Структура личностно-ориентированного урока по математике

Разделы: Начальная школа


При осуществлении любой деятельности (в том числе и учебной) учитель должен:

  • осознать цель своей деятельности, ее задачи и сориентироваться в условиях ее протекания;
  • выработать план действий в соответствии с результатами ориентировки;
  • реализовать намеченное;
  • осуществить самоконтроль, т.е. сопоставить результат с планом.

Для проведения урока от учителя требуется ряд умений:

  • умение организовать деятельность учащихся на каждом этапе урока (от постановки учебной задачи до получения задуманного результата), грамотно пользоваться способами обучения, избранными для достижения целей;
  • умение общаться с учащимися, обеспечивая желаемую атмосферу урока;
  • умение контролировать ход работы, т.е. сопоставлять замысел с его реализацией и при необходимости по ходу урока вносить возможные коррективы.

Обучающие цели урока можно сформулировать так:

  1. получение новых знаний с опорой на ранее изученные материалы;
  2. введение новых понятий.

Мы знаем, что для более глубокого усвоения нового материала, необходимо иметь основу, это значит повторить ранее полученные знания.

Образовательные цели урока позволяют поставить такие развивающие цели: развить у учащихся математическую речь, умение анализировать, логически мыслить.

Необходимо продолжить воспитание у учащихся как доброжелательность, уважение к мнению других, умения слушать, делать адекватную самооценку, интерес к предмету, ответственность перед самим собой за свою обученность.

Исходя из этих целей можно спланировать следующие учебно- воспитательные моменты.

1. Организационный момент, имеющий своей целью воспитание культуры учебного труда.

2. Создание «ситуации успеха». Он должен проходить через повторение изученного на прошлых уроках. «Ситуация успеха» внушает ученику уверенность в собственных силах. Появляется у детей желание достигнуть хороших результатов.

На этом этапе учащиеся могут выполнить задание трех уровней сложности (уровневая дифференциация). Ученику дано право выбрать самому задание, исходя из своих возможностей. Затем каждый оценивает сам свою работу путем самопроверки. Анализирует свои ошибки, учитывает их, устанавливает причины. Это дает шанс еще раз проработать эту тему. Успех должен ощутить каждый ученик.

3. Постановка учебной задачи. Усвоение нового материала идет через создание проблемной ситуации и его решения.

Опираясь на ранее изученный материал, дети вместе с учителем выявляют, что они знают, а чего еще не знают.

Исходя из этой проблемы, дальше идет исследовательский метод-«открытие» детьми нового знания.

4. «Открытие» нового знания. На этом этапе каждый ученик должен включиться в поиск решения проблемы, а значит в активную познавательную деятельность. Важно, чтобы на каждом уроке ребенок переживал радость открытия, чтобы у него формировалась вера в свои силы и познавательный интерес.

5. Первичное закрепление. Главная задача этого момента - умение рассуждать. Дети опять же сами выбирают себе задания по осмыслению темы, по темпу – работу, по своим возможностям. Это позволяет дифференцировать задания, включить в работу активную познавательную деятельность каждого, воспитать доброжелательность, уважение друг другу через атмосферу в микрогруппах.

6. Самостоятельная работа. На этом этапе идет повторение, закрепление полученных знаний. Главной целью является тренинг выведенных алгоритмов действий, включаются некоторые новые элементы – это может быть систематизация изученного материала, его углубление, выходящее за рамки обязательных результатов обучения, расширение кругозора детей, опережающая подготовка к изучению следующих тем.

7. Подведение итога – традиционный момент. Учащиеся должны неплохо справляться с обобщением, оно необходимо, так как дисциплинирует, помогает повторить, закрепить на уровне обобщения.

Этот этап включает:

  1. решение вопроса о том, удалось ли осуществить намеченные цели;
  2. анализ конкретных результатов обучения, выявление достижений, удач, недостатков, просчетов;
  3. внесение необходимых уточнений, изменений в план дальнейшей работы по теме.

8. Этап нацелен на осознанное выполнение домашнего задания. Домашнее задание должно быть дифференцировано – по выбору.

Каждый этап урока должен быть тесно связан. Осуществление триединой цели должны способствовать все этапы: развитие математической речи, самопроверки, взаимопроверки, умение сопоставлять, анализировать, логически мыслить – должны развиваться при решении «проблемной ситуации», подведение итога урока.

Задачи воспитания осуществляются через создание дружеской творческой атмосферы урока, доброжелательного отношения учителя и учеников.

В целом, урок должен представлять целостную систему.

Приложение (Урок по математике)