Урок обобщения и систематизации знаний "Пищеварение": "Обмен веществ и энергии. Витамины"

Разделы: Биология


Дидактическая цели: систематизировать изученный материал, выявить уровень усвоения, применить в знакомой и новой учебной ситуации.

Цели:

  • образовательные: обобщить и систематизировать знания по темам: “Пищеварение”, “Обмен веществ и энергии. Витамины”;
  • развивающие: развивать организационные умения (организация рабочего места, распределение деятельности во времени), информационные умения (работа с тестами, информационные картинки, ребусами), интеллектуальные (умение выделять главное, сравнивать, обобщать, доказывать), коммуникативные (работа в группах);
  • воспитательные: воспитывать интерес к знаниям, культуру умственного труда, гигиенические навыки.

Целеполагание и мотивация

Урок начинается с музыкальной заставки: дети входят в класс под песню "Мы начинаем КВН…"

Учащиеся вместе с учителем определяют цели урока. Особенно обращается внимание на суть систематизации.

Учитель:

Мы начинаем наш урок для чего? Для чего?
Для регуляции обмена веществ.
Переварили мы его!
Уже знаком нам Павлов строгий.
Но подведём сейчас итоги
начнём наш Био – КВН.

(дети заранее разбиваются на команды, каждая команда выбирает командира, который в конце Био – КВНа подаёт сведения о работе внутри своей группы учителю)

Правила игры

(на доске написаны первые слова правил, учащиеся составляют окончание предложения).

  • Отвечать…(по заданию)
  • Говорить…(уверенно, чётко, громко)
  • Слушать…(ответы других команд внимательно)

Актуализация

“Представление команд”

Каждая команда представляет себя. Оценивается оригинальность и соответствие повторяемым темам. Максимально 3 балла.

“Домашнее задание”

(каждая команда за ранее получила данное задание в ходе жеребьёвки и готовила его дом)

  1. Проследить пищеварение и превращение веществ от ротовой полости до желудка.(задание инсценировать в виде сказки “Колобок”)
  2. Проследить пищеварение и превращение веществ в желудке.(задание инсценировать в виде сказки “Теремок”)
  3. Проследить пищеварение и превращение веществ в тонком и толстом кишечнике (задание инсценировать в виде детской радиопередачи)

На каждую команду выделяется 3 минуты и максимально команда получает 5 баллов

“Разминка”

В течение минуты команды отвечают на вопросы. Побеждает та команда, которая даст больше правильных ответов. За правильный ответ команда получает 1 балл.

  • ощущение потребности в определённых видах пищи (аппетит)
  • до чего расщепляются белки (до аминокислот)
  • органические вещества, участвующие как регуляторы жизнедеятельности во всех биохимических и физиологических процессах организма и оказывающие влияние на рост, развитие и обмен веществ (витамины)
  • куда открываются протоки поджелудочной железы (в двенадцатипёрстную кишку)
  • искусственное соединение протока пищеварительной железы или полости пищеварительного органа с внешней средой (фистула)
  • узкая часть кишечной трубки, уложенная в виде множества петель, занимает большую часть брюшной полости (тонкая кишка)
  • бесцветная жидкость, не имеющая запаха и содержащая ферменты, расщепляющие белки и жиры (желудочный сок)

(количество заданных определений определяет учитель)

Систематизация и обобщение. Применение учебного материала

“Пятый лишний”

Каждая команда получает поднос с пятью продуктами. За 3 минуты нужно выбрать продукты, которые были бы полезны больному, страдающему:

1 команда – ожирением

2 команда – сахарным диабетом

3 команда – гастритом

1 поднос

яблоко
морковь
апельсин
банан
конфеты(-)

2 поднос

яйцо
чёрный хлеб
творог
мясо
варенье(-)

3 поднос

творог
белый хлеб
морковь варёная
каша овсяная
какао(-)

Максимально за конкурс 4 баллов. За сведения о причинах заболевания, лечении и профилактике команда получает дополнительный балл.

“Конкурс капитанов”

За 1 минуту капитаны команд должны объяснить, что изображено на плакате.

Максимум за конкурс 3 балла.

1 команда – рахит

2 команда – ожирение

3 команда – фистула

“Конкурс художников”

Команды обмениваются и отгадывают ребусы по темам, которые готовили дома, или учитель предоставляет командам уже готовые ребусы (<Рисунок 1>, <Рисунок 2>).

Рис. 1

Рис. 2

 Ученики работают самостоятельно и в группах.

Учитель подводит итог, делает переход к изучению следующей темы – “Выделение”.

Вместе с учащимися учитель вспоминает цели, которые ставили в начале урока, и определяет их достижение.

Рефлексия

(ученики отвечают на вопросы):

  • Что было особенно интересно?
  • Что вызвало затруднение?
  • Кто был самый активный?
  • Кому было комфортно при работе в группе?
  • Кто остался неудовлетворённым от работы в группе? Почему?

Домашнее задание

Необходимо найти стихи, пословицы, поговорки по данным темам, и обосновать их, например,

Ужин не нужен, был бы обед. (Обед важнее ужина и должен составлять 50% суточной нормы, а ужин 15 – 20%)

Мельница сильна водой, а человек едой. (Мельница работает за счёт воды, а человек получает необходимую энергию для работы в результате расщепления питательных веществ)

Контроль

Ученикам предлагается проверочная работа из трёх вопросов трёх уровней сложности:

  • Перечислите основные отделы пищеварительной системы человека
  • Сравните пластический и энергетический обмены
  • Почему у тренированного человека энергетический обмен происходит более экономно, чем у человека нетренированного?

Оценки за урок выставляются с учётом выполнения индивидуального задания, самооценки и оценки, выставленной группой.