Кафедра начальных классов является структурным подразделением научно-методической системы гимназии и осуществляет проведение учебно-воспитательной, методической и внеклассной работы по учебным предметам. Работа кафедры нацелена на эффективное использование и развитие профессионального потенциала педагогов, на сплочение и координацию их усилий по совершенствованию методики преподавания соответствующих учебных дисциплин и на улучшения образовательного процесса.
В состав кафедры входят 15 педагогов, один из них имеет звание «Почетный работник общего образования» и 3 педагога имеют звание «Отличник народного просвещения», 4 педагога с высшей категорией, 8 имеют I категорию,3 - II категорию.
Вся методическая работа кафедры строится по следующим направлениям:
- на заседаниях кафедры анализируются результаты образовательного процесса и внеклассной деятельности учащихся по предметам;
- кафедра организует работу методических семинаров, научно-практических конференций;
- изучает и обобщает опыт преподавания учебных дисциплин;
- организует исследовательскую работу учащихся;
- рекомендует учителям участие в профессиональных конкурсах;
- разрабатывает положения о предметных неделях, олимпиадах, конкурсах и организует их проведение;
- рекомендует учителям различные формы повышения квалификации;
- устанавливает творческие связи с другими кафедрами гимназии;
- оказывает конкретную методическую помощь учителям.
Методическая работа кафедры начинается с анализа работы за истекший учебный год и прогнозирования на текущий учебный год. Вся работа проводится в соответствии с составленным планом, в который могут быть внесены некоторые корректировки. План составляется руководителем кафедры, рассматривается на заседании кафедры, согласовывается с заместителем директора по учебно-воспитательной работе и утверждается методическим советом гимназии. Ведётся контроль, проводятся различные диагностики и подводятся итоги. Заседания кафедры проводятся один раз в четверть. По каждому из обсуждаемых на заседании вопросов принимаются рекомендации, которые записываются в протоколах. При рассмотрении вопросов, затрагивающих тематику других кафедр, на заседания приглашаются учителя – предметники.
Основные формы работы кафедры:
- совещания и семинары по учебно-методическим вопросам, творческие отчеты учителей;
- открытые уроки и внеклассные мероприятия по предметам;
- «круглые столы», «пресс-конференции», интервью, деловые игры, психологические тренинги, сообщения и дискуссии по методике обучения и воспитания, по вопросам общей педагогики и психологии;
- проведение предметных недель;
- взаимопосещение уроков;
Наиболее предпочтительными формами проведения заседаний кафедры являются деловые игры, т.к. они развивают логическую культуру, инициируют игроков к ясности мысли и к последовательности рассуждений и доказательств. Деловые игры развивают не только профессиональные навыки, но и личностные способности каждого игрока.
Например, одно из заседаний кафедры прошло в форме деловой игры «Интервью с учителем». В этом своеобразном диалоге обсуждался актуальный и значимый вопрос предстоящего педсовета «От ситуации успеха к успешной социализации ученика». Каждый педагог побывал в роли ученика, родителя и журналиста. Было задано множество вопросов. Именно они поддерживали динамику игры. Такая деловая игра развивает креативность, коммуникативное общение, вырабатывает умения анализировать, оценивать и адекватно реагировать на происходящее.
Другое заседание прошло в форме «Пресс-конференции», которая была посвящена обобщению педагогического опыта учителей прогимназии.
Кафедра начального обучения активно участвует в инновационной деятельности гимназии. В связи с этим мы провели инновационную деловую игру «Вернисаж идей и предложений» («VIP»). Игра предназначена для стимуляции педагогов, их творческой направленности на активную деятельность, на применение в своей работе новых идей и технологий. Данная игра использована для закрепления умений коммуницировать, т. е. представлять своё выступление с помощью стенда идей, отвечать на возникшие у посетителей вопросы. В этой игре используются все виды коммуникации: формальная, т.е. зафиксированные идеи на стенде; неформальная, т.е. личное общение стендиста с посетителями; устная, т.е. выступления и разъяснения посетителям основных ценных новых идей и их преимуществ; письменная, т.е. разработка и особое расположение текстов на стенде; вербальная и невербальная, т.е. представление идей в сопровождении рисунков, схем, графиков, символов и т.д.; планируемая и спонтанная, т.е. заранее подготовленный процесс общения и неожиданные ситуации и вопросы, требующие немедленного решения; непосредственная и опосредованная, т.е. личное общение с посетителями и через те стенды, которые подготовлены; межличностная и безличная, т.е. обращение непосредственно к каждому участнику игры и возможно, безлично ко всей группе.
Заседание кафедры в форме деловой игры «VIP»
Подготовка методического заседания:
1. Выбор выступающих:
- Руководитель кафедры (менеджер);
- Педагоги (стендисты, посетители, комментатор).
2. Составление графика взаимопосещения уроков по предстоящей теме заседания:___5____.
3. Подготовка плакатов с высказываниями классиков педагогики:
- «Успеха достигают те, кто пытается»
- «Невозможно заставить людей что-либо сделать –надо помочь им захотеть
сделать это»
(Эдит Льюис). - «Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших
учителей»
(Д. Пойа)
4. Подготовка необходимых аксессуаров (нагрудные знаки, визитные карточки).
5. Составление экспозиций и текстов стендовых выступлений.
Цель: Стимулировать педагогов на применение новых идей и технологий в учебно-воспитательном процессе.
Задачи:
- Познакомить с теоретическими характеристиками современных педагогических технологий и их классификацией.
- Дать обзор технологий, применяемых учителями прогимназии в педагогической деятельности.
- Пополнить методическую копилку учителей.
Ход заседания
1. Организационный этап.
- инструкции игрокам.
2. Информационный этап.
- выступление руководителя кафедры (организатор) с сообщением на тему «Теоретические характеристики современных педагогических технологий и их классификация»;
- выступления педагогов (стендистов) с обзором некоторых современных педагогических технологий.
3. Подведение итогов (комментатор), выработка решений.
Инструкции игрокам.
Стендист – посредник между экспонатом и посетителями выставки, проводит выступление или деловую беседу, устанавливает первый контакт с посетителями, дает необходимые пояснения, предлагает пристендовую литературу и, в конечном итоге, способствует распространению новых, ценных идей и предложений на вернисаже.
Комментатор – анализирует выступления стендистов и посетителей, даёт оценку проводимого мероприятия, определяет уровень экспозиций, идей и предложений, осуществляет распространение информации о вернисаже.
Посетители:
Доброжелатель – приходит на вернисаж получить необходимую информацию. Он позитивно настроен, любопытен, напорист, поэтому может задавать «неудобные» вопросы.
Недоброжелатель – человек с предубеждениями по поводу экспозиции, вернисажа, стендиста и т.п. Поэтому он задает много вопросов стендисту, направленных на выявление отрицательных качеств представленных идей и предложений.
Скептик – экскурсант, который не доверяет стендисту до конца и подвергает сомнению эффективность экспонируемых идей.
Энтузиаст – относится к той категории людей, для которых нет ничего невозможного. Любая информация воспринимается как новая, ценная и полезная. Это творческий и доброжелательный экскурсант. Его вопросы являются дополнением к рассказу стендиста.
Бюрократ – экскурсант, пришедший на вернисаж по принуждению, личностно не заинтересованный в представленной информации. Вопросы бюрократа направлены на то, чтобы доказать невнедряемость экспонируемых идей. Он мешает стендисту и уводит его в сторону.
Теоретическая часть.
Теоретические характеристики современных педагогических технологий (Слайд 1).
Понятие и сущность педагогической технологии (Слайд 2,3).
В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Однако в его понимании и употреблении существуют большие разночтения.
- Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).
- Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Лихачев).
- Педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса (В. П. Беспалъко).
- Педагогическая технология - это описание процесса достижений планируемых результатов обучения (И. П. Волков).
- Технология — это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния (В. М. Шепелъ).
- Технология обучения - это составная процессуальная часть дидактической системы (М. Чошанов).
- Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В. М. Монахов).
- Педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, со ставящей своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).
- Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М. В. Кларин).
Понятие «педагогическая технология» может быть представлено тремя аспектами (Слайд 4):
- научным: педагогические технологии - часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;
- процессуально-описательным: описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения;
- процессуально-действенным: осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.
Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения.
Понятие «педагогическая технология» в образовательной практике употребляется на трех иерархически соподчиненных уровнях:
- общепедагогический (общедидактический) уровень. Общепедагогическая, общевоспитательная технология характеризует целостный образовательный процесс в данном регионе, учебном заведении, на определенной ступени обучения. Здесь педагогическая технология синонимична педагогической системе: в нее включается совокупность целей, содержания и методов обучения, алгоритм деятельности субъектов и объектов процесса;
- частнометодический (предметный) уровень. Частнопредметная педагогическая технология употребляется в значении «частная методика», то есть как совокупность методов и средств реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках одного предмета, класса, учителя (методика преподавания предметов, методика компенсирующего обучения, методика работы учителя, воспитателя);
- локальный (модульный) уровень. Локальная технология представляет собой технологию отдельных частей учебно-воспитательного процесса, решение частных дидактических и воспитательных задач ( технология отдельных видов деятельности, формирования понятий, воспитания отдельных личностных качеств, технология урока, усвоения новых знаний, технология повторения и контроля, технология самостоятельной работы и др.).
Структура педагогической технологии (Слайд 5).
Из данных определений следует, что технология в максимальной степени связана с учебным процессом - деятельностью учителя и ученика, ее структурой, средствами, методами и формами. Поэтому в структуру педагогической технологии входят:
- концептуальная основа;
- содержательная часть обучения: цели обучения - общие и конкретные; содержание учебного материала;
- процессуальная часть - технологический процесс: организация учебного процесса; методы и формы учебной деятельности школьников; методы и формы работы учителя; деятельность учителя по управлению процессом усвоения материала; диагностика учебного процесса.
Критерии технологичности (Слайд 6).
Любая педагогическая технология должна удовлетворять некоторым основным методологическим требованиям (критериям технологичности):
- концептуальность. Каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей;
- системность. Педагогическая технология - это не произвольный набор отдельных дидактических средств, а система действий и средств, соединённых определенной логикой процесса, обладающая всеми признаками системы: взаимосвязью всех его частей, целостностью, целенаправленностью и др.;
- управляемость предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов;
- эффективность. Современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения;
- воспроизводимость и гарантированность результатов подразумевает возможность применения (повторения воспроизведения) педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами; устойчивая, воспроизводимая результативность педагогического процесса, которая характеризуется позитивными в развитии учащихся в связи с применением данной технологии.
Классификация педагогических технологий (Слайд 7).
Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Здесь выделяется несколько типов технологий:
- авторитарные технологии, в которых педагог является «единоличным субъектом учебно-воспитательного процесса, а ученик есть лишь «объект», «винтик». Они отличаются жесткой организацией школьной жизни, подавлением инициативы и самостоятельности учащихся, применением требований и принуждения;
- высокой степенью невнимания к личности ребенка отличаются дидактоцентрические технологии, в которых также господствуют субъект-объектные отношения педагога и ученика, приоритет обучения перед воспитанием, и самыми главными факторами формирования личности считаются дидактические средства. Дидактоцентрические технологии в ряде источников называют технократическими; однако последний термин, в отличие от первого, больше относится к характеру содержания, а не к стилю педагогических отношений;
- личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели (что имеет место в авторитарных и дидактоцентрических технологиях). Такие технологии называют еще антропоцентрическими.
Таким образом, личностно ориентированные технологии характеризуются антропоцентричностъю, гуманистической и психотерапевтической направленностью и имеют целью разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка.
В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются гуманно-личностные технологии, технологии сотрудничества и технологии свободного воспитания;
- гуманно-личностные технологии отличаются прежде всего своей гуманистической сущностью, психотерапевтической направленностью на поддержку личности, помощь ей. Они «исповедуют» идеи всестороннего уважения и любви к ребенку, оптимистическую веру в его творческие силы, отвергая принуждение;
- технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъект-субъектных отношениях педагога и ребенка. Учитель и учащиеся совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества;
- технологии свободного воспитания делают акцент на предоставление ребенку свободы выбора и самостоятельности в большей или меньшей сфере его жизнедеятельности. Осуществляя выбор, ребенок наилучшим способом реализует позицию субъекта, идя к результату от внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия;
- эзотерические технологии основаны на учении об эзотерическом (подсознательном) знании - Истине и путях, ведущих к ней.
Весьма интересную классификацию педагогических технологий предложил профессор Ростовского государственного университета В.Т.Фоменко (Слайд 8):
- Технологии, предполагающие построение учебного процесса на деятельностной основе.
- Технологии, предполагающие построение учебного процесса на концептуальной основе.
- Технологии, предполагающие построение учебного процесса на крупноблочной основе.
- Технологии, предполагающие построение учебного процесса на опережающей основе.
- Технологии, предполагающие построение учебного процесса на проблемной основе.
- Технологии, предполагающие построение учебного материала на личностно-смысловой и на эмоционально-психологической основе.
- Технологии, предполагающие построение учебного процесса на альтернативной основе.
- Технологии, предполагающие построение учебного процесса на ситуативной, прежде всего, на игровой основе.
- Технологии, предполагающие построение учебного процесса на диалоговой основе.
- Технологии, предполагающие построение учебного процесса на взаимной основе.
- Технологии, построенные на алгоритмической основе.
- Технологии, построенные на программированной основе.
Весь этот «веер» технологий может раскрываться и складываться в руках опытного педагога, потому что условия их применимости зависят от множества факторов; к тому же технологии между собой тесно взаимосвязаны.
Обзор современных педагогических технологий (Слайд 9):
- Технологии личностно – ориентированного образования.
- Игровые технологии.
- Информационные технологииобучения.
- Технология деятельностного метода.
- Метод проектов.