Дидактическая цели: систематизировать изученный материал, выявить уровень усвоения, применить в знакомой и новой учебной ситуации.
Цели:
- образовательные: обобщить и систематизировать знания по темам: “Пищеварение”, “Обмен веществ и энергии. Витамины”;
- развивающие: развивать организационные умения (организация рабочего места, распределение деятельности во времени), информационные умения (работа с тестами, информационные картинки, ребусами), интеллектуальные (умение выделять главное, сравнивать, обобщать, доказывать), коммуникативные (работа в группах);
- воспитательные: воспитывать интерес к знаниям, культуру умственного труда, гигиенические навыки.
Целеполагание и мотивация
Урок начинается с музыкальной заставки: дети входят в класс под песню "Мы начинаем КВН…"
Учащиеся вместе с учителем определяют цели урока. Особенно обращается внимание на суть систематизации.
Учитель:
Мы начинаем наш урок для чего? Для чего?
Для регуляции обмена веществ.
Переварили мы его!
Уже знаком нам Павлов строгий.
Но подведём сейчас итоги
начнём наш Био – КВН.
(дети заранее разбиваются на команды, каждая команда выбирает командира, который в конце Био – КВНа подаёт сведения о работе внутри своей группы учителю)
Правила игры
(на доске написаны первые слова правил, учащиеся составляют окончание предложения).
- Отвечать…(по заданию)
- Говорить…(уверенно, чётко, громко)
- Слушать…(ответы других команд внимательно)
Актуализация
“Представление команд”
Каждая команда представляет себя. Оценивается оригинальность и соответствие повторяемым темам. Максимально 3 балла.
“Домашнее задание”
(каждая команда за ранее получила данное задание в ходе жеребьёвки и готовила его дом)
- Проследить пищеварение и превращение веществ от ротовой полости до желудка.(задание инсценировать в виде сказки “Колобок”)
- Проследить пищеварение и превращение веществ в желудке.(задание инсценировать в виде сказки “Теремок”)
- Проследить пищеварение и превращение веществ в тонком и толстом кишечнике (задание инсценировать в виде детской радиопередачи)
На каждую команду выделяется 3 минуты и максимально команда получает 5 баллов
“Разминка”
В течение минуты команды отвечают на вопросы. Побеждает та команда, которая даст больше правильных ответов. За правильный ответ команда получает 1 балл.
- ощущение потребности в определённых видах пищи (аппетит)
- до чего расщепляются белки (до аминокислот)
- органические вещества, участвующие как регуляторы жизнедеятельности во всех биохимических и физиологических процессах организма и оказывающие влияние на рост, развитие и обмен веществ (витамины)
- куда открываются протоки поджелудочной железы (в двенадцатипёрстную кишку)
- искусственное соединение протока пищеварительной железы или полости пищеварительного органа с внешней средой (фистула)
- узкая часть кишечной трубки, уложенная в виде множества петель, занимает большую часть брюшной полости (тонкая кишка)
- бесцветная жидкость, не имеющая запаха и содержащая ферменты, расщепляющие белки и жиры (желудочный сок)
(количество заданных определений определяет учитель)
Систематизация и обобщение. Применение учебного материала
“Пятый лишний”
Каждая команда получает поднос с пятью продуктами. За 3 минуты нужно выбрать продукты, которые были бы полезны больному, страдающему:
1 команда – ожирением
2 команда – сахарным диабетом
3 команда – гастритом
1 поднос
яблоко
морковь
апельсин
банан
конфеты(-)
2 поднос
яйцо
чёрный хлеб
творог
мясо
варенье(-)
3 поднос
творог
белый хлеб
морковь варёная
каша овсяная
какао(-)
Максимально за конкурс 4 баллов. За сведения о причинах заболевания, лечении и профилактике команда получает дополнительный балл.
“Конкурс капитанов”
За 1 минуту капитаны команд должны объяснить, что изображено на плакате.
Максимум за конкурс 3 балла.
1 команда – рахит
2 команда – ожирение
3 команда – фистула
“Конкурс художников”
Команды обмениваются и отгадывают ребусы по темам, которые готовили дома, или учитель предоставляет командам уже готовые ребусы (<Рисунок 1>, <Рисунок 2>).
Рис. 1
Рис. 2
Ученики работают самостоятельно и в группах.
Учитель подводит итог, делает переход к изучению следующей темы – “Выделение”.
Вместе с учащимися учитель вспоминает цели, которые ставили в начале урока, и определяет их достижение.
Рефлексия
(ученики отвечают на вопросы):
- Что было особенно интересно?
- Что вызвало затруднение?
- Кто был самый активный?
- Кому было комфортно при работе в группе?
- Кто остался неудовлетворённым от работы в группе? Почему?
Домашнее задание
Необходимо найти стихи, пословицы, поговорки по данным темам, и обосновать их, например,
Ужин не нужен, был бы обед. (Обед важнее ужина и должен составлять 50% суточной нормы, а ужин 15 – 20%)
Мельница сильна водой, а человек едой. (Мельница работает за счёт воды, а человек получает необходимую энергию для работы в результате расщепления питательных веществ)
Контроль
Ученикам предлагается проверочная работа из трёх вопросов трёх уровней сложности:
- Перечислите основные отделы пищеварительной системы человека
- Сравните пластический и энергетический обмены
- Почему у тренированного человека энергетический обмен происходит более экономно, чем у человека нетренированного?
Оценки за урок выставляются с учётом выполнения индивидуального задания, самооценки и оценки, выставленной группой.