уметь выразительно их читать, анализировать).
- Где применять? (В жизни, в играх, в школе и дома).
- Кто ставит для себя выполнить все три цели?
- Кто только знать и уметь?
- Хорошо, в конце урока подведем итог, как вы справились с поставленными целями.
Цели поставили, теперь нужно их выполнять.
III. Изучение нового материала.
1. Поможет нам в этом учебник, откройте на странице 93.
Считалки В. Левина. Вадим Левин приготовил для вас считалки.
а) До чтения.
Прочитайте заглавия первой и второй считалок.
Как вы думаете о чем говорится в первой считалке, а о чем во второй?
1 вариант - будут мышки, а 2 вариант - кошки. Каждый будет читать свою считалку, ваша задача научиться считалку читать выразительно или запомнить наизусть.
б) Чтение считалок про себя.
- Оправдались ли ваши предположения?
в) Чтение вслух и беседа.
- В чем мышки считают дырки?
- Как вы понимаете последнее предложение?
- Чем занимается кошка?
- Какие у кошки задачи? А какие получаются ответы?
- Улыбнулись ли вы, читая эти считалки?
г) Игра «Вышла кошка на охоту».
- А теперь поиграем в игру. Для этого сначала посчитаемся, узнаем кто будет кошка.
- На следующем уроке мы продолжим эту игру.
- Мы прочли с вами считалки, знаем где их можно применять. А что обозначает слово считалка, попробуйте растолковать это слово (предположения детей).
- экспертная группа подготовила, послушаем (определение в толковом словаре Даля).
2. Работа над проектом.
- Мы поставили цель: Как возникли считалки, давайте послушаем ребят, которые подготовили материал (выступление детей, вывешивается на доску оформленная работа).
- К ребятам есть вопросы?
- Справились с 1 задачей урока, знаем, что такое считалка? Оцените себя.
3. Сейчас мы познакомимся с авторскими считалками Ивана Демьянова.
- Прочитайте их самостоятельно.
Выборочное чтение:
- Какая считалка помогает запомнить правила дорожного движения?
- В какой считалке скрываются 3 скороговорки. Давайте прочитаем их хором.
- Прочитай считалку-детектив.
- А что обозначает слово детектив? Послушаем экспертную группу (Словарь).
- Заучивание наизусть понравившейся считалки. (1-2 спросить).
- Справились со второй задачей урока, оцените себя.
4. Продолжение работы над проектом.
- Как вы думаете, ваши родители, бабушки, дедушки знали считалки? Об этом расскажет вам Саша (оформленная работа вывешивается на доску).
- У Андрея есть свои любимые считалки, он о них расскажет «Мои любимые считалки».
- Ребята, а может к Андрею есть вопросы?
- Я знаю один секрет, в нашем классе есть авторы, которые сами сочинили считалки «Сочиняем сами». Хотите узнать кто это?
IV. Подведение итогов.
1) Аукцион считалок.
Я вам предлагаю поиграть в игру «Аукцион считалок»:
1, 2, 3, 4, 5 – начитаю я считать.
Елки - палки, елки – палки.
Собираем мы считалки,
Кто считалочку не знает,
Тот из круга вылетает!
- Справились с 3 задачей урока? Оцените себя!
2) Возвращение к проблемному вопросу.
- А теперь бы вы как посоветовали разрешить спор нашим героям?
3) - Кто сегодня ставил 3 цели: знать, уметь и применять? Кто достиг всех трех? Молодцы хорошо поработали! Замечательный получился проект.
V. Задавание домашнего задания.
- Какое домашнее задание вы бы хотели получить? А может кто-то еще желает сочинить новые считалки?
VI. Рефлексия.
- Изменилось ли ваше настроение? Давайте подарим гостям свое хорошее настроение.
Используемая литература:
- Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева Книга для чтения во 2 классе «Маленькая дверь в большой мир» 2 часть. – М.: Баллас, 1997.
- Е.В. Бунеева, М.А. Яковлева Методические рекомендации для учителя по книге для чтения «Маленькая дверь в большой мир». – М.: Баллас, 2004.