Цели урока:
- Способствовать развитию навыков сравнения дробей,
- Сложения и вычитания дробей с разными знаменателями,
- Закрепить знание нахождения наименьшего общего кратного чисел.
Сегодня на уроке мы продолжаем работу по теме “Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями”.
Это у нас уже второй урок темы, перед вами будет стоять цель:
уметь складывать и вычитать дроби с разными знаменателями, а для этого вы должны знать правила: как складывают и выполняют вычитание дробей с разными знаменателями.
Если на первом уроке мы с вами занимались дробями, у которых знаменатели взаимно простые или кратные друг другу числа, то сегодня наша задача усложняется, для некоторых случаев придётся находить общий знаменатель разложением знаменателей на простые множители по правилу нахождения НОК.
В конце урока вы должны хорошо знать правило:
как складывают дроби с разными знаменателям и уметь применять это правило при решении задач.
Через 3 урока состоится контрольная работа, в которой будут задания, проверяющие как вы усвоили тему. На контрольной работе будут 2 задания по нашей теме: третье задание – выполнение сложения и вычитания дробей с разными знаменателями и четвёртое задание: решение задачи на применение правила. Итак, сегодня мы с вами отрабатываем задания на стандарт.
1. а) Поработаем устно.
42 | 48 | 6 |
36 | 54 | 12 |
30 | 24 | 18 |
Внимательно посмотрите на этот прямоугольник и старайтесь запомнить расположение чисел, может, заметите какую-нибудь закономерность.
А теперь постарайтесь восстановить эти числа в черновике.
Кто какие числа запомнил?
Как можно было хорошо запомнить расположение этих чисел?
(Числа, кратные 6, расположены в порядке возрастания по часовой стрелке, начиная с верхнего правого прямоугольника)
Повторим сравнение дробей с разными знаменателями и с равными числителями.
Сравните следующие дроби: ; .
Расположите их в порядке возрастания.
б) Внимательно посмотрите на следующий ряд чисел:
16, 10, 8, , 2007, 1961.
Сколько всего чисел написано?
Как можно было запомнить эти числа? 16 октября, 8 кабинет, 2007 год.
Сколько чётных чисел? Назовите их.
Назовите третье число.
Второе число с конца.
Трёхзначное число.
Число, кратное 5.
Кратное 10
Кратное 3.
Кратное 9.Чем знаменито число 1961?
Какое число отличается от остальных, то есть не вписывается в ряд чисел?
Эта дробь правильная или неправильная?
Сократимая или несократимая?
Сократите эту дробь.
2. Проверка домашней работы.
Как сравнивают две дроби с разными знаменателями?
Как складывают дроби с разными знаменателями?
Как выполняют вычитание дробей с разными знаменателями?
Есть ли вопросы по домашней работе? Проверка по рядам учителем.
3. Работа с правилом по учебнику после неточных ответов учащихся.
В математике нельзя пропускать ни одного слова в некоторых правилах. Общий знаменатель и наименьший общий знаменатель не всегда совпадают.
Послушайте притчу об одном мэре.
Когда ещё не было электричества, мэр одного города любил вечером гулять по городским улицам. Как-то он столкнулся с одним горожанином, у него на лбу выскочила шишка. на следующий день он издал указ: “В тёмное время суток на улицу выходить с фонарём”. А вечером на него налетел тот же горожанин. Мэр потребовал у него фонарь.
- Вот, - сказал прохожий.
- А где свеча? – спросил мэр.
- А в указе не написано, что в фонаре должна быть свеча, - ответил тот.
Мэр издал второй указ: “В тёмное время суток на улицу выходить с фонарём со свечой”.
В третий день история повторилась.
Мэр уже вышел из себя.
- Думаете, что ответил мэру прохожий?
- В приказе не написано, что свеча фонаря должна быть зажжена.
Мэру пришлось издать указ третий раз, только после этого прохожий оставил его в покое.
Наша задача – хорошо знать правило и уметь его применять. Ещё раз повторяю, мы работаем над стандартом.
4. Выполнение упражнений.
Решите следующие примеры на доске по желанию.
Вы решили примеры, где знаменатели взаимно простые числа и когда больший знаменатель кратен меньшему.
На этом уроке будем решать более сложные задания на сложение и вычитание дробей с разными знаменателями.
Запишите задание:
=.
Если ученик решит так, как мы с вами решили, значит, он хорошо знает, как находят НОК двух чисел и умеет выделять из неправильной дроби целую часть, знает, что знаменатели не взаимно простые числа.
А если ученик найдёт общий знаменатель, умножив знаменатели, он показывает незнание нахождения НОК, то есть правила: как складывают дроби с разными знаменателями. Поэтому, в первую очередь, если знаменатели не взаимно простые числа и не кратны друг другу, надо найти НОК знаменателей.
На доске записаны №№, которые должны решить в классе: 309 д – и, 328, 340 (повторение)
д) ; выполняют на доске,
е) ; повторили сокращение дроби, на контрольной работе это задание есть, оно проверяет усвоение стандарта.
ж) (самостоятельно)
з) ; находим НОК(21,15) = 3*7*5 =105.
и) ; НОК(22,55) = 2*11*5 = 110.
Такие задания должны уметь решать все, за правильное решение таких заданий на контрольной работе ставится “3”.
5. Решим задачу №328.
Эта задача на “4”. Внимательно прочитайте условие задачи. Запишем условие задачи:
1 месяц - плана | ||
2 месяц - ? на плана меньше, чем |
1) (плана выполнил завод за второй месяц)
2) часть плана выполнил завод за 2 месяца).
Ответ: часть плана.
На контрольной работе будет такая задача, решив которую можно получить отметку “4”.
6. Задачу № 327 решите самостоятельно.
7. Повторение ранее изученного материала. № 340.
Сократить дроби:
или ; ; .
Сокращение дробей на контрольной работе тоже есть, это задание на стандарт.
8. Итог урока.
а) Как складывают и вычитают дроби с разными знаменателями?
б) Выставление отметок.
в) Задания на дом: п.11,
№№360(ж - м),364, 365.