1.Вступительное слово к дискуссии:
Здоровье ребёнка с первых дней жизни зависит от того микросоциума, который его окружает. Это обстоятельство налагает на членов семьи, и в первую очередь на родителей, особую ответственность. Часто знания родителей о мерах по сохранению и укреплению здоровья не согласуются с их действиями. Ценностные ориентации относительно значимости здоровья не актуальны и в этой связи не реализованы в повседневной жизни родителей.
Таким образом, дальнейший поиск эффективных способов сохранения и укрепления здоровья дошкольников должен предусматривать повышение роли родителей в оздоровлении детей, приобщении их к здоровому образу жизни, создание традиций семейного физического воспитания. Важное место в решении этих социально значимых задач занимает детский сад, который может выступить в роли своеобразного центра пропаганды здорового образа жизни, воспитания культуры семьи, формирования у родителей знаний, умений и навыков по различным аспектам сохранения и укрепления здоровья как детей, так и взрослых. Лишь при условии совместной целенаправленной деятельности родителей и педагогов может быть обеспечена положительная динамика показателей, характеризующих здоровье детей и их ориентацию на здоровый образ жизни.
2. Разминка. Решить педагогические задачи:
Семья отправилась на прогулку в лес. Во время отдыха сын 9 лет забрался на верхушку дерева. Дочь 5 лет тоже пыталась, но у неё не получилось. Она заплакала и стала просить родителей помочь ей. Вопрос: Какая из предложенных реакций родителей наиболее правильная?:
- Родители накричали на сына, потребовали немедленно слезть с дерева и обоим детям строго-настрого запретили влезать на деревья, объяснив им, что это опасно.
- Отец похвалил сына за ловкость, помог дочери подняться на нижнюю ветку дерева, затем самостоятельно спуститься вниз. Девочка несколько раз повторила упражнение.
- Мать успокоила плачущую дочь, ласково попросила сына спуститься на землю, а затем отшлёпала его.
Ребёнок не хочет есть. Бабушка старается заставить его съесть положенную порцию, используя сказку, прибаутки. Мать обещает купить новую игрушку. Отец говорит: “Не хочешь – не ешь”. Вопрос: Кто прав?
3. Вопросы дискуссии.
- Что, по Вашему мнению, входит в понятие “здоровый образ жизни”?
- Какова роль родителей в приобщении дошкольников к ЗОЖ?
- Проанализируйте ответы родителей вашей группы на вопросы анкеты по оздоровлению детей в семьях. Какие Вы выявили соответствия или несоответствия? (вопросы анкеты прилагаются).
- Проявляют ли родители Вашей группы достаточную активность в физическом воспитании детей?
- Какие можно выделить показатели хорошей
результативности в работе педагогов с
родителями по данной проблеме? (примерные
ответы):
а) Создание благоприятной атмосферы в отношениях между родителями и педагогами
б) Увеличение количества вопросов родителей по проблеме укрепления здоровья детей
в) Повышение интереса родителей к индивидуальным беседам по их ребенку по данной проблеме
г) Повышение инициативы родителей, выраженной в предложениях или помощи в решении проблем оздоровления детей
д) Повышение активности родителей и их участия в обсуждениях, в выступлениях по данной проблеме - Отвечая на вопрос: что мы можем сделать в повышении роли родителей в приобщении детей к ЗОЖ? – выполните задание: подберите формы работы с родителями по проблеме:“Педагогическое сопровождение семьи в вопросах физического воспитания детей и повышение роли родителей в приобщении их к ЗОЖ” по разделам:
Просветительские формы: (примерные ответы)
- Дни открытых дверей;
- Эпизодические посещения родителями д/сада;
- Открытые просмотры занятий, физкультурных досугов, праздников;
- Видеофильмы или их фрагменты на темы воспитания ЗОЖ;
- Выставки детских работ по теме;
- Фотовыставки;
- Информационные проспекты;
- Информационные стенды;
- Папки – передвижки;
- Тематические выставки;
- Мини - газеты, книги, статьи по данной проблеме;
- Консультации, рекомендации, беседы (индивидуальные и групповые);
- Различные формы родительских собраний, лекториев;
- Практикумы.
Формы совместной деятельности: (примерные ответы)
- Семейные клубы;
- Общественные объединения;
- Совместное проведение семейных праздников, развлечений, походов, экскурсий;
- Совместное проведение досуга родителей и детей;
- Организация дополнительных услуг родителями в группе по физической культуре;
- Организация общих дел в группе и помощи родителей по физическому воспитанию детей;
- Совместная организация каникулярного отдыха
детей.
По Вашему мнению, какие формы взаимодействия наиболее действенны?
Какие формы взаимодействия чаще всего используете Вы?
В настоящее время дошкольные образовательные учреждения ориентированы на поиск новых эффективных форм организации общения с родителями в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей. При этом педагогу всегда необходимо выступать в качестве квалифицированного консультанта, который может научить, подсказать нужный материал, дать правильный совет, обсудить вместе с родителями возникшие трудности.
До проведения дискуссии родители детей анкетируются:
Анкета для родителей:
“Путь к здоровью ребёнка лежит через семью”
- Уважаемые родители! Забота о воспитании здорового ребёнка является приоритетной в работе нашего дошкольного учреждения. Просим Вас ответить на вопросы анкеты по оздоровлению детей в семье. Заранее благодарим Вас!
- Как оцениваете состояние здоровья своего ребёнка?: плохое, удовлетворительное, хорошее? (нужное подчеркнуть.)
- Сколько раз болел Ваш ребёнок за прошедший календарный год? ______________
- Существуют ли в Вашей семье традиции по физическому воспитанию? Если “Да”, то какие?____________________________________________________________________
Укажите меры, которые Вы предпринимаете в семье с целью укрепления здоровья ребёнка.(отметьте любым значком)
Меры по укреплению здоровья | Регулярно | Не регулярно | Вообще нет |
Посещение врачей | |||
Приём лекарств | |||
Соблюдение режима дня | |||
Соблюдение санитарно-гигиенических норм | |||
Занятия физическими упражнениями | |||
Правильное питание | |||
Прогулки на свежем воздухе | |||
Закаливание | |||
Немедикаментозные средства оздоровления |
5.Ваши пожелания: ----------------------------------------------------------------------------
____________________________________________________________
Ф. И. О. Родителя________________________ Ф.И.Ребёнка__________________________
Используемая литература:
- Журнал “Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения” № 2 –2007 г. ст..Кротовой Т. В.
- Журнал “Управление Дошкольным Образовательным Учреждением” № 4 –2006г. ст. Шармановой С. Б; Бродягиной О. Г.
Деловая игра для педагогов
Задачи:
- Формировать и закреплять профессиональные знания, умения и навыки педагогов в работе с родителями по сохранению и укреплению здоровья детей.
- Способствовать развитию педагогического мышления, создать благоприятную атмосферу для творческой работы всех участников игры.
Деловая игра строится на принципах:
- коллективной работы
- практической полезности
- гласности
- соревновательности
- демократичности
- максимальной занятости каждого педагога
- неограниченной перспективы творческой деятельности в рамках деловой игры
Правила для участников деловой игры:
- полное погружение и включенность каждого в проблематику деловой игры и в атмосферу творчества.
- уважительное отношение к высказываниям других, даже в тех случаях, когда они не совпадают с собственной точкой зрения.
- самовыражение, когда каждый участник игры старается выразить себя и внести личный вкладв решение проблемы.
- адаптация знаний и умений, полученных в ходе деловой игры, в практическую работу с родителями на группе.
Критерии оценки деятельности команд в деловой игре:
- уровень активности участников команды
- педагогическое мастерство
- умение находить оптимальные или наиболее простые и действенные решения
- творческий подход к решению задач игры
- дополнения и их обоснованность
Структура деловой игры:
1 этап: Организационно-подготовительная работа.
До деловой игры:
- Выбрать название команды и девиз.
- Подготовить приветствие команды (1-2мин.)
- Подготовить любой тренинг для родителей по профилактике заболеваний и оздоровлению детей.
- Выбор жюри.
2 этап:
Ход игры:
1.Приветствия команд. (название и девиз 3-5 мин.)
2.Конкурс: “Солнце здорового образа жизни”.
Задание: из предложенных материалов, (большой бумажный круг, овалы, фломастеры) выложить солнце, лучи которого и будут все составляющие здорового образа жизни. Подписать лучи (1-2 слова). Объяснить, как полученную схему ''преподнести'' родителям (3 мин. на обдумывание). В какой ещё форме эту информацию можно предложить?
3. Конкурс: “Здоровый ребенок”
Задание: придумать к рубрикам родительского уголка формы работы с родителями на тему: “Здоровый ребёнок” (3-4 мин. на обдумывание).
Рубрики | Формы работы |
“День здоровья” “Внимание! Полярная ночь…” Программа: “Здоровье моего ребенка” “Дерево здоровья” “Только без паники!” “Здоровая переменка” “Полезные мелочи” “Мамам на заметку” “Укрепляем мышцы” “Ешьте на здоровье!” “Ушки на макушке!” “Здоровье” в тазике” “Полезно и вредно” |
4. Игра с родителями: “Поменяйтесь местами”
Правила игры: Участники сидят на стульях по кругу. Ведущий не имеет места и его цель: сесть на одно из мест в круге. Для этого он просит участников: “Поменяйтесь местами, (на стульях) кто….”. Далее каждый, кто находится на месте ведущего придумывает свои задания - например: “ поменяйтесь местами, кто чистит с ребенком зубы на ночь” или “кто не дает долго смотреть ребенку телевизор” или “у кого в семье есть традиция с ребенком отдыхать на природе” и т. д. Участники меняются местами, но не с соседом, а переходят на противоположную сторону. Ведущий занимает одно из мест, а участник, оставшийся без места, становиться ведущим.
5. Конкурс: “Проводим тренинг для родителей”
Каждая команда проводит любой тренинг по профилактике заболеваний или оздоровлению детей, сопровождая его рекомендациями (домашнее задание).
3 этап: Заключительный: подведение итогов, определение победителя, награждения.