Цель: Познакомить с новым звуком и буквой.
Задачи:
- Обучающая – совершенствование навыка правильного, сознательного, выразительного чтения; обогащение словаря.
- Воспитательная – воспитание любознательности, пытливости при получении знаний; воспитание внимания
- Развивающая – развитие фонетико-фонематических представлений и навыков аудирования, умения слышать себя и других; развитие связной речи, развитие творческих качеств: наблюдательности, образного мышления.
Оборудование:
- картинки (зайчики, курочки, цыплята, посуда, домик, колодец);
- кукла, Чебурашка;
- схемы слов, учебник, напечатанные слова (чай, чайник, чашка), карточки со словами, тучки и солнышки для этапа рефлексии.
План.
I. Организационный момент
II. Тема урока
Сегодня мы на уроке познакомимся с новой буквой и с новым звуком. А ещё мы на уроке будем сказочниками и сочиним сказку.
Как начинаются сказки?
III. Повторение.
1. Итак, жила-была девочка. А звали её... впрочем, догадайтесь сами. Её имя соответствует вот такой схеме:
Однажды случилось у девочки горе: заболела её мама. Добрая волшебница сказала, что помочь может только волшебная вода.
2.Стала девочка собирать в дорогу сумку. Положила в неё вещи, которые соответствуют вот этой схеме: (Дети выбирают вещи, названия которых соответствуют данной схеме)
Что она положила в сумку? (Рисунок 1)
Перед тем, как отправиться в дорогу произнесла она волшебное заклинание, скажем его и мы: (Слоги написаны на доске, дети их читают и повторяют за учителем чистоговорки)
Ра-ра-ра – отправляться в путь пора.
Ти-ти-ти – испытанья ждут в пути.
Ги-ги-ги – ты девчонке помоги!
3. Шла она, шла и увидела на полянке два домика. А в них зайчики сидят и громко, громко плачут, не могут найти лишнего. Поможем им. Какой зайчик заблудился? (В одном домике зайчики с буквами и, а, у, ы, я. В другом – й, п, с, х, т. Рисунок 2)
Дети : В первом домике лишний зайчик с буквой я, потому, что нет такого звука.
- Каких звуков ещё нет в русском языке?
- В чём ещё особенность букв Я, Е, Ё?
- В чём особенность букв и, я, е, ё?
- Зайчики в первом домике обрадовались и от радости запели: а, у, и, ы. (дети хором называют) Какие это буквы?
- Посмотрите на зайчиков во втором домике. Какой зайчик лишний?
Дети: лишний зайчик с буквой Й потому, что буква Й обозначает звонкий согласный звук, а остальные буквы – глухие согласные.
- Назовите звуки, которые всегда твёрдые, мягкие.
- Зайчики во втором домике заговорили сначала испуганно, затем твёрдо, а потом по-доброму мягко. (Дети называют сначала мягкие звуки, потом – твёрдые.)
VI. Проверка домашнего задания. (Дифференцированные задания)
1. Помогла девочка зайчикам, пошла дальше и попала в дремучий лес. (Рисунок 3)
Пока первый и второй ряд помогают девочке выбраться из леса: составляют из букв слова и выделят корни однокоренных слов, остальные в это время прочитают домашний текст.
Слова: е с л (лес), е, о, й, с, л. н (лесной), к, н, с, л, е, и (лесник), е, с. л, к, о (лесок) (Задание для хорошо читающих детей)
2. Чтение текста “Я, мой друг и слова”.
3. Беседа
- Чем богат русский язык?
- Назовите слова, которые бы вы хотели услышать о своей внешности.
- На какой вопрос отвечают слова, которые вы назвали?
- Опишите своего соседа.
4. Проверяем 1 и 2 ряд.(Переворачиваю карточки. Если у детей выполнено так же, они хлопают в ладоши)
5. Теперь третий ряд расчищает тропинки, подчёркивая на карточках слова, которые отвечают на вопрос какая? (У каждого ученика карточка со словами: узкая, дом, длинная, школа, лесная, зайчик, класс, ребята)
Остальные – читают текст “Два хвостика” (Чтение по цепочке)
- Почему текст так называется?
- Какой фрагмент текста проиллюстрировал художник?
6. Проверяем 1 ряд. (1 ученик называет слова, которые подчеркнул, остальные, если согласны – хлопают в ладоши)
Физминутка
V. Изучение нового.
1. Вышла девочка из леса и оказалась возле избушки. Зашла в дом и увидела в нём вот кого:
Он дружок зверям и птицам,
Он живое существо,
Но таких на белом свете
Больше нет ни одного.
Потому, что он не птица.
Ни тигрёнок. Ни лисёнок,
Не котёнок, не щенок,
Не волчонок, не сурок.
Очень милая мордашка
А зовётся... (Чебурашка)
Слого-звуковой анализ слова чебурашка.
- Сколько в этом слове слогов? Почему?
- Какой слог ударный?
- Назовите первый звук. Какой он? (Дети дают характеристику звуку [ч,]: согласный, глухой, мягкий)
2. А на руке чебурашки было вот что:
Нет ног, а хожу
Рта нет, а скажу,
Когда спать, когда встать,
Когда работу начинать.
Это часы.
- Подберите схему к этому слову. (Дети выбирают из предложенных схем нужную)
Слого-звуковой анализ слова часы.
- Сколько слогов? Почему? Какой ударный?
- Назовите первый звук. Какой он? (Согласный, глухой, мягкий) Может ли этот звук быть твёрдым?
Работа со “звуковичком” (Рисунок 4)
- Каким цветом закрасим звуковичка? (Синим)
- Какую шляпку нарисуем? (Чёрный цилиндр)
- Каким цветом закрасим ножки? (Зелёным, так как всегда мягкий)
Чебурашка говорит, что из его имени сбежал звук [ч,]. Давайте его поймаем.
3. Игра “Поймай звук” (Дети хлопают в ладоши, услышав звук [ч,])
Часовщик.
Прищурив глаз
Чинит часики для нас.
Знакомство с буквой.
Звук [ч,] поймали. На письме звук [ч,] обозначается буквой ч. И Чебурашка нам дарит эту букву. (Учитель показывает букву)
- На что она похожа? (Ответы детей)
Учитель:
Ч мы пишем, как четыре.
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя.
5. Чтение слогов.
Чебурашка показал дорожку к волшебному колодцу. Вот и колодец. А у колодца прыгает курочка.
Игра “Курочка” (Рисунок5)
Цель игры: в игровой форме помочь детям научиться читать слоги.
Игровое правило : На доску прикрепляется курочка с новой буквой, рядом цыплята с изученными буквами
Игровое действие : дети хором говорят стихотворение, а учитель подставляет цыплят к курочке.
Вышла курочка гулять,
Свежей травки пощипать
-Цып-цып-цып! Сюда! Сюда!
Я вам буковку нашла!
Прибегает хитрый “у”
Прочитаем дети: “уч”
Прибегает весёлый “и”
Прочитаем дети: “чи” и т. д
6. Набрала девочка воды, сказала волшебные слова и оказалась дома. Напоила маму водой и от радости, что мама выздоровела, накрыла стол. А на стол поставила вот что. Дети читают слова: чай, чайник, чашка, чаша, чашечка.
- С какого слога начинаются все слова?
- Какой звук слышим, какую букву пишем? Правило: ча-ща всегда пишу с буквой “а”.
- Как называется горячий ароматный напиток, который любят все, а готовится он из вечнозелёного растения, листья которого высушены и специально обработаны?
- А где мы завариваем чай?
- Мы с вами уже пьём вкусный ароматный чай. У нас с вами … (чаепитие)
- Много времени мы провели за чаепитием, а по-другому как сказать: что мы с вами делали? (Чаёвничали)
- Когда мы говорим чашечка? (Наружный зелёный покров цветка, надколенная кость, ласково называем любимую чашку.)
Придумайте предложение со словом чашечка.
VI. Итог.
Тут и сказке конец. А пока сказку сочиняли, с какой новой буквой познакомились? Назовите звук, который обозначает эта буква? Что о нём можете рассказать?
VII. Рефлексия.
А как сказки заканчиваются? И стали они жить, да добра наживать. Сказка закончилась хорошо, а вам урок понравился?
Если да, поднимите солнышки, если нет – тучки.