Форма деятельности: совместно-индивидуальная.
Цели и задачи:
- использовать знания и навыки полученные ранее (узор в квадрате), способствовать их применению на данном уроке;
- воспитывать уважение и интерес к творчеству народных мастеров, особенно мастеров родного края, бережного отношения к культурному наследию;
- способствовать развитию воображения и творчества в рисунках детей, умения выражать свое личное понимание значения декоративного искусства в жизни людей;
- обеспечивать ситуацию эмоционального удовлетворения в коллективно-индивидуальной работе, осуществлять межпредметные связи.
Материалы, инструменты:
- лист 20 x 20 см.,
- акварель,
- гуашь,
- простой карандаш,
- баночка с водой,
- палитра.
Оформление урока:
- рисунки узор в квадрате (работы детей),
- изразец (с фабрики скопинской керамики),
- слайды с показом изразцов,
- нарисованная печь на ватмане без цветового оформления,
- книга С.А. Маслих “Русское изразцовое искусство XV-XIX век”.
1. Организационный момент.
2. Введение.
От доисторических времен детства человечества до дней космической эры обыкновенная глина всегда являлась великолепным строительным материалом и основой изделий из керамики. Не случайно археологи и художники, историки и инженеры-строители, архитекторы и химики вновь и вновь обращаются к истории керамики. Это делается не только для того чтобы лучше понять прошлое, а для того чтобы сделать большой шаг в будущее.
Создатели керамических изделий, как правило, – универсалы. Они должны знать многое о глине, ее составе и свойствах, уметь пользоваться гончарным кругом, достигать высоких температур в печах для обжига, владеть тайной изготовления поливы – словом, быть художником и технологом одновременно.
Мы сегодня будем пользоваться наглядным материалом, который подбирал и исследовал автор книги “Русское изразцовое искусство XV-XIX века” Сергей Александрович Маслих – архитектор по образованию. Он сумел побывать в 80 городах России, описать, зарисовать, сфотографировать около 600 красных, муравленых, рельефных, гладких изразцов. Ему удалось установить несколько новых центров производства древней архитектурной керамики.
3. Формирование знаний.
Керамические декоративные плитки, или изразцы, издревле использовались на Руси для отделки дворцов и храмов, а также для облицовки печей.
Изразцы без поливы из-за красного цвета обожженной глины назывались красными. Украшением каждого красного изразца был рельеф, оттиснутый в специальной деревянной форме. Красота изразцового убранства во многом зависела от искусства мастера, резавшего деревянные формы для изразцов.
Недаром само слово “изразец” произошло от “изрезать”.
Рельефы были единственным украшением самых первых изразцов. На них изображались сцены охоты и битв, герои народных сказок, басен, реальные и фантастические животные.
Однако красные изразцы оказались не практичными. Из-за пористости материала они пропускали угар в помещение, быстро грязнились и становились черными. Чтобы избежать этих недостатков, в XVII в изразцы стали покрывать защитным слоем – глазурью.
Наиболее широко были распространены муравленые плитки, покрытые зеленой глазурью. Одетая поливными изразцами, печь не только была украшением жилища, но и лучше обогревала его.
Производство рельефных многоцветных изразцов было организовано в 1653 г. настоятелем Иверского монастыря. Это новые, еще не виданные многоцветные изразцы, называемые ценинными отвечали вкусам того времени. Они хорошо сочетались с пышным наружным декором церквей.
В начале XVIII в. в Москве и в соседних с нею городах наружный изразцовый декор зданий выходит из употребления. Петровская эпоха требует новшеств. Излюбленные единороги, сирины, воины-лучники уходят в прошлое. Появляются сюжеты, которых не было ранее. В них отразились введенные Петром I новые моды на одежды и прически.
В 80-е годах XVIII цвет эмалей уменьшается и сюжеты изразцов упрощаются, появляется синяя роспись по белому фону, а сложные рисунки заменяются изображением отдельных ваз, веток и цветов.
XIX в не внес ничего нового в историю изразцового искусства. Вновь появляются многоцветные сюжетные изразцы с пояснительными подписями.
Пояснительный материал сопровождается показом слайдов.
Просмотр изразца скопинских мастеров художественной керамики.
Если раньше для формовки изразцов применялись деревянные формы. То теперь керамисты стали отливать их из гипса по вылепленным из глины моделям. При осторожном обращении с формой в ней можно отформовать до 200 изразцов. Учебный изразец имеет форму квадрата.
Просмотр рисунков детей по теме “Узор в квадрате”.
Где может располагаться узор в квадрате?
Назовите соотношение размеров?
Примечание: рисунок может быть сюжетным.
В конце прошлого века над созданием изразцового убранства печей увлеченно работал художник Врубель. В усадьбе Абрамцево под Москвой по его эскизам были построены замечательные печи – истинные произведения декоративно-прикладного искусства.
Нам предстоит на уроке создать уникальную печь из ваших изразцов.
4. Практическая работа.
Выполнить рисунок изразца печи на квадратике листа по своему восприятию данной темы
Оформить рисунок в цвете.
Из отдельных изразцов на заготовку печи наклеить коллективную работу.
В процессе работы осуществлять фронтальный контроль с некоторыми замечаниями, советами, пожеланиями.
5. Анализ работы.