Цели:
- Совершенствовать умение распознавать в речи имён существительных первого и второго склонения, умение грамотно писать безударные падежные окончания имён существительных первого и второго склонения, умение грамотно писать слова с удвоенной согласной в корне, закреплять вычислительные навыки, умение составлять задачи по диаграмме, а также их решать.
- Развивать речь, умение анализировать, сравнивать, а также работать над развитием орфографической зоркости, памяти.
- Воспитывать интерес к изучению учебных предметов - русского языка, математики.
Оборудование: тетрадь, тетрадь на печатной основе, рисунок ландыша, таблица «Карта города Имён Существительных, карточка с интегральным крестом, карточка с лежачей восьмеркой.
Ход урока
I. Организационный момент.
Выполняем следующие упражнения: а) «Гомолатеральный шаг Буратино»(начинаем шагать с правой ноги, поднимаем её немного вверх, а затем пальцами правой руки касаемся правого колена, затем делаем шаг левой ногой и поднимем левую руку, которая касается левого колена, а правая рука опущена и повторяем пять- шесть раз).б) «Глоток воды»(глотаем несколько раз слюну, как будто сделали пару глотков воды).в) «Кнопки мозга» (центр ладони находиться на уровне пупка, а большой и указательный пальцы правой руки массируют точки у шеи); г) «Интегральный крест»(смотрим на карточку)
Итог: улучшается концентрация внимания, происходит взаимодействие между полушариями головного мозга, которые затем включаются в работу.
II. Сообщение темы и цели урока (на доске: карта города Имён Существительных).
III. Упражнение в правописании слов с удвоенными согласными (работа с кроссвордом на доске).
По вертикали:
- Человек, который едет в автобусе или поезде.(пассажир).
По горизонтали:
- Шестой день недели.(суббота).
- Помещение на вокзале, где мы можем купить билеты на поезд.(касса).
- Женское имя, в написании которого есть -нн-.(Жанна).
- Вид транспорта, в названии которого есть -лл-.(троллейбус).
Кроссворд
Задания:
- «Зеркальное письмо» (в воздухе пишем слова; большим или указательным пальцами, соединенными вместе);
- Творческое задание: составьте мини-рассказ, используя слова из кроссворда.
- Сравнительный анализ (Что общего у данных слов? Чем они отличаются?).
IV. Письмо по памяти.
- Вступительная беседа: - А куда могла поехать Жанна? (ответы детей). Мы отправляемся в лес весной. А какие цветы мы можем встретить в лесу в марте? В апреле? В мае? * показываем рисунок ландыша.
- Работа с текстом на доске:
Чернеет лес, теплом разбуженный,
Весенней сыростью объят.
А уж на ниточках жемчужины
От ветра каждого дрожат.(С.Я.Маршак)
- Прочитайте текст.
- Каким мы увидели лес вместе с поэтом?
- С чем сравнивает автор цветы ландыша? А почему?
- Орфографическая подготовка (ученик в каждой стихотворной строке указывает орфограммы в словах)
- Повторное чтение (используем упражнение «Крюки Кука»:
1-я фаза: Вытянем руки вперёд, перекрещиваем их, соединяя ладони, перекрещиваем пальцы в замок, выворачиваем их, прижимаем к груди.
2-я фаза: Ставим язык к нёбу, ноги крест накрест глазами, читаем текст. (Это упражнение помогает соединить функции левого и правого полушарии, способствует перекрестной работе мозга, а также оказывает помощь в запоминании наизусть текста).
- Запись текста учащимися в тетради (текст закрыт).
- Взаимопроверка (открываем текст, ученики выставляют на полях свои оценки простым карандашом).
V. Упражнения в правописании падежных окончаний имён существительных.
1. Игра: «Закрой окошко» (работа с текстом в дидактических материалах страница 46 задание 108, выполняют ученики самостоятельно и один ученик - на доске.). Самопроверка (выборочно)*ученик объясняет выбор и правописание окончаний у имён существительных.
- Как можно озаглавить текст? Почему?
Ω Физкультминутка:
- «Кнопки баланса»: одну руку держим на уровне пупка, а другую держим за ямочку за ухом, меняем руки наперекрёст.
- «Перекаты головы»: не делаем круговые движения; от одного плеча до другого плеча делаем перекат, голова на плече, делаем вдох, пока совершаем перекат, делаем медленный выдох; делаем четыре раза с поднятыми плечами, а потом с опущенными. (Это упражнение позволяет расслабить тело, мышцы шеи, но, не нарушая межполушарного взаимодействия головного мозга).
- «Гомолатеральный шаг»: перекрестный шаг. Начинаем шагать с правой ноги, но левой рукой касаемся коленки правой ноги и так попеременно. Выполняем четыре-пять раз, используется при изучении математики.
- «Интегральный крест»: зафиксируем свой взгляд на пересечении этих двух линий, которые изображены на листе формата А4.
2. Работа с пословицей на доске:
- «Без грамматики – не выучишь…».*На доске координатный угол:
- Узнать, какое слово пропущено мы сможем, используя координаты.
- Запишите восстановленную пословицу в тетрадь.
- Самопроверка (выборочно).
- Объясните правописание окончаний имён существительных.
VI. Работа по составлению и решению задач с использованием диаграмм.
Диаграммы в рабочей тетради «Дружим с математикой» для 4 класса («Вентана-Граф») страница 23 задание 55.
- Ученики самостоятельно составляют задачи, затем решают. Самопроверка.
- Работа со словарными словами: (напечатаны на доске):
диаграмма, килограмм, грамм, тонна.
Задание: Что вы можете сказать о написании этих слов?
- Работа со словосочетаниями (записаны на доске):
килограмм апельсин□, мандарин□, яблок□, помидор□.
Задание: объясните правописание окончаний имён существительных (устно).
VII. Итог:
- Понравился ли урок? Почему?
- Что повторяли? Зачем?
- Выполнение упражнений на релаксацию:
- «Перекаты головы»
- «Насос»: как будто качаем воду; делаем наклон вправо; руки вдоль туловища; а затем – наклон влево и так далее повторяем 4-5 раз.
При работе с текстом на уроке русского языка (письмо по памяти, списывание, изложение, заучивание правила, написание словарных слов) использую следующие кинесиологические упражнения:
- «Крюки Кука» (описано в конспекте урока);
- «Зеркальное написание» (описано в конспекте урока);
- Заучивание правила с использованием карточки «Лежачая восьмерка», выполненная на листе формата А4:
(рука вытянута вперед; обводим большим пальцем по восьмерке, проговариваем правило; затем большим пальцем левой руки обводим по восьмерке и проговариваем ещё раз правило, а затем соединяем два больших пальца, и снова повторяем правило, глаза следят за пальцами). Использование этих упражнений позволяет выполнить ученикам словарные диктанты, изложения, списывания на положительные оценки.
Таблица 1. Результаты словарных диктантов 4 класса
Имя/Дата |
13 сен. | 3 окт. | 15 окт. | 19 нояб. | 28 нояб. | 11 дек. | 24 дек. | 29 янв. | 7 фев. | 21 фев. | 13 марта | 9 апр. | 22 апр. | 6 мая | 22 мая |
Артур | 4 | 4 | 5 | 4 | 5 | 5 | 4 | 4 | 5 | 4 | 5 | 4 | 5 | 5 | 4 |
Диана | 5 | 5 | 5 | 4 | 5 | 5 | 5 | н | Н | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 |
Семён | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 |
Даша | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 |
Света | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 3 | 3 | н | 4 | 4 | 4 | 4 | 3 | н | 4 |
Артём | 5 | 5 | 5 | 5 | 4 | 4 | 4 | 5 | 5 | 5 | 5 | 4 | 5 | 5 | 4 |
Настя | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | н | 5 | 5 | 4 | 5 | 5 | 5 | 5 | н | 5 |
Лена | 4 | 4 | 4 | 4 | 5 | 4 | н | 5 | 5 | 4 | 5 | Выбыла | |||
Илья | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 5 | н | 5 | 5 | 4 | 5 | Выбыл | |||
Яна | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 4 | 5 | 5 | 4 | 5 | 4 | 5 | 4 | 5 |
Полина | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 |
Алексей | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | н | 5 | н | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 |
Иван | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | н | 5 | 5 | н | 5 | 5 | 5 | 5 |
Андрей | 5 | 5 | 5 | 4 | 4 | 4 | 4 | 5 | 5 | 4 | 4 | 5 | 4 | 4 | 4 |
Кристина | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 |
Алексей | 5 | 5 | 4 | 4 | 5 | 4 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 4 | 5 | 5 | 5 |
Таблица 2. Результаты контрольных работ по русскому языку 4 класса
Имя | «0»срез | I полугодие | II полугодие | Экзамен |
Артур | 3 | 4 | 4 | 5 |
Диана | 4 | 4 | 5 | 4 |
Семён | 5 | 5 | 5 | 5 |
Даша | 5 | 5 | 5 | 5 |
Света | 3 | 3 | 3 | 3 |
Артём | 4 | 4 | 4 | 5 |
Настя | 5 | 5 | 5 | 5 |
Лена | 5 | 5 | Нет | Нет |
Илья | 4 | 5 | Нет | Нет |
Яна | 4 | 3 | 4 | 4 |
Полина | 5 | 5 | 5 | 5 |
Алексей | 5 | 4 | 5 | 5 |
Иван | 5 | 5 | 5 | 5 |
Андрей | 4 | 4 | 4 | 4 |
Кристина | 5 | 5 | 5 | 5 |
Алексей | 5 | 5 | 5 | 5 |
Таблица 3. Итоги экзаменационной работы за курс начальной школы в 4 классе
Оценка | Кол-во учащихся | % |
«5» | 10 | 72 |
«4» | 3 | 21 |
«3» | 1 | 7 |
Применение кинесиологических упражнений помогает улучшить у учащихся память, речь, внимание, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю. У ребёнка появляется интерес к изучению данного предмета. Использование этой системы упражнений улучшает у учеников работоспособность на уроке. Результативность зависит от систематической и кропотливой работы.
Если мы верим в то, что обучение-это не только передача знаний, но и творческий процесс человеческого взаимодействия, то, создавая в группе атмосферу признания, ситуацию успеха, мы тем самым формируем у детей позитивное отношение к учёбе, желание изучать родной язык.
Список литературы:
- Деннисон П. Деннисон Г. Программа «Гимнастика мозга», Москва,1997 год.
- Фопель К. Энергия паузы/перевод с немецкого/Москва, «Генезис», 2001 год
- Холодова О.Юным умникам и умницам./курс «РПС» для начальной школы/, Москва, «Рост-книга», 2006 год.